26
27
pi^e>^>^C^€^^€^ОБЛЕГЧЕНИЕ ПУСКА ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯВо Франции получил распространение пуск бензиновых двигателей и дизелей при помощи специальной жидкости, названной «Газоматик». Эта жидкость, выпускаемая фирмой «Прокамбур», представляет собой смесь углеводородов, точки испарения которых составляют цепь. начинающуюся, с достаточно низкой температуры, что обеспечивает при различной температуре вполне удовлетворительное насыщение горючей смеси парами топлива. Жидкость продается в небольших пластмассовых баллончиках (диаметром 60 мм, высотой 200 мм), где она находится под давлением сжатого воздуха. Для пуска двигателя необходимо нажать на клапан 1 баллончика и направить струю жидкости на воздухоочиститель, как показано на рисунке. Одновременно, включив зажигание, проворачивают коленчатый вал стартером. Испытания жидкости «Газоматик», проведенные в условиях Москвы, показали, что при температуре минус 10—15° С обеспечивается легкий пуск карбюраторного двигателя без всякого подогрева. Жидкость обладает высокой смазывающей способностью и антикоррозийна, так что ее применение не угрожает повышением износа двигателя. Одного баллончика жидкости хватает примерно на 100 пусков. Фирма рекоменАВТОМАТИЧЕСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНДЧтобы облегчить проведение эксплуатационных испытаний масел и топлив на автомобилях. Исследовательский центр фирмы «Эссо» в Линдене (ФРГ) построил автоматически действующий испытательный стенд с восемью рабочими постами, которыми управляет один человек. С помощью магнитофонных лент, на котор ых зафиксированы различные конкретные обстоятельства, возникающие при движении автомобиля, на стенде воссоздаются необходимые условия испытаний, благодаря чему можно практически отказаться от проведения испытаний на дорогах и улицах. Магнитофонные ленты управляют испытываемыми автомобилями точно так же, к ак это делал бы водитель (т. е. пускал двигатель, разгонял, тормозил и останавливал автомобиль) при «эталонной» ездке, во время которой проводилась запись. Такое механическое многократное воспроизведение однажды выполненной ездки позволяет проводить испытания различных масел и топлив при совершенно одинаковых условиях, исключающих субъективные отклонения. По своему устройству стенд несколько отличается от известных до сих пор конструкций; для того чтобы стоящие на опорных катках стенда автомобили могл и «ехать», применен новый метод снятия мощности двигателя. Задние колеса вращают массивные стальные цилиндры стенда, которые связаны приводными ремнями с мощными вентиляторами ис валом, на котором сидят инерционные диски, воспринимающие мощность двигателя на себя. Эти диски поглощают ровно столько мощности двигателя, сколько было бы израсходовано в нормальных условиях движения автомобиля при разгоне до определенной скорости. Регулировка дисков осуществляется в зависимости от общего веса испытываемой модели автомобиля, включая вес водителя. В свою очередь вентиляторы воспринимают на себя (т. е. на привод их) часть мощности двигателя, которая понадобилась бы в нормальных условиях движения автомобиля по дороге для преодоления сопротивления воздуха. Одновременно вентиляторы обеспечивают охлаждение двигателей. По сравнению с обычными дорожными испытаниями автомобилей испытания с помощью стенда имеют, р яд преимуществ. Во-первых, они дают возможность получить более точные результаты, чем при обычных уличных ездках, рассеивающих внимание испытателя. Во-вторых, благодаря контрольным магнитофонным лентам создаются идеально равные условия испытаний различных топлив и масел на одной и той же машине, так как ленту можно запускать многократно, в то время как никакой водитель не сможет в точности воссоздать при повторных ездках условия первой контрольной ездки. Большую роль играет также и то, что на стенде можно производить испытания с очень большими скоростями движения (до 160 км/час), не подвергая водителя никакому риску. Применение стенда высвобождает 8 квалифицированных шоферов-испытателей и заменяет испытательные пробеги на дистанции до 1,5 миллиона километров в год.дует применять ее не только при «холодном» пуске, а также при сырой погоде, при сильной жареив случаях затруднения пуска из-за большой изношенности двигателя или разряженной батареи. Для мощных дизелей, когда для пуска нужна большая порция углеводородов. применяется специальное приспособление, состоящее из форсунки, ввернутой в воздухопровод, трубопровода, насоса и баллончика с жидкостью. Во время пуска дизеля насос подает жидкость в трубопровод, н таким образом в цилиндры двигателя вместе с воздухомпоступают легко воспломеняющиеся углеводороды.ПОЛУГУСЕНИЧНЫЙ мотоциклПо заказу командования итальянской армии фирма «Мото-Гуцци» создала новую модель полугусеничного трехколесного мотоцикла, отличающегося исключительно высокой проходимостью и удобствами эксплуатации в горной местности. Мотоцикл имеет привод на переднее колесо, а два задних колеса снабжены гусеничным движителем. Особенностью конструкции является также возможность изменения" колеи задних колес при движении машины, что достигается специальным механизмом, включенным в систему трансмиссии. Общая схема компоновки мотоцикла показана на рис. 1. Привод от двухцилиндрового двигателя (мощностью 20 л. с. при 4200 об/мин) к переднему ведущему колесу смонтирован внутри рулевой колонки и осуществляется через гитару привода 1, коническую передачу 2. понижающую передачу 3и коническую понижающую передачу 4. В коробке передач 6 предусмотрено шесть передач для движения вперед и одна назад; в трансмиссии, кроме того, установлено два дифференциала — межосевой 10 и межколесный 9 для задних колес. Назначением цилиндрического межосевого дифференциала, расположенного несимметрично, я вляется распределение крутящего момента, развиваемого двигателем, между ведущим передним колесом и двумя задними колесами в соотношении 1 : 4. На задних колесах предусмотрена также понижающая передача 8, крутящий момент к которой подводится через задний карданный вал 7. На рис. 2 представлена (усеченная с одной стороны) схема трансмиссии мотоцикла, из которой видно, к ак действует приводимый от трансмиссии механизм изменения колеи задних колес. Задние колеса снабжены гидравлическими тормозами. Качающийся рычаг7 допускает регулировку. Подвеска переднего колеса выполнена с помощью спиральной пружины и гидравлического амортизатора телескопического типа. Переднее колесо является . разумеется, не только ведущим, но и управляемым: его можно поворачивать относительно продольной оси мотоцикла на углы до 90°, что обеспечивает машине легкость управления и хорошую маневренность; передаточное число рулевой передачи — 4,5,Рис. 1. Схема общей компоновки мотоцикла: 1 — гитара привода к переднему колесу: 2 — коническая передача к переднему колесу; 3 — понижающая передача у переднего колеса; 4 — коническая пониж ающая передача у переднего колеса; 5 — сцепление; 6 — коробка передач; 7задний карданный вал; 8 — коническая понижающая передача у задних колес; 9 — задний межколесный дифференциал10 — межосевой дифференциал; 11 — бензобак.Рис. 2. Схема трансмиссии: 1 — шины; 2 — тормоз заднего колеса с гидравлическим приводом; 3 — карданные валы; 4 — задний межколесный дифференциал; 5 — управление механизмом изменения колеи; 6 — механизм изменения колеи; 7 — к ачающийся рычаг.26 ШИНА НОВОЙ КОНСТРУКЦИИИтальянская фирма «Пирелли» выпустила шину новой конструкции, которая обеспечивает ряд неоценимых удобств по сравнению с обычными шинами. Принцип конструкции становится ясен из приводимой ниже иллюстрации. Он состоит в том. что обычная шина как бы разделена на два самостоятельных конструктивных элемента — пневматический каркас и сменный протектор, разделенный в свою очередь на три части. с я хорошее прилегание протекторо» к каркасу; кроме того, их положение на каркасе фиксируется направляющими ребрами, которые образуют беговые дорожки каркаса. Большим преимуществом новой конструкции является то, что она позволяет .довольно оперативно изменять профиль шины соответственно погоде, времени года, климатическим и дорожным условиям и т. д. Кроме того, что существуют специальные наборы протекторов (зимний, летний и пр.), предусматривается возможность установки между кольцевыми протекторами специальных шипов, позволяющих эксплуатировать автомобили при гололеде, на скользкой дороге и т. д. Головки этих Т-образных шипов выполнены из сплава, содержащего вольфрам; применение их исключает необходимость в цепях противоскольжения: С точки зрения безопасности движения новая шина также имеет ряд преимуществ: продольные канавки остаются открытыми как на поворотах, так и при торможении, что особенно важно при движении по мокрой дороге. Причиной постоянного открытия профильных канавок является наличие металлических поясков в теле кольцевых протекторов: это обеспечивает хорошее «держание дороги» и надежность торможения при эксплуатации автомобиля даже на мокрой скользкой дороге. Большие возможности, которые открывает новая конструкция, привлекли к ней всеобщее внимание. Несмотря на то , что она далеко еще недостаточно проверена в эксплуатации, большинство автомобильных журналов мира посвящает шине БС-3 целые страницы. О тредакции : Конструкция шины, близкая к описанной здесь, создана недавно специалистами Ярославского шинного завода. В одном из ближайших номеров мы дадим подробное описание этой новой шины отечественной конструкции.£ФШ^%>?4>£€^€4,АВТОМАТИЧЕСКИ БЛОКИРУЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛФирма «Борг-Уорнер» (США) сообщает о выпуске автоматического блокирующего дифференциала, который легко может быть встроен в задний мост большинства современных легковых автомобилей. Действие этого дифференциала основывается на том принципе, что каждое ведущее колесо, как только оно изза недостаточного сцепления с грунтом начинает проявлять склонность к пробуксовыванию, автоматически сочленяется с коронной шестерней дифференциала; благодаря этому крутящий момент либо равномерно распределяется на оба колеса, либо большая его часть передается колесу, стоящему на «хорошей» части дороги (т. е. имеющему удовлетворительное сцепление с грунтом). Разработанная фирмой «Борг-Уорнер» конструкция обеспечивает, таким образом, то Же действие, что и известные давно конструкции дифференциалов, но она как бы удлиняет это действие, благодаря чему автомобиль движется по плохой дороге гораздо более равномерно. Поскольку ведущие колеса не сразу воспринимают изменения числа оборотов. новый блокирующий дифференциал устраняет одностороннее проворачивание колес на плохих дорогах.Каркас новой шины, она получила обозначение'БС-3, имеет три беговые дорожки, на которые монтируются узкие сменные кольцевые протекторы различного профиля. Если эти протекторы (либо один из них) снашиваются или получают повреждение, то нет необходимости из-за этого демонтировать колесо и отдавать всю шину в ремонт: в то же время и прокол каркаса не влечет за собой полной смены шины, т аккак потребует лишь ее частичного ремонта. Сменные кольцевые протекторы выполнены из резины и имеют внутренние стальные кольца, обладающие большой жесткостью и не позволяющие протектору увеличиваться в диаметре (т. е. растягиваться). Несдвигаемая посадка кольцевого протектора на беговой дорожке каркаса достигается тем. что внешний диаметр каркаса выбран несколько большим, чем диаметр протектора в свету. Монтаж протекторов на каркас осуществляется до накачки последнего воздухом и поэтому не составляет трудностей. После накачкикаркаса воздухом обеспечиваетЛЕТАЮЩИЕ АВТОМОБИЛИУспехи, достигнутые за последние годы в области создания силовых установок с высокой удельной мощностью, и использование для вертикального подъема винтов, установленных в кольцевых каналах, создали реальные предпосылки для разработки конструкций летающих автомобилей. Весной 1957 года в США демонстрировались образцы летающих платформ, способных поднять одного человека. В американской печати сообщалось о работах по созданию индивидуальных вертолетов и летающих автомобилей. Ряд фиом работал по заданию армии США над образцами «летающих джипов». На состоявшейся в конце 1958 года конференции общества автомобильных инженеров в Детройте, которая обсуждала вопрос об «автомобиле 1980 года», представитель компании «Крайслер корпорейшн» сообщил, что осуществляемый этой компанией проект «воздушного джипа» приближается к завершению. Исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области ведутся с целью найти метод благополучно приземляться при выходе двигателя из строя и подтвердить расчетные данные и сведения. полученные в аэродинамических трубах ис помощью моделирующих вычислительных машин. В конце 1958 года проводились испытания образца «воздушного джипа ВЦ-8П», который, по сообщениям прессы. объединяет универсальность использования. свойственную автомобилю типа «джип», со способностью парить в воздухе и совершать полеты, свойственной небольшим вертолетам. Работы, проводимые по заданиям армии США в области создания летающих машин, отражают стремления коренным образом повысить маневренность войск в новых условиях ведения боевых действий. В 1959 году работы по созданию различных образцов летающих машин, в том числе и боевых, получили еще более широкий размах. По сообщениям американской военной печати, в ближайш ее время будет готова к испытаниям модель летающего легкого танка весом в одну тонну. Мощность его двигателя 55 л. с ; считают, что он сможет передвигаться по воздуху со скоростью до 320 км/час на высоте около 1.5 м. Представитель компании «Форд» сообщил о предполагаемых испытаниях летающего транспортера, который может поднимать груз весом до 20 тонн и лететь на высоте 7.5 метра. Длина транспортера — около 15 метров, ширина — 9 метров. Подъем и спуск транспортера производятся по вертикали. В Великобритании строится летательный аппарат «Ховер-крафт». представляющий собой эллиптическую платформу. в средней части которой сверху находится вертикальный туннель с вращающимся в нем в горизонтальной плоскости винтом, отбрасывающим поток воздуха под платформу. Для привода винта использован поршневой двигатель мощностью 450 л. с. Общая длина аппарата — 9 м, ширина — 4 м. высота — 3,5 м. вес — около двух тонн. Считают, что он будет развивать скорость полета около 55 км/час на высоте 30—60 см. Изготовлен он из легкого сплава. Первые успехи в деле создания летающих автомобилей, способных повысить подвижность и маневренность войск на поле боя. привлекают внимание военных специалистов.Конструктивное решение, к ак видно из рисунка, отличается простотой. Обе входящие в картер дифференциала ведущие полуоси связаны с коронной шестерней конусами, находящимися под воздействием пружины. Коронная шестерня и малая ведущая шестерня на чертеже не показаны. В центре картера помещаются находящиеся под воздействием пружины 2 симметричные детали 1, которые раздвигают конуса 3 влево и вправо, прижимая их к картеру коронной шестерни и обеспечивая фрикционное соединение. При прохождении автомобиля по вир ажу фрикционное соединение, благодаря распределению крутящего момента в дифференциале, проворачивается. Когда же на ведущих колесах возникает боль шее различие в передаче крутящего момента. эффективность фрикционного соединения повышается благодаря тому, что ведомые шестерни создают в дифференциале отводные усилия, которые воздействуют непосредственно на конуса и усиливают силовое соединение между ведущей осью и коронной шестерней. Поскольку сателлиты опираются на ту ведомую шестерню, которая относится к колесу, имеющему хорошее сцепление с грунтом, постольку противоположная, в ращающаяся вхолостую ведомая шестерня слегка смещается аксиально, благодаря чему соединение между вращающимся вхолостую колесом и корпусом дифференциала усиливается и поступающий крутящий момент равномерно распределяется на оба колеса. Так же действует автоматически блокирующий дифференциал «Борг-Уррнер». когда при прохождении автомобиля по виражу начинает буксовать колесо, расположенное ближе к середине виража.27