16
17
^ ^ ***fШЪщтт H ЗЛТК : 9 £ p ? . £ f 4 ?i . ООЬ ОВ минувшем году на первенстве СССР по водно-моторному спорту высокую оценку получил скутер, построенный инженером К. Золотько. Его конструкция признана лучшей из всех, представленных на первенстве. На скутере было установлено два всесоюзных рекорда в классе судов СИ. Выполняя пожелания читателей, мы помещаем чертежи скутера и краткие пояснения к ним. спонсор (нижняя кромка) скула нижня БазаВид све >хуостроенный мною скутер обладает высокими ходовыми качествами и устойчивостью на больших скоростях, что достигается подбором наивыгоднейших углов и обводов несущих площадей. Расположение центра парусности ближе к корме (позади центра тяжести) облегчает развороты против ветра ив то же время не уменьшает устойчивости хода при глиссировании по прямой. Набор корпуса имеет поперечные и продольные связи; в качестве обшизки использована березовая фанера БС-1 и БП-1. Поперечный набор состоит из типовых шпангоутов и транцевой доски. В продольный набор входят киль, скуловые, бортовые, днищевые и палубные рейки. Сборка каркаса производится на стапеле (три продольных бруска, выверенных по ватерпасу) днищем вниз. По расстояниям между элементами поперечного набора, указанным на чертеже, к штапелю прикрепляются киль, носовая бобышка, шпангоуты и транцевая доска. Затем устанавливаются палубные и бортовые рейки. Палуба обшивается высокосортной березовой фанерой толщиной 2 мм. После этого для установки продольных связей днищевого набора каркас нужно перевернуть. Обшивка корпуса производится на казеиновом клее В-107, оцинкованными •гвоздями и шурупами. Фанера кладется в стык по длине на" ус в Местах Накладки на полки шпангоутов. Днище обшивается фанерой 3 мм. После окончания обшивки концы фанеры аккуратно обрезаются и зачищаются рубанком и рашпилем. Делать это следует осторожно, чтобы не задрать торцов фанеры. Затем обшивка хорошо зачищается шкуркой, а торцы по всему корпусу скутера оклеиваются полосками из тонкого полотна АОД. Покраска каркаса и внутренней поверхности обшивки производится водостойкими красками или лаками (масляный лак А-17, клей АК-20). После просушки необходимо произвести вторуюПокраску, обращая внимание на участки стыков обшивки. Окраска скутера предусматривает соблюдение ряда последовательных операций по шпаклевке, грунтовке, сушке, шкуровке, протирке и полировке поверхности корпуса. От качества окраски и отделки во многом зависят ходовые качества судна. Рулевое устройство скутера состоит из штурвала, рулевой штанги* плетеного мягкого стального штуртроса (длина 4 м, диаметр 3 мм) и щтурблоков. Штурвал диаметром 300—-320 мм устанавливается на специальной доске, снаёг женной барабаном (диаметр 60 мм): Рулевая., штанга (из стальной тонкостенной трубы длиной 600 мми диаметром 1820 мм) укрепляется на подвесном двигателе и служит для его поворота "вокруг вертикальной оси. «Манетка» газа устанавливается с левой стороны. Чтобы сохранить устойчивость при движении, на спонсорах 12 шурупами укрепляются перья (левое и правое), изготовленные 'из материала Д16-Т-Л2. Необходимо иметь также небольшое однолопастное весло, с помощью кото-, рого перед пуском двигателя разворачивают скутер в нужном направлении. К. ЗОЛОТЬКО.Казань. ТАБЛИЦА ПЛАЗОВЫХ ОРДИНАТфальшборт центр палубы борта IIi Оа лн«ня:ости15? ) «3.560 j607J00 7? SO j6060|6077607777 : 77 60' ' 60бортлJ«продольный205 -50~-снула нижняя реданCnomcp («им.О IЦентр палубы борто нижняя67 I 179 j29 201 531j '" i"Л !620 55R•2 iQ270270, -.«*57240_240 SOO 36C 3G0 230240240Лнннп Скула;240 500 360 360 221.5О : 466 j630500 360 360 230"Too"360 360 230SOO i 300 • ЗГ.0 230570 ;Продольный подл иНЧ•-_{£Кокпит Радиус палубыi 1300 • 1492 ! 1Л7Э !~продольный редаН-*Конструктивный База типовые шпангоуты №№ 6, 7, 8, 9 п -в чертеж спонсор (нижняя кролX.ти повые шпангоуты №№ I, 2, 3, 4л.скула нижняя бимс сосна 15x10флорсосна 60 X 10