мобиля необходимо интенсивно нажать на тормозную педаль на '/з—"Л ее хода (в зависимости от состояния дороги), а затем быстро отпустить ее обратно до '''• хода. Подобную операцию следует повторить три—четыре раза, пока автомобиль не остановится (рис. 4).Такой 'способ обеспечивает высокую эффективность торможения и предотвращает переход колес на юз даже при скользкой дороге. Рядом последовательных нажимов на педаль можно объективнее оценить силу сцепления покрышек с поверхностью дороги и обеспечить а связи с этим максимальную величину усилия, которое следует в данных условиях подвести к тормозным механизмам. Кроме того, вращающееся колесо соприкасается 'все .время с новыми элементами дороги, и если в отдельных точках и начинается скольжение колеса, то в следующий момент при ослаблении торможения оно немедленно прекращается. При нозом интенсивном торможении колесо уже успеет перекатиться на другой элемент протектора покрышки, не участвовавший в скольжении по дороге.счет увеличения оборотов, так как это может привести лишь к еще более глубокому оседанию автомобиля в снег. Обычно автомобиль не движется из-за того, что одно из задних колес, вращаясь вхолостую, стоит на обледенелой поверхности или не вращающееся колесо (заднее или переднее) провалилось в глубокий снег, плотно зажавший нижний сектор покрышки. Часто налицо могут быть обе причины. Прежде всего следует очистить от снега не только (впереди и позади застрявшего колеса (или колес), н оис боков. Начинать движение лучше всего в направлении уклона местности. Вначале нужно попытаться тронуться с места с помощью так называемого «метода раскачивания». Сущность его заключается в том, чтобы путем попеременного включения и выключения сцепления на первой передаче или на заднем ходу на самых малых оборотах коленчатого вала раскачать автомобильи, используя образующуюся инерцию (позволяя ему откатываться обратно), вывести его на свободную дорогу. В такой момент значительная помощь может быть оказана пассажирами или прохожими, которые, стоя по бокам автомобиля, будут способствовать «раскачиванию». Если автомобиль забуксовал на обледенелом участке, необходимо подложить под ведущие колеса подручный материал (песок, хворост, ветви, доски, коврики и т. п.). При этом обращайте внимание, чтобы подложенный материал оказался ниже плоскости соприкосновения шины с дорогой и колеса могли бы легко вкатиться на подстилку. Если применение перечисленных способов не дало результатов, надо воспользоваться буксиром, лебедкой или самовытаскивателем (см. журнал «За рулем» № 10 за 1958 год). И. КРУЗЕ, кандидат технических наук.ВЫВОД ЗАСТРЯВШЕГО АВТОМОБИЛЯЗастревание автомобиля при движении по заснеженным дорогам отнюдь не является правилом, а скорее исключением, если освоить несложные навыки управления. При выезде на заснеженную дорогу прежде всего нужно правильно оценить конкретное состояние покрытия, по которому предстоит двигаться (глубина снежного покрова, габариты колеи, выбоины, обледенение). Если есть колея, то движение по ней достаточно безопасно при условии, что средняя ее часть возвышается по сравнению с углублениями менее величины просвета автомобиля. Небольшие участки с глубоким снегом следует проезжать с ходу, не снижая скорости, но двигаясь на II передаче. Когда дорога на значительном расстоянии покрыта рыхлым снегом, можно применять цепи, надеваемые на ведущие колеса. При этом важно, чтобы цепи были плотно закреплены на покрышке и при вращении колеса не задевали за крылья. 'Необходимо помнить, что на обледенелой дороге без снега цепи приносят не пользу, а вред, так как способствуют потере устойчивости автомобилем. Если автомобиль все-таки застрял, нуж но немедленно прекратить бесплодные попытки выбраться «на авось» заD этой короткой заметке мне хочется лесо, а домкратом немного опускают поделиться с читателями приемами машину. рационального демонтажа шин и ухода После того как покрышка отлипнет от за ними. краев диска колеса, двумя монтировочПрежде всего — как узнать, что у ав- ными лопатками выводят наружный край томобиля спустила шина? На стоянке покрышки из обода диска. Это позволит степень ее накаченности проверяют маизвлечь камеру. нометром, постоянно поддерживая неНа извлеченной камере следует тотобходимый уровень давления. Можно определить и ее состояние бегчас же найти место прокола. Мелкие лым осмотром, но в этом случае полезно дырочки на камере обнаруживают, оку— пузырьки смотреть на шину не сбоку, а вдоль нее ная надутую камеру в воду,повреждения. воздуха укажут место(спереди или сзади машины). Прогну- Обнаружить отверстие в иных случаях тость шины не только, снаружи, но и удобнее с помощью мыльной воды, котоизнутри говорит о недостаточном давлесмазывают поверхность камеры. нии, обычно вызываемом проколом. Оброй Надо учитывать, что в толще покрышнаружить прокол шины в пути можно по следующим признакам: машину «веки может застрять повредивший камеру острый предмет, который тотчас же выдет», тянет а сторону спущенного баллона, появляется необходимость прилагатьведет из строя вновь заправленную кадополнительное усилие к рулевому комеру. Поэтому, определив место поврежлесу. Это особенно заметно, если упало дения, надо еще до монтажа постараться найти соответствующее место на подавление в одном из передних колес. Прежде чем снимать спущенный балкрышке. Для этого камеру, извлеченную лон, целесообразно проверить вентиль. из покрышки, кладут сверху на покрышДля этого, сняв колпачок, надо смочить ку так, чтобы вентиль камеры совпадал отверстие мыльной водой или слюной. с отверстием в диске. У камеры, которая будет вмонтироваПоявление пузыря указывает на неисна в колесо, надо спустить воздух (каправность вентиля. При демонтаже колес основные замеру хранят слегка надутой). Для бысттруднения вызывает операция замены рого спуска воздуха вывинчивают зокамеры. Прежде всего надо вывинтить лотник, складывают ее пополам и нажипри помощи колпачка вентиля, служащемают на нее руками. Когда камеру, го своеобразным ключом, золотник. Даприпудренную тальком, ставят на место, лее нажимают ногой на покрышку и отвначале необходимо вставить вентиль в деляют ее от края диска колеса с обеих отверстие диска. Если камеру ввели под сторон. Однако такой способ не всегда покрышку, вовремя не засунув в отверстие диска вентиль, сделать это позднее приводит к нужным результатам, поэтому полезно знать два приема работы с будет значительно труднее, причем попомощью домкрата. Первый прием заявится опасность повреждения вентиля. ключается в том, что домкрат ставят Заправленную камеру слегка надувают, площадкой на шину, а упор его — под помогая ей расправиться и занять прабампер автомобиля. «Поднимая» затем вильное положение под покрышкой. домкратом машину, достигают цели. Лишь после этого заправляют края Второй прием применяется, когда колепокрышки в обод колеса. со снято, а домкрат держит машину. В Г. ГЕЦОВ, этом случае покрышку колеса ставят под автолюбитель. тормозной барабан, с которого снято ко-Москва.21