Р. ВИТ и О. ХАЛУПАЮГОСЛАВСКИЕ «ПУТАРЫ»С егодняшняя Югославия—страна весьма оживленного иностранного автомототуризма. Здесь полным-полно западных немцев, австрийцев, французов и итальянцев. Югославской экономике нужна валюта. Интенсивный туризм может хоть как-то помочь государственной казне. Поэтому дорожная служба здесь на высоте: очень хорошие автомобильные карты, на всем пути заметны следы постоянного улучшения дорог. Прекрасные асфальтовые шоссе связывают Белград не только с Загребом и венгерской границей; горные дороги, которые буквально отвоеваны у скал и гор, поддерживаются в идеальном состоянии. Продолжение. Начало см. № 1 журнала «За рулем» за I960 год.Через каждые несколько километров встречаются таблички с надписью «Путар» и номером. «Путар» означает то же самое, что и дорожный обходчик. От одной таблички до другой тянется его участок. За него он отвечает, поддерживает его в порядке. Большие участки дорог в Боснии и Герцеговине находятся в состоянии обширной мелиорации, но и здесь вездесущая армия «путаров» обеспечивает безопасность движения в самых узких и опасных местах, которых в этих краях более чем достаточно. При каждой встрече с югославскими «путарами» мы не забывали их поприветствовать. Их ответные улыбки и взаимное понимание славянских языков еще сильнее подтверждало близость наших народов.КОНЕЦ АСФАЛЬТААсфальт тянулся за Белградом еще километров 80, а вскоре от главного шоссе на Загреб пошло ответвление в глубь Боснии и Герцеговины. Эта дорога, связывающая Белград и Сараево, имеет общую протяженность 500 километров. Здесь началась первая большая проверка наших Т-805 в Югославии. Мы с трудом привыкали к тому, что стрелка спидометра опускалась до цифры 25 и даже 15—10 км/час. Дорога неровная, очень пыльная. Пыль густым облаком поднимается вокруг машин, при движении на малой скорости ее относит назад до самой кабины водителя. Временами мы задыхаемся от пыли, закрываем все окна, но тогда начинаем «гибнуть» от жары. Пол, сиденья покрываются слоем пыли, можно рисовать пальцем на бумагах и картах. Ешь хлеб — пыль скрипит на зубах. Мы разрезаем игелитовые мешочки и покрываем ими радиопередатчики, затыкаем все обнаруженные дыры. Помогает это ненадолго, битву с пылью' вряд ли нам удастся выиграть. Что же станет после этого^с фото- и кинооптикой, моторчиками кинокамер, пищей, водой? В Белграде бензоколонок достаточно. Но если бензин кончится в Зворнике, то заправка становится приключением. Уже перед Зворником начинается подъем более чем на 800 метров. Городок окружен горами, дома прижались друг к другу, словно в испуге. Склад бензина находится в стороне от главной дороги на Сараево. Вместо бензоколонки — огромный склад бочек. Автомобили здесь заправляют на очень крутом склоне, куда въехать можно лишь с помощью усиленной передачи. Неприметно расширяющаяся площадка с трудом позволяет разъехаться с машинами, выезжающими со склона. Разворот здесь требует хладнокровия и крепких нервов. Но и заправка тоже — бензин наливают в баки из больших леек, вручную. Из-за это-' го — очереди, споры шоферов между собой.tsCX^Zi**?^****£Ч_Вопрос шестойВопрос четвертый Водитель разобрал нижнеклапанный двигатель «Москвича» и очистил его от нагара. Окончив работу, он стал заполнять систему охлаждения водой и вдруг с изумлением увидел, что из карбюратора потекла вода. Отчего это произошло? Что предпринял водитель, когда догадался, в чем дело? Вопрос пятый Корпус фары мотоцикла, как известно, соединен проводом с его массой. Мотоциклист нечаянно оборвал этот провод. Но, торопясь в путь, он попытался пустить двигатель, не соединив провод. И это ему сразу удалось. Больше того, яркость света фары не уменьшилась, и вся система электрооборудования продолжала работать по-прежнему нормально. Не лишний ли это провод? Зачем он? Ответы на вопросы, помещенные в Ms 1 журнала 1. Автомобиль «Москвич» преодолевал подъем не на прямой, а на второй передаче. В этом случае двигатель выполнял ту же работу при большем числе оборотов вентилятора, что обеспечивало лучшее охлаждение. 2. Установить. цел ли подшипник шатуна в мотоцикле, можно и не разбир ая двигатель. Для этого спускают масло из картераи проверяют, нет ли в нем посторонних металлических частиц. Кроме того, проверяют величину так называемого суммарного износа кривошипного механизма. У двухтактных двигателей, например, для этого рукой слегка повертывают в ту и другую сторону коленчатый вал (за якорь генератора). Та-Два автолюбителя регулировали тормоза своих «Москвичей», но работа у них не ладилась. Если между колодками и тормозными барабанами устанавливали малый зазор, то при вращении колеса барабан задевал за колодки. Когда же их отводили от барабана на большее расстояние, недопустимо увеличивался ход педали. Несколько раз снимали и надевали они тормозные барабаны, но никаких неисправностей не обнаружили. Одному надоели эти бесполезные попытки, и он решил: «Ничего, приработаются», а другой продолжал возиться с тормозами, пока не добился легкого вращения колеса при нормальном свободном ходе педали. Что он для этого сделал? Составил М. Гинцбург.ДОРОГИ ГОРНЫЕ...ким способом легко уловить свободный ход коленчатого вала. 3. Повреждение аккумуляторных бат арей при низкой температуре объясняется не замерзанием электролита, а увеличением хрупкости материалов, из которых сделаны банки для батарей и мастика. Исследования, проведенные в ГДР, показали, что электролит в разряженном аккумуляторе не превращаетсяв лед. Однако, учитывая, что при охлаждении емкость аккумулятора уменьшается. а сопротивление во время прокручивания двигателя увеличивается, необходимо иметь полностью заряженную батарею аккумуляторов. Только тогда будет обеспечена надежность пуска двигателя и сохранность пластин аккумулятора. Горные дороги Герцеговины превосходят все ожидания. Они узкие, пыльные, разбитое покрытие редко сменяется ко роткими «терпимыми» участками. Лента t шоссе вьется змеей вокруг скал, порос% ) ших редким травянистым покровом. Пыj таемся считать повороты, но вскоре отJ казываемся от этой затеи, потому что им не видать конца. И все-таки эта дорога заслуживает того, чтобы ее похвалили. «Путары» трудятся. Им приходится по нескольку раз в день, особенно во время дождей, при-