20
21
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИЦЕП-КАТЕРого из туристов не прельщает возможность совершить на своем автомобиле поездку к морскому побережью, к берегам рек или озер, а затем продолжить путешествие по воде на собственном катере? И все это с большими удобствами, даже ском ­ фортом. Такое путешествие вполне реально, если иметь катер-прицеп, который мо ­ жет служить также походной дачей для четырех человек. Его буксирует легковой автомобиль. Рис. 1. Приборный щиток: 1 — бортов ые огни,, 2 — р укоятка газа, 3 — ч асы , 4 — выключатели освещения . 5 — выключатель зажигания . 6 — компас, 7 — п ереключатель хода, 8 — и ндикатор заж игания , 9 — р адиоприемник . 10 — указатель температуры наружного воздуха, 11 — электровентилятор.К0,15 м, с винтом — до 0,4 м. Скорость на воде с подвесным лодочным мотором «Москва» мощностью 10 л. с. составляет около 20 км/час. Судно имеет три герметичных бака общим водоизмещением 210 кг. На нем можно плавать при волнении до трех баллов. В катере имеются четыре мягких сиденья. По мере необходимости из них образуются столовый и кухонный столы или постель (см. рис. 4). Пятое сиденье оборудуется из колес шасси. Палуба катера оклеена резиной, дно покрыто деревянными стланями и резиновыми ковриками. По бортам размещаются четыре сумки для хранения продуктов и тара для топлива. На катере предусмотрено электрическое освещение и радио. Таким образом, туристы обеспечены всеми удобствами для длительного путешествия как по суше, так и по воде. Для дальних туристских поездок с переходом из одного водоема в другой по бездорожью предполагается буксировка прицепа конной тягой. Если откажет мотор, м ожно плавать на катере с помощью двух или четырех весел, из -которых в случае надобности делают оглобли для лошади или длинный шест-багор. При ночевке туристов в катере посреди водоема предусмотрен якорь с лебедкой и стояночный ночной огонь. Рис. 2. Шасси-прицеп.Дистанционное управление катером и мотором осуществляется с пульта из носовой части (см. рис. 1). Штурвал представляет собой переделанное рулевое колесо автомобиля. Часть его отпилена, а на оставленные концы надеты велосипедные ручки. На колонке руля установлен шкив, на который навиты тросы управления. Стальные тросы диаметром 3мм проложены под палубой на роликах с шариковыми подшипниками. Переключатель хода связан тросом с мотором, что дает возможность, не выключая последний, останавливать катер и двигаться вперед или назад. Слева на борту находится сектор «газ», положение которого фиксируется и позволяет установить необходимую скорость движения. Посредством выключателя зажигания можно заглушить мотор с пульта управления. Сиденья на катере съемные. Рамки сидений и спинок изготовлены «з деревянных брусков 30 X 50 мм . Каждая рамка заполнена морской травой, слоем ваты и обтянута дерматином. Обратная сторона сидений и спинок обита фанерой и покрашена. Каждое сиденье укладывается на упоры, сделанные из дюралюминиевого уголка 30 X 30 мм . На катере предусмотрены два тента. Один из них — теплый — имеет четыре окна из плексигласа и одно заднеепереносная лампаРис.пробой (-126) к аЬтомоВилю -буксиройщику3. Схема электрооборудования.окно, затянутое металлической сеткой, которая способствует вентиляции и служит защитой от комаров. Стойки тента изготовлены из раскладной дюралюминиевой кровати. Другой тент сшит из легкой ткани; он служит крышей для защиты от солнца и дождя. Оглобли для запряжки лошади образуются из двух весел, с которых снимают перья и вместо них устанавливают деревянные круглые наконечники размером 900 X 50 мм . Весла вставляются в уклю-Вместительный корпус катера позволяет перевозить в нем громоздкие вещи, а также значительные запасы топлива и продовольствия. Его полезная нагрузка на суше — до 200 кг , а на воде — до 500 кг. Катер-прицеп изготовляется из серийной дюралюминиевой лодки, выпускаемой Казанским заводом. Полное его водоизмещение — 1500 кг . Вес катера с оборудованием, мотором и шасси равен 230 кг. Длина его — 4,6 м, ширина — 1,25 м, высота с тентом на колесах — 1,7 ми на воде —1,2 м. Осадка без водного винта — Рис. 4. Варианты внутренней компоновки катера: 1 — двуспальная мягкая постель. 2 • при ходе на веслах, 3 — — при ходе с мотором. 4 — спинки сидений в качестве обеденного (а) и кухонного (б) столиков (у кормы видно сиденье, оборудованное из колес шасси), 5 — обеденный столик (поперечный разрез).чины, укрепленные в кормовой части под ручками для переноски катера. Якорь сделан из чугунной сковороды и металлической болванки. Он весит около 10 кг и при падении на дно хорошо зарывается в грунт или цепляется за камни. Лебедка катера располагается на правом борту под рукой водителя. Шасси разбирают на 10 деталей, которые размещают на катере или укладывают в багажник автомобиля. Рама шасси и стойки колес изготовлены из стальных труб размером 42 X 45 мм. Вилка сварной конструкции вращается в колонке на двух шариковых подшипниках. Когда катер прицеплен к автомобилю, вилку снимают вместе с колесом. В качестве тяги сцепления использована шаровая цапфа от рулевого управления автомобиля ЯАЗ. Пружинные амортизаторы заимствованы от мотоцикла М-72 (левые задние амортизаторы); резиновая втулка рессоры автомобиля М-20 запрессована в кусок стальной трубы, приваренной к колонке. Колеса взяты с мотороллера, а колесо-дутик — с детского самоката. В качестве резиновых роликов использованы подножки мотоцикла. Колею основных колес шасси желательно делать такой же, как в буксирующем автомобиле. Отдельные детали шасси скреплены между собой посредством точеных муфт и сквозных болтов с гайками. Шасси загрунтовано и покрыто нитрокраской. Конструкция шасси показана на рис. 2. Электрооборудование катера смонтировано по однопроводной схеме экранированным проводом (рис. 3). Аккумулятор во время буксировки прицепа заряжается параллельно с аккумуляторной батареей автомобиля от его генератора. При буксировке катера задний красный свет одновременно освещает номерной знак и включается в гнездо «а». При ночевке на воде в это гнездо включается стояночный белый свет, укрепленный над средней стойкой тента. Монтаж и демонтаж груженого катера «а шасси удобнее производить -на воде (см. рис. вверху). Чтобы снять шасси, нужно скатить прицеп в воду. Когда катер всплывет, отвинчивают три гайки крепления. Шасси самоотсоединяется от корпуса катера и начинает медленно погружаться в воду. Тогда тележку выкатывают на берег. Для того чтобы поставить груженый катер на шасси, надо собранную тележку вкатить в воду и подвести ее на руках под находящийся на плаву катер. Затем следует приподнять шасси, совместив точки его крепления с катером. Так как колеса тележки наполнены воздухом, она легко поднимается в воде. Катер-прицеп был испытан на проселочных и асфальтовых дорогах (общий пробег 500 км) и проплыл 300 км по рекам Угре и Оке. Преодолев бездорожье, мели, а также стремительные перекаты Угры, он без единой поломки возвратился на исходный пункт. Во время этой поездки мы убедились, что катер-прицеп обладает хорошими эксплуатационными качествами и удобен для походной жизни как на суше, так и на воде. К. ЧУМАКОВ, автолюбитель.ЯЯР( • > С )г ^тI^ 5 ^£3В21S"XКL2