10
11
99т бедность"Как раз на этом мне теперь и хочется остановиться. Начнем с мотоспорта. На первый взгляд, он у вас также солиден, как и все ваше учреждение. В просторном гараже мотосекции •— 60 мотоциклов. В составе самой секции — столько же спортсменов. Есть содержательное расписание учебно-тренировочных занятий. В 1959 году клуб подготовил шесть мастеров мотоциклетного спорта. Словом, все прочно, добротно, хорошо. Но давайте, учитывая возможности клуба, повнимательней присмотримся к росту спортсменов вообще. Сколько у вас за тот же период подготовлено спортсменов первого разряда? Восемь. А второго? Четыре. Да, всего четыре! Почему? Спортивная пирамида всегда имеет вполне определенный вид: внизу — мощные пласты начинающих, выше — неизбежно более узкий круг маститых. В каждом нижележащем слое должно быть заложено добротного материала в два, три, четыре, пять раз больше, чем в последующем. Надеюсь, вы меня правильно понимаете. Суть, конечно, не в строгости пропорций геометрической фигуры, а в четкости перспективы, обеспечивающей неуклонный рост мастерства наших гонщиков и быстрый темп развития мотоспорта. Пусть у нас будет больше мастеров. Но дело заботливых руководителей — не допустить, чтобы они оторвались от земли и повисли в воздухе. Иначе неизбежны срывы и провалы. Обильные резервы должны постоянно подпирать, питать, пополнять и держать в состоянии высокой боевой готовности группу спортивной элиты. Только так можно выполнить ответственные задачи, стоящие сейчас перед мотоспортсменами, и добиться нарастающих успехов. IV съезд и III пленум ЦК ДОСААФ СССР потребовали в своих решениях резкого увеличения массовости мотоспорта, быстрого совершенствования мастерства гонщиков. Особое внимание обращено на преодоление отставания в тех видах соревнований, по которым проходят регулярные встречи с зарубежными гонщиками. Что предпринимается в этом направлении вашим автомотоклубом? Для нескольких последних лет весьма показательны острые схватки мотоциклистов на ледяных дорожках. Разыгрываются первенства областей, республик, Советского Союза, проводятся международные встречи. В них принимают участие спортсмены многих городов разной квалификации — от новичков до заслуженных мастеров включительно. Большую активность проявляют, в частности, спортсмены Одессы. Но еще не было на ледяной дорожке ни одного мо-Откровенный разговор с начальником одного автомотоклубаНаправляясь в ваш город — Новосибирск для проведения читательской конференции, я не думал, что буду писать об автомотоклубе. Эту мысль подал ваш прямой и непосредственный начальник — председатель обкома ДОСААФ т. Петраченко. Чувствовалось, что он не просто удовлетворен, а и горд успехами клуба. Легкий упрек — «нас не замечают» — послышался мне ив ваших словах. Пришлось немедля осматривать производственные и учебные помещения клуба, беседовать с его сотрудниками и спортсменами, знакомиться с учебным процессом, заглядывать в документы. Обо всем, что мне открылось, необходимо обстоятельно рассказать, ибо вопросы, о которых пойдет речь, как мне представляется, являются существенно важными для деятельности многих учебных и спортивных организаций нашего Общества. ЧТО ХОРОШО — ТО ХОРОШО! не довелось бывать в автомотоклубах наших крупнейших городов — Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и др. Должен сказать, что ни один из них не располагает такой всесторонне развитой материально-технической базой, как ваш. Мастерские, позволяющие производить капитальный ремонт машин, вместительные гаражи, своя стационарная бензозаправочная колонка, удобные классы, большой парк хорошо оборудованных для учебных целей автомобилей — все это, безусловно, могло бы явиться предметом зависти многих ваших коллег. Состояние хозяйства не оставляет никакого сомнения в том, что оно находится в руках многоопытного руководителя. На это указывали самые разнообразные приметы. В 1959 году клуб дал путевки в жизнь 2145 шоферам, 112 автомеханикам, 172 мотоциклистам. Особенно хочется отметить подготовку для автомобильных хозяйств и колхозов области значительного отряда автомехаников. Мне кажется, ваш клуб первым освоил выпуск таких нужных в народном хозяйстве специалистов. На ваш клуб опираются в своей работе многие первичные организации ДОСААФ , развертывающие обучение шоферов и мотоциклистов. Для них в прошлом году было выпущено около ста общественных инструкторов. В 15 организациях курсы ведут непосредственно сами преподаватели автомотоклуба. К вам часто обращаются с просьбами: выделить учебный автомобиль, помочь учебными пособиями, методическими советами. Вы всегда живо откликаетесь на эти нужды и запросы, укрепляете деловые связи с низовыми оборонными коллективами, содействуете росту их авторитета. Большое место в вашей работе отводится заботе об индивидуальных владельцах автомобилей. Вы правильно поступаете, рассматривая их как важный резерв массовой подготовки водителей, неутомимых агитаторов и пропагандистов технических знаний, и не выпускаете из своего поля зрения. Наряду с хозрасчетной автомотошколой, где каждый желающий может получить права водителя автомобиля или мотоцикла, у вас успешно работает хозрасчетная мастерская, где авто- и мотолюбители могут ремонтировать машины. Обе хозрасчетные организации отличаются высокой рентабельностью и приносят хороший доход, значительная часть которого идет на укрепление учебной и спортивной базы клуба. Наличие постоянного источника дополнительных средств позволило, в частности, преодолеть один, к сожалению, довольно распространенный недостаток, тормозящий подготовку водителей и спортсменов в Обществе. Я имею в виду вопросы обеспечения автомобильными и мотоциклетными запасными частями. Вам удалось добиться полного удовлетворения потребностей в них как самого автомотоклуба, так и его членов. — У нас есть все, — заявили вы мне с чувством человека, хорошо поработавшего и по заслугам вознагражденного за свои труды. 1959 год Новосибирский автомотоклуб закончил не только с высокими количественными, а ис хорошими качественными показателями в подготовке водителей. 3,6 — таков средний балл сдачи экзаменов курсантами клуба в ГАИ. Надежный результат, ничего не скажешь! Не случайно поэтому органы Государственной автомобильной инспекции, отдавая должное налаженности учебного процесса в клубе, охотно направляют к вам всех шоферов, допускающих серьезные нарушения правил безопасности движения, для повышения квалификации. Такое доверие нельзя не рассматривать как своего рода аттестацию, как признание заслуженного авторитета. Жаль, что далеко не все автомотоклубы пользуются столь же солидной репутацией у органов ГАИ и не имеют с ними такого делового контакта! КЛУБ ИЛИ КОМБИНАТ! Если бы наши автомотоклубы имели только учебные цели и задачи, то мне не оставалось ничего другого, как рекомендовать Новосибирский АМКк поощрению за достигнутые успехи. Но у читателей возник бы естественный вопрос: «Позвольте, а причем же здесь «клуб»? Ведь речь шла скорее об учебночпроизводстеенном комбинате. В автомотоклубе должен быть спорт — автомобильный, мотоциклетный, автомодельный. В жизни этой организации заметную, очень заметную роль должна играть спортивная общественность».м10 тоциклиста из Новосибирска, где зима в несколько раз «удобнее» для этих гонок, чем одесская. Правда, когда я знакомился с клубом, несколько спортсменов «обували» свои машины в шипы и ломали голову над давно решенной проблемой, как лучше их расставить — в шахматном порядке или ровными рядами. Может быть, теперь они уже решили ее и сделали первые робкие шаги по ледяной глади. Так или иначе, а это — вчерашний день нашего мотоспорта. Первые шаги нужно было делать лет пять назад, а сегодня — принимать участие в борьбе за почетные титулы победителей крупнейших состязаний страны.Гонки на гаревой дорожке, несомненно, самая молодая отрасль советского мотоспорта ив то же время, пожалуй, самая популярная среди спортсменов и зрителей. В ряде городов сейчас для них строятся специальные дорожки, коегде такие сооружения уже вступили в строй. Советские гаревики в прошлом году провели серию международных встреч, собираются попробовать свои силы в первенстве Европы. В Новосибирске и об этих эмоциональных, весьма перспективных состязаниях знают только понаслышке. Еще ничего не делается, чтобы ввести их в спортивный календарь. Видимо, печальная история с гонками по льду вновь полностью повторится. Еще хуже, на мой взгляд, у вас обстоят дела с развитием илподромных гонок. «Боев» на ледяной и гаревой дорожках в Новосибирске не было. Тут все нужно начинать сначала. А мотогонки по ипподрому в городе проводились несколько лет назад. Два спортсмена вашего клуба — Амерханов и Васильев добились даже званий чемпионов страны по ипподрому. В 1959 году ваша команда, проиграв на зональных соревнованиях команде г. Барнаула, выбыла из игры, не попала в финал. Причина поражения была «уважительная» — негде тренироваться. Мотодрома у клуба нет, на ипподром, вопреки официальному разрешению, гонщиков пускать перестали. Изобретательному директору ипподрома задним числом удалось доказать, что у него — «нервные» лошади; шум моторов отрицательно влияет на самочувствие этих, отставших от современной цивилизации животных, и они теряют резвость. Ох, уж эти «нервные» лошади! На тридцати трех ипподромах страны ежегодно проводятся календарные встречи на первенство СССР. Соревнования меньшего масштаба и тренировки разрешены чуть ли не повсеместно. И вдруг,.. Дело тут отнюдь не в лошадях, и вы сами это прекрасно понимаете. «Корень зла» в другом. Во время последних соревнований на ипподром нахлынуло столько зрителей, что трибуны не смогли их вместить. Говорят, при этом пострадал забор, сарай (проломили крышу) и участок с директорской картошкой. К тому же под колеса мотоцикла попала одна оплошавшая директорская курица. Пользуясь смехотворным предлогом, энергичный директор сумел отлучить вас от ипподрома. А вы не смогли доказать свою правоту, сдали завоеванные позиции ив результате из спортивного авангарда были «списаны в обоз»,2*.Короче, из всего разнообразного арсенала мотоспорта, у вас сейчас находится на вооружении и активно используется один мотокросс... Да и он, помоему, еще не перерос областных рамок. По крайней мере на всесоюзной арене о ваших кроссовиках до сих пор ничего не было известно. Все это дает мне право говорить о серьезном отставании развития мотоспорта в Новосибирске. Что касается автомобильного спорта, то для него сейчас характерен быстрый рост популярности соревнований на регулярность хода (ралли) и шоссейнокольцевых гонок. Именно ралли и гонки имеются в виду в постановлениях IV съезда и III пленума ЦК ДОСААФ СССР, требующих преодолеть отставание автоспорта. К сожалению, ни тот «и другой вид соревнований в Новосибирске еще не получил постоянной «прописки». Идя давно проторенными путями, здесь в прошлом году провели всего два мало интересных в зрительном отношении состязания автомобилистов: одно — на экономию горючего, второе — по фигурному вождению. Так же как ив мотоспорте, свои права и обязанности решать в первую очередь наиболее актуальные задачи, бороться за утверждение нового, прогрессивного вы опять охотно уступили, передоверили другим. Наконец применительно к вашему клубу опять-таки только в будущем времени приходится говорить и об автомоделизме. Скоро исполнится пять лет, как этот вид технического спорта культивируется нацл.м Обществом. Вы же лишь недавно отважились начать подготовку общественных инструкторов по автомоделизму. И ведется она без должного размаха, без системы, без видимого желания наверстать потерянное время. «ИДЕМ ИЗВЕСТНЫМИ ПУТЯМИ» Притупление чувства современности в какой-то степени дает себя знать ив подготовке водительских кадров. Приведу два примера. Необходимость повышения роли практики в общей системе образования продиктована самой жизнью. Это нашло свое отражение также ив новой программе подготовки водителей. В частности, в «ей увеличено количество часов на разборочно-сборочные работы. Я присутствовал на одном таком занятии в клубе. То, что мне пришлось увидеть, никак не свидетельствует о повышении внимания и ответственности за результаты производственного обучения со стороны ваших инструкторов. Учебная группа, занимавшаяся разборкой и сборкой деталей системы смазки, имела в своем распоряжении... три гаечных ключа. Курсанты практиковались всего на двух двигателях в сборе. Ни одного масляного насоса или фильтра, кроме находившихся в комплекте двигателей, на столах не было. Зато были плакаты, которые курсанты усердно штудировали под руководством инструкторов. По окончании четырехчасового занятия я попросил одного из курсантов ответить на вопрос, что он разбирал или собирал за это время. Оказалось — ничего. Ему досталось лишь отвернуть несколько шпилек крепления картера двигателя. И все. Потом, уже в преподавательской, ра расэда ужесказав об организации заочного повышения классности шоферов в Харьковском клубе, об опыте создания комплексных учебных бригад в Куйбышеве, позволивших поднять средний экзаменационный балл до 4,0, я поинтересовался, что особенного, может быть нового, есть в учебных делах новосибирцев, какие ведутся поиски, какие проблемы волнуют коллектив. «Да вроде как ничего этого у нас нет, — ответил мне заведующий учебной частью клуба. И помолчав, добавил: — Идем известными путями». Это «идем известными путями» мне показалось многозначительным, довольно метко характеризующим основной курс работы клуба. Следовало бы тольк о прибавить: «Не спеша, не торопясь». Может быть, тут нет, выражаясь языком юристов, состава преступления, нет никакого криминала и незачем было бы начинать весь этот длинный разговор. Но ведь недаром говорится: «Большому кораблю — большое плавание». Корабль у вас, товарищ Дрегузов, большой, мощный, достаточно оснащенный для решения сложных задач. Он в состоянии не только тихо плыть в хвосте событий. Он мог бы возглавлять походный строй, задавать темп движения, идти неизведанными путями, открывать новые горизонты. И вот тут мне хотелось бы сказать о том, чего, на мой взгляд, больше всего не хватает вашему клубу. В нем не слышен голос общественности. Ее влияние на самые разнообразные стороны нашей действительности растете каждым днем. Не буду приводить общеизвестные факты. Подчеркну лишь, что на рельсы широкой общественной инициативы поставлено и спортивное движение в стране. У вас существует совет клуба. Н о ' з а весь прошлый год он ни разу не собирался и значит никакого влияния на клубную жизнь не оказывал. Вы говорите, что члены совета помогали вам «в рабочем порядке». Возможно. Однако сам совет как общественный орган безмолствовал, не направлял и не поправлял вас, не обсуждал и не решал никаких проблем, стоящих перед клубом. Вы не использовали коллективной мудрости актива клуба — и допустили серьезные просчеты, слабо опирались на общественность — и оказались не в силах реализовать некоторые свои хорошие замыслы.Пребывание в Новосибирске убедило меня, что вы, исконный сибиряк, крепко любите родной край, гордитесь его бурным развитием. Рассказывая о своем го роде, вы неизменно — и не без основа ния! — сравниваете Новосибирск с Мо сквой. Мне близок и вполне понятен ваш патриотизм, так же как и желание ни в чем не уступать столице. Однако почему-то на все, что касается непосредственно вашего клуба, вы склонны смотреть глазами областника, периферийца, эдакого середнячка, предпочитающего оставаться в тени... Пора, давно пора, уважаемый Александр Евдокимович, начисто отряхнуться от выживших свой век, ничем не оправданных настроений унылого провинциализма. Они явно мешают вам и всему коллективу АМК бороться за передовые позиции в труде и спорте. Б. КУЗНЕЦОВ.11