АВТОМОБИЛЬ—МАССАМА. ТАРАНОВЛЕНИНСКИЙ ДЕКРЕТВнашей стране имеется большой парк легковых автомобилей, и количество их скаждымгодом быстро возрастает. В связи с этим сейчас в значительной мере изменяется порядок пользования легковым транспортом. Цель перестройки заключается втом , чтобы сократить расходы, связанные с эксплуатацией машин, и улучшить обслуживание ими населения. Д о великой Октябрьской социалистической революции в России было очень мало легковых автомобилей. П ри надлежали они крупным фобрикантам ипомещикам . В те годы В. И. Ленин писал: «При капиталистической организации народного хозяйства автомобили являются достоянием только самого узкого круга богатых людей» 1 . I В. И. Ленин. Соч., т. 19. стр. 253.Часть персональных автомобилей передана в легковые автобазы Москвы, где они используются на недавно открытых линиях в качестве маршрутного такси.В течение первых месяцев после ре волюции отдельными решениями местных властей по всей территории страны автотранспорт был объявлен государственной собственностью. П ервым общегосударственным доку ментом по этому вопросу был принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 10 июня 1920 годэ декрет «Об автодзижении по г. М осквеи ее окрестностям». Этот декрет,, подписанный В. И. Л ени ным, д о сих пор лежит в основе всех правил по эксплуатации автомобилей. В нем предусмотрены все вопросы, регламентирующие использование автомобилей. В частности, в нем сказано: о номерных знаках, — что каждыйкурсирующий автомобиль должен иметь два особо изготовленных номерных знака. Самописные номерные знаки не до пускаются. Было оговорено место креп ления этих знаков на автомобилях; о порядке регистрации автомобилей,— что каждый автомобиль должен быть зарегистрирован в транспортном отделе и регистрационное свидетельство должно находиться при автомобиле; о путевых листах, — что каждый автомобиль, выпускаемый из гаража, должен снабжаться путевым листом, в которомдолжно быть указано: адрес, название иномер телефона гаража, фамилия шо фера ив чье распоряжение направляется автомобиль, адрес подачи автомобиля и графа для отметки времени выезда автомобиля из гаража, времени окончания работы и .пройденного мар шрута, времени возвращения автомобиля в гараж, подписи лица, пользовавшегося автомобилем, шофера идежурно го нарядчика; о мерах по предотвращению опасности от движения автомобилей по улицам города Москвы, — что легковые автомобили могут двигаться по улицам со скоростью не свыше 25 верст, а грузо вые не свыше 15 верст в час; езда по левой стороне улицы, обгон на узком месте и срезывание углов безусловно воспрещаются, не разрешается езда без глушителей и оставление автомобиля на улице без наблюдения; о праве пользования автомобилями,— право поездок на автомобилях предо ставлялось персонально членам Прези диума ВЦИК, народным комиссарам, членам Революционного Военного Совета, членам Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов и еще некоторымруководящим работник амиедущимс ними лицам. Прочим советским работникам разрешалось пользоваться служебными автомобилями «в особо уважительных случаях». В декрете было указано, что «пользование автомобилями для поездки в театр ы , концерты и т. л. безусловно воспрещено»; об автоинспекции, — что наблюдение за выполнением установленных правил возлагается на автоинспекцию транспортного отдела Московского СоветаРабочих и Красноармейских Депутатов. Автоинспекторам разрешается останавливать автомобили для проверки правильности документов. «Во избежание задержки движения автоинспектор ссо гласия пассажира обязан проверить до кументы в пути, сопровождая машину»; об ответственности за нарушение обязательного постановления, — что ответственными лицами являются водитель автомобиля, д ежурные нарядчики, з а ведующие гаражами, заведующие транспортными отделами учреждений, к ото р ым принадлежит автомобиль. Ответственность «за нарушение правил о пользовании автомашинами полностью возлагается на лицо, в распоряжении коего машина подана».НАЧАЛОПЕРЕСТРОЙКИледующий этап, на котором нам хотелось бы остановиться, относится к первому десятилетию после Великой Отечественной войны. В эти годы автомобильная промыш ленность страны значительно увеличила выпуск машин. Постепенно изменился и характер их использования. Рост производства легковых автомобилей (по годам в тыс. шт.) виден из следующих данных: 1940 — 5,0; 1950 — 64,6; 1955 — 107,8; 1959 — 124,5. Эти транспортные средства направлялись министерствам, ведомствам, в таксомоторные парки, а начиная с 1947 го да, и для продажи населению. Министерства и ведомства распределяли автомобили по подведомственным организациям зачастую без достаточного изучения потребностей в них. Легковые автомобили прикреплялись впер сональное пользование комногимка т егориям работников. Нередко они использовали машины не только для де ловых поездок, но и для личных нужд. Стало обычным пользоваться служебными автомобилями в воскресенье идругие нерабочие дни. Обслуживание этих автомобилей отвлекало значительное количество трудя щихся от участия в сфере материальног о производства. В связи сбольшим ростом числа легковых автомобилей в народном хозяйстве СССР стало необходимым сократить затраты на содержание машин, принадлежащих государственным икоопера тивным организациям. С апреля 1956 года началось упоря дочение использования легковых автомобилей. В министерствах, ведомствах и других организациях было сокращено количество 'находящихся в эксплуатации машин не менее чем на 50 процентов. Особенно сократилось число персонально прикрепленных автомобилей. При осуществлении этого только лишь вМоскве было принято от министерств и ведомств около 4 тыс. автомобилей, за счет чего формировались крупные автохозяйства. М ногие из этих автомобилей были проданы населению за налич-С10 MBJPW^'WI *ный расчет. Аналогичная работа проведена ив других городах. Меры по упорядочению использования легковых автомобилей дали положительный результат, но они были проведены главным образом по центральным учреждениям ив меньшей мере коснулись периферийных организаций.СЛЕДУЮЩИЙШАГD целях дальнейшего улучшения ис" пользования легковых автомобилей и ликвидации излишеств в расходовании государственных средств на их содержание в конце 1959 года приняты новые меры, направленные на дальнейшее упорядочение использования легковых автомобилей. Была предусмотрена передача всех имеющихся в городах у предприятий и организаций легковых автомобилей, а также гаражей и ремонтных мастерских транспортным организациям общего пользования. Руководителям центральных организаций предоставлено право разрешать работникам, за ко торыми были закреплены автомобили для персонального пользования, а также тем, чья служебная деятельность связана с постоянными разъездами, пользоваться дежурными автомобилями по вызову из транспортных хозяйств. Принимаемые от различных предприятий и организаций автомобили должны быть направлены на укомплектование2*гаражей дежурных автомобилей, таксомоторных и прокатных баз, оставшиеся — будут проданы населению. Центральным организациям СССР и союзных республик, имеющим легковые автомобили в сельской местности ив поселках городского типа, предложено в течение одного—двух лет упразднить должности штатных шоферов на таких автомобилях. Советам министров союзных республик и ЦК ДОСААФ СССР поручено в связи с этим расширить сеть курсов по обучению шоферов-любителей. Одновременно этим решением правительства советы министров союзных республик обязываются: расширить действующие и организовать новые таксомоторные парки за счет пополнения их автомобилями, принимаемыми от различных организаций, учреждений и предприятий; значительно улучшить организацию работы таксомоторов в городах и между городами, увеличить количество стоянок такси в городах, расширить сеть междугородных таксомоторных маршрутов и организовать в крупных городах прокатные базы. В крупных городах на базе высвобождающихся ведомственных гаражей должны быть организованы станции по техническому обслуживанию и мастерские по ремонту легковых автомобилей, находящихся в личной собственности у отдельных граждан. Будут созданы охраняемые стоянки легковых автомобилей, на которых индивидуальные владельцы получат возможность за плату постоянно держать свои машины.Принимаемые меры — начало большой работы по совершенствованию системы пользования легковыми автомобилями. В первые годы после революции было правильным принять все расходы по содержанию легковых автомобилей на государственный бюджет. Теперь при несравменно возросшем их числе необходимо сокращать количество автомобилей, содержащихся за счет государственного бюджета, и увеличивать наряду с продажей в личное пользование общественные формы пользования автомобилями. Об этом говорил Н. С. Хрущев на митинге трудящихся г. Владивостока в октябре 1959 года. Он сказал: «Мы хотим установить иной порядок пользования легковыми автомобилями, чем в капиталистических странах... Легковые автомашины будут использоваться у нас более рационально, чем это делают американцы; у нас будут все более широко развиваться общие таксомоторные парки, из которых люди будут брать машины для необходимых поездок».11