ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ МОТОЛОДОК И КАТЕРОВИнж. В. ЛАЗАРЕВ Приближается лето пора водномоторников . Весеннее солнце зовет на стартысоревнований , в дальние походы по голубым дорогам страны . А рмия водномоторнинов ежегодно растет, пополняется новыми резервами Иукаждого , к тостремитсяприобщитьсяк этому увлекательному пиду спортл итуризма , в озникает немало вопросов. К акие подвесные моторы выпуснает наша промышленность? Созданы ли судовые конверсии автомобильных двигателей? К аковыперспективыразвития лодочного моторостроения? Идя навстречу пожеланиям читателей, мы публикуем статью инженер.i В. Лазарева, о твечающую на этивопросы . Рис. 1. Угловая откидная колонка. На мелких судах, к ак известно, п риме няются либо подвесные либо стационарные двигатели. С овременныеподвесныемоторы (в большинствесвоем двухтактные) о бладаютвысокимиэксплуатацион ными показателями: имеют небольшой вес, л егкозапускаются , сравнительно ма лошумны; они пользуются большой по пулярностью среди любителей водном оторного спорта и туризма. Но приси стематической эксплуатации, когда требуется хорошаяманевренностьиповы шенная мореходность судна, п рименяют ся стационарные двигатели. О ба вида лодочных моторов, имея свои специфические особенности, д о полняют друг друга и потому развиваются параллельно примерноводинаковой степени. ПОДВЕСНЫЕ МОТОРЫ В настоящее время повсеместно в продаже встречается лишь подвесной мотор «Москва» с рабочим объемом 250 см3имощностью 10 л. с. О н имеет реверсивное устройство и приспособлен для дистанционногоуправления . П риустранениинекоторых недостатков (сам опроизвольноевращение иглы регули рования горючей смеси, трудность из влечения изгребного вала срезанного штифта, недостаточная износоустойчивость некоторых деталей иузлов ) этот моторсможет удовлетворять требования спортсменов - в одномоторникови туристов. Ранее выпускавшиесямоторыЛМ - 2 0 «Чайка» м ощностью 1,8 л. с , «Рига-125» (4 л. с ) , Л М - 1 (3 л. с ) , Л МР - 6 (6 л. с.) и ЗИФ - 5 (5 л. с.) сняты спроизводства . С озванноевконцепрошлогогода техническое совещание при секции мелкого судостроения НТО судостроительной промышленности рекомендовало минимальный мощностной ряд подвесных мо торов для организации серийного производства, у казанныйв табл. 1. П оболь шинству этих типов двигателей ужеве дутся работы . В нынешнемгодунамечено выпустить 26 тысяч моторов « М осква » и 50 тысячТаблица Мощность л. с. Объем цилиндров, см 345 — 65 100 — 125 Вес, кг1Тип1 23451.01 5 , 34 68 10—1225 — 2867• 12 — 14 20 — 22 30 — 35 40 - 5 0175 250 500м оторов «Стрела» м ощностью 5—6 л. с. П оследний представляет собоймодерни зированную конструкцию двигателей ЗИФ - 5 . У совершенствование этого мото ра заключаетсяглавнымобразомвулуч ш ении системы зажигания , п овышении мощности и надежности. Над созданием современного подвесн огомоторамощностью3 л. с. работает один из воронежских заводов. Развитие водно - м оторногоспортаи туризма, а также распространение водных лыж поставило вповесткуднявоп рос о выпуске подвесных лодочных мо т оровбольшоймощности , в настоящее времятакой двигатель (25 л. с.) осваивает завод « Д альсельмаш » . П ока что не развернутыработы лишь по проектированиюпортативногопод в есногомоторамощностью 1,0—1,5 л. с , в выпуске которого особенно заинтересованы охотники , р ыболовыитуристыбайдарочники . В озможно , д ля них удастся создать судовуюмодификацию велодвигателя Д - 4 мощностью 1,0—1,25 л. с. СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Отечественная промышленностьвыпу скает ряд стационарных двигателей, п ри г одных для установки на мелких судах. О днако лишь бензомоторСМ - 2 55Лпред назначен специально длякатеровинди видуального пользования и имеется впродаже . М ощностьэтогомотора6 л. с. п ри 3250 об / м ин , р абочийобъемцилинд -Гао.ищиМарка и тип двигателя Мощно( 11 Л. С.Б СН3омоторы УД 1. Четырехтактный одноцилиндровый 4 3* УД 2. Четырехтактный двухцилиндровый 8 6* СЗА. Двухтактный одноцилиндровый 10,5 «Вятка». Двухтактный одноцилиндровый 5.5 965-В. Четырехтактный четырехцилиндровын V-образный 20 Дизели ДВ-16. Четырехтактный двухцилиндровый ДВ-30. Четырехтактный четырехцилиндровый 1Ь 303000 22001 3000 2200* 4500 5000 4000 ] 000 ] еоо6Ю .; к, l 1С*Показатели,рекомендуемыеприиспользованиидкигатслей23 ров 250 см , вес 33 кг. В 1960 году намечено выпустить 12 тысяч таких бензомоторов. На его базе осваивается двухцилиндровая модель СМ-500Л мощностью 12 л. с. В нынешнем году будет выпущена тысяча двигателей этой модели. Большой популярностью среди водномоторников пользуются бензомоторы серии Л—ЛЗ/2 (3 л. с ) , Л6/3 (6 л. с.) и Л12/4 (12 л. с ) , изготовляемые для народного хозяйства, хотя до сих пор не созданы их модификации для катеров и они поставляются без реверсивной или разобщительной муфты. Особенно распространен мотор Л6/3, который при 2200 оборотах коленчатого вала развивает мощность 6 л. с ; рабочий объем 3 его 597 см , вес 92 кг. В небольших количествах выпускаются судовые конверсии автомобильных дви3гателей АМ-402 СРЗ (20 л. е.), М51Г и М51У (62 л. с.) и другие, а также судовые дизели 4 ЧСП 8,5/11 (19 л. с.) и 2 ЧСП 10,5/13 (20 л. с ) . Кроме того, осваиваются судовые конверсии автомобильных двигателей М 20 («Победа»), М 21 («Волга») и МЗМА-407 («Москвич»). Известную новизну представляет конверсия мотора МЗМА-407. Двигатель располагают в кормовой части катера и соединяют с горизонтальным валиком угловой откидной колонки (рис. 1). Корпус ее закреплен на транце катера с наружной стороны. От горизонтального валика через конические шестерни и вертикальный вал вращение передается гребному валу, на котором расположена кулачковая реверсивная муфта. Установка, включающая угловую колонку, имеет ряд преимуществ передТаблица Тип1 234563jМощность л. с.312 16—20 30 — 35 40 — 45 55—60 6Рекомендуемые двигатели Л-3/2; Л-6/3; СМ-255Л или УД 1и УД 2Л - 1 2 / 4 и СМ-500-Л 965-В; AM 402 - С РЗ МЗМА-407 («Москвич») М-20 ( « П обеда ) М-21 ( « В олга » )обычным реверс-редуктором, так как расположение двигателя в корме дает возможность увеличить и более рационально использовать полезную площадь катера; это способствует также уменьше-С=£>п=>^^-•••-- • ' - -lljjj - • " •• • -— J f • • • - ' ••