яцт дружбьГЕНРИХ ЧЕРКАССКИЙ, главный судья соревнований Теперь, когда горячая пора позади, мы можем полностью оценить замечательную инициативу ЦАМК СССР, организовавшего эту встречу. Она укрепила дружественные спортивные связи между спортсменами, и национальными федерациями и подняла на новую ступень зимний мотоспорт. Нужно учесть, что в международном спортивном кодексе нет раздела «Гонки на льду». Проект таких правил впервые разработан в СССР н будет обсуждаться в ФИМ. В ходе розыгрыша кубка он прошел серьезную практическую проверку. Всеобщий дух дружбы господствовал в эти дни ив международном жюри . По всем вопросам у нас было полное взаимопонимание и сердечное согласие. Я и ЛУЦАК, мастер спорта, тренер словацких мотоспортсменов Прежде чем стать тренером, л много лет посвятил гаревому спорту. И мне совершенно ясно, что каждый гаревик может выступать танже на ледяной дорожке. Эти родственные соревнования дополняют друг друга и позволяют гонщикам постоянно сохранять хорошую спортивную форму. Советские мотогонщики покорили нас смелой, темповой ездой, но, по-моему, им еще следует поучиться искусству беречь моторы. Не раз двигателе подводил Шайнурова и его товарищей. И все потому, что еще до старта они расходовали часть моторесурсов. Беречь мотор, любить его, ухаживать за ним — вот что я хочу посоветовать своим советским друзьям. ' ГЛАВНЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ бъектив фотоаппарата выхватил один из эпизодов встреч на кубок «Дружба народов». Обнявшись, следят советский и шведские гонщики за событиями на ледяной дорожке . Через несколько минут они тоже вступят в единоборство. Однако независимо от того, кто будет первым в заезде, выиграют все, выиграет дело мира идружбы , ибо в этом — главный смысл соревнований мотоциклистов СССР, Финляндии, Чехословакии и Швеции.ОС того момента, когда на стадионе «Строитель» в Уфе сотни голубей взмыли вверх, возвещая о начале встречи мотогонщиков, и до самых последних стартов на соревнованиях безраздельно господствовал дух дружбы . Он проявлялся в приветливых улыбках, в крепких рукопожатиях, в товарищеских беседах, наконец в бескорыстной, сердечной взаимной выручке. Нужно было видеть, как горячо благодарили финские гонщики нашего ме ханика Федора Шахматова, который не раз до глубокой ночи помогал им ремонтировать мотоциклы; как признательны они были Валерию Сердюку, отдавшему свои камеры , чтобы мог стартовать финн. У спортсменов четырех стран здесь не было секретов друг от друга. Шведы с готовностью рассказывали о ходовой части своих мотоциклов, вызывавшей большой интерес. Чешский механик Лейффельман (товарищи в шутку называют его «профессором ЭСО») часами делился с нашими гонщиками опытом подготовки машин к соревнованиям. Нередко участники обходились без переводчика, ибо язык спорта понятен всем. Атмосфера сердечности ни разу не нарушалась, даже когда в напряженной борьбе случались неприятности. Ф ин ский чемпион Кауко Йоусанен, получивший при столкновении травму, поспешил сообщить, что никого, к роме себя, он не винит в этом, а Юрий . Дудорин не счел нужным заявить судьям, что в азартном поединке один из наших го стей оттолкнул его мотоцикл.Обнявшись, следят советские и шведские гонщики за событиями на ледяной дорожке. Слева направо: Бенгт Эрикссон, Билли Андерссон, Фарит Шайнуров, Берн Кнутссон. Фото Б. СВЕТЛАНОВА. Георгий ПЛЕШАКОВ, чемпион СССР по мотогонкам на льду Кто из спортсменов не волнуется перед ответственной встречей7 Таких, пожалуй, нет. Немало причин для переживаний было иу нас, советских гонщиков. Перед самым приездом финнов стало известно, что они недавно победили шведов, признанных лидеров в гонках на льду. Кто же из них дующий день советские сильнее? спортсмены показали, что В первый день гонок, волони могут побеждать. Но нуясь, мы проигрывали мномногое уже было потеряно. гие заезды. Дважды лидиНужно чаще встречаться 5 ровал по три кругая и оба друг с другом, больше обмераза упускал, казалось, верниваться' спортивным опыную победу. Только на слетом. Интервью после финиша Билли АНДЕРССОН, шведский гонщик Доволен ли я своими результатами? Конечно. Ведь состав участников был очень сильный. Кроме того, второе место я привык считать своим. С 1947 года я стартовал во всех зимних первенствах Швеции, но всегда фортуна была ко мне неблагосклонна, и первое место оборачивалось вторым. То же было ив гонках на кубок «Дружба народов». Мне очень поноавилось в Советском Союзе, я в восторге от советских зрителей. Мечтаю бывать у вас чаще. Хотя летом в моей мастерской по ремонту мотоциклов много дел, я с радостью принял бы участие в кольцевых гонках на знаменитой Таллинской трассе. У нас в Швеции всегда с нетерпением ждут выступления советских спортсменов. Их уважают не только за высокое мастерство. Они честные, хорошие товарищи. И я надеюсь, что скоро нашими гостями станут русские мотогонщики. Напряженная борьба в 15-м заезде. Фото Ю. КЛЕМАНОВА. НЕУДАЧА ИЛИ УСПЕХ! О мотогонках на кубок «Дружба народов» знают многие. Читатели «Правды», «Известий» и других центральных газет, радиослушатели и телезрители следили за ходом крупнейших зимних соревнований по мотоспорту. Поэтому нет нужды еще раз писать о том, как шла борьба. Напомним только, что на длинной трехэтапной «дистанции» мотогонок, включавших шесть соревнований, победителем стал талантливый шведский гонщик Берн Кнутосон. Вторым был его соотечественник, ветеран мотоспорта Билли Андерссон. Последующие места заняли Фарит Шайнуров, Георгий Плешаков, Леонид Дробязко. Из восьми разыгранных призов пять достались советским гонщикам. Некоторые склонны рассматривать такой итог встречи как нашу неудачу. Да, в результате .напряженной борьбы советские спортсмены стали всего лишь призерами. Однако они доказали, что им по плечу бороться за место на верхней ступеньке международного пьедестала почета. Шведы победили в нелегкой борьбе, а финны, также имеющие тридцатилетние традиции в гонках на льду и большой опыт международных встреч, не смогли подняться выше шестого места (Аннти Паяри). Положительно оценивая результаты наших спортсменов, впервые пробовавших силы в столь ответственных соревнованиях, все же необходимо отметить, что они выступали ниже своих возможностей. Мы отнюдь не склонны умалять победу шведов, продемонстрировавших отличные стартовые рывки, тактически гибкую, изящную езду. Но, по совести говоря, наши гонщики проиграли ряд заездов, где победа по праву должна была принадлежать им. Много раз и Шайнуров, и Дробязко, и Константинов, лидировавшие с большим отрывом, неожиданно заканчивали дистанцию последними, в прогулочном темпе. Неподготовленность мотоциклов к соревнованиям становится , нас плохой традицией. Если подсчитать, во сколько очков это обошлось нашим спортсменам, — получится внушительная цифра.3*Между тем иу чехов, выступавших на ЭСО, и у шведов редко кто сходил с дистанции из-за неисправности машины. Видимо, наши спортсмены плохо знают двигатели и не чувствуют ответственности за их подготовку. Не раз зрители восхищались смелостью и отвагой советских гонщиков. К сожалению, этими качествами они не всегда умело пользовались. Более 20 тысяч москвичей, собравшихся в Лужниках (цифра рекордная для мотосоревнований в столице), хорошо запомнили заезд, когда задержавшийся на старте Фарит Шайнуров все же сумел обойти всех своих соперников — А. Егорова, Б, Эрикссона и лидера соревнований Б. Кнутссона. Рывки чемпиона страны были рассчитаны настолько точно, что соперники не успевали реагировать на них и оставались сзади. Именно эта победа, стоившая многих других, выдвинула Ф . Шайнурова в претенденты на звание победителя. В первый день заключительного этапа соревнований Ф . Шайнуров также выигрывал заезд за заездом и еще ближе придвинулся к заветной цели. Оставался последний решающий заезд, где уфимец встречался с Андерссоном. И здесь Шайнурова словно подменили. Проиграв шведу на старте, он заспешил, засуетился. Впереди было три круга. Но Шайнуров не стал ждать удобного момента для обгона, а пошел «ва банк». За это он жестоко поплатился, упав на вираже. Пришлось расстаться с надеждой выиграть кубок. Флегматичным и равнодушным не место в мотоспорте. Тут нужна и спортивная страсть, и смелый задор, но... обязательно в сочетании с хладнокровием и расчетливостью. Риск никогда не должен переходить в неосмотрительность, а быстрота — в суетливость. Об этом стоит помнить не только Шайнурову, но также Константинову и другим гонщикам, предпочитающим гибкой тактике езду очертя голову. «В чем же отличие шведских машин от наших?». Чехословацкие спортсмены Ярослав Махач, Мирослав Шпннька и Ярослав Видрма за осмотром мотоцикФото Б. СВЕТЛАНОВА.Д О СКОРЫХ ВСТРЕЧ Соревнования на кубок «Дружба народов» внесли свежую струю в развитие мотогонок на ледяной дорожке, которые, замкнувшись в «скандинавских рамках», стали было угасать. Встречи в Москве и Уфе превратились в замечательную школу обмена спортивным и техническим опытом. С интересом рассматривали финские и шведские гонщики наши наколенники, хвалили шипы, приглядывались к стилю езды советских спортсменов. Особое значение имели эти встречи для наших чешских друзей, не располагающих своими ледяными дорожками. Буквально на глазах зрителей росло их мастерство. Соревнования явились серьезным экзаменом для советских мотоспортсменов. В этом новом для себя виде соревнований наши гонщики окрепли, стали действовать уверенно и сделали серьезную заявку на победы в грядущих ледяных мотобаталиях. А в том, что они не за горами, можно не сомневаться. Пожелания и гостей, и хозяев были единодушны — расширять связи и обмен спортивными делегациями, укреплять дружбу наших спортсменов. М. ГРИГОРЬЕВ15