Б. КУЗНЕЦОВы привыкли к тому, что крупные соревнования обычно проводятся в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и только иногда — в отдельных областных центрах. М ежду тем есть два города районного масштаба, спортивная общественность которых вот уже на протяжении ряда лет успешно справляется с организацией мотоциклетных встреч всесоюзного значения. Это — Краснодон Луганской области, куда каждую осень съезжаются мотоциклисты, чтобы разыграть приз имени героев-молодогвардейцев (в 1960 году здесь состоится чемпионат страны среди юношей), и Ковров Владимирской области, где по традиции сильнейшие гонщики оспаривают личное и командное первенства в мотокроссе. Нам хорошо известны также соревнования на первенство того или иного го рода, области, края, зоны, республики, СССР. Но далеко не все знают о состязаниях, которые в обиходе часто называют соревнованиями на первенство заводской марки . В них наряду с решением чисто спортивных задач (выявление сильнейших, повышение мастерства) преследуется еще одна, не менее важная цель — п роверка качества мото циклов какого-либо завода и укрепление сотрудничества работников мотопромышленности со спортсменами, м е ханиками, тренерами команд в интересах дальнейшего повышения качества спортивного мотоциклостроения. Инициатива проведения таких соревнований принадлежит ижевцам. Это они в 1955 году первыми организовали встречу, участники которой выступалиМ| мотоциклетныетолько на мотоциклах ИЖ-350. С тех пор кросс в столице Удмуртской АССР, проводимый в основном на тех же условиях, стал одним из интереснейших зимних соревнований. На него всегда стремятся попасть сильнейшие гонщики страны. Победить вижевском мотокроссе считается делом трудным, но весьма почетным. Поэтому, как признают сами спортсмены, « поездке на это соревнование они всегда готовятся не менее тщательно и напряженно, чем крозыгрышу первенства страны. За последние годы все более широкое распространение в спорте стали по лучать мотоциклы класса 125 и 175 см". О последней встрече спортсменов-мотоциклистов, проведенной исключительно на машинах малых кубатур на ковровской кроссовой трассе, нам хотелось бы рассказать читателям.**Ковровский мотокросс еще молод — ему «отроду» лишь четыре года. Но и он уже успел завоевать горячие симпатии гонщиков и снискать большую популярность у местных зрителей. Достаточно сказать, что в нынешнем году среди 46 его участников каждый второй был мастером спорта. Это позволило организаторам отнести кросс к соревнованиям первой группы . Победители заездов сразу получали по 100 классификационных очков и право на присвоение звания мастера спорта. Традиционно труднопроходимая ввиду сильной заснеженности трасса ковровских гонок наложила заметный отпечаток на их характер. Здесь даже выработались не совсем обычные длябольших соревнований нормы взаимоотношений между соревнующимися, а такжемежду ними и зрителями. Существует правило, что трасса мотокросса должна быть выбрана иподго товлена с таким расчетом, чтобы она позволяла одному спортсмену обгонять другоговлюбом месте. Но как это сделать, если всюду лежит слой снега чуть ли не метровой толщины? Во всяк ом случае, организаторам не удалось до конца разрешить эту проблему. И м на помощь пришли сами спортсмены. Они стали пользоваться не мотоциклетными, а одним из лыжных правил: слабый должен уступить лыжню более сильному, то есть более быстро идущему. Правда, уступить глубокую колею, пробитую в снегу до самой земли, значительно трудней, чем лыжню . Все же дух честной спортивной борьбы, кстати, весьма показательный для этих соревнований, победил. Жалоб, что кто то кого - т о задержал, не пустил вперед в судейскую коллегию не поступало. Известную роль в улучшении проходимости трассы сыграли и темпераментные ковровские зрители. Остро переживая перипетии спортивной борь бы, они не в состоянии были равнодушно смотреть на спортсменов, попавших в беду. Как только кто-либо из гонщи ков застревал в сугробе или на крутом обледеневшем подъеме, к нему немедленно тянулись десятки дружеских рук. Тщетны были мольбы мотоциклистов, призывы судей и многочисленных дружинников, «Болельщики» не успокаивались до тех пор, пока им не удавалось вызволить потерпевшего. К чести доб ровольных помощников нужно ска-12 На снимках: сверху — победитель в классе 175 см мастер спорта Р. Дубов (СК ЛВО); справа — гонщики преодолевают обледенелый подъем. Фото автора. зать, что они не делили соревнующихся на своих и чужих, оказывали услуги в равной мере всем нуждавшимся, по их мнению, в товарищеской поддержке. И не случайно вопрос главного судьи мотокросса П. Н. Соколова: «Есть ли протесты?», заданный вt конце соревнования и обращенный к представителям команд, остался без ответа. Таким образом, была еще раз подтверждена полная объективность зрителей, «поведение» которых доставило руководителям соревнований много хлопот. Слов нет, ковроеских зрителей нужно воспитывать в духе более высокого уважения к правилам соревнований. Но определенные выводы для себя должны сделать и организаторы состязания. Трасса кросса имела протяженность свыше четырех километров. На наш взгляд, ничто не мешало сделать ее длиною 1,5—2 км . В таком варианте ее можно лучше подготовить и лучше охранять. Она вся (или почти вся) просматривалась бы со склона холма. Ничем нельзя оправдать одноразовый старт участников на всю 40-километровую дистанцию. Как результат этого, имел место большой отрыв лидероз от аутсайдеров, что снижало зрительный эффект и спортивные результаты встречи. Ведь даже лидеры и те в полную силу проходили 5—6 кругов из 10. Затем скорость заметно падала, борьба затухала. Вторая половина каждого заезда становилась мало интереснойг"Все это можно было бы избежать при двухкратных или трехкратных стартах. Небольшое количество участников в заездах (25 и 21) и достаточно четкая работа судейского аппарата позволяли надеяться на успех применения новинки. Между прочим, ковровский мотокросс еще раз наглядно подтвердил одну печальную истину: физическая подготовка наших мотоциклистов была и остается. явно неудовлетворительной. По техническим причинам соревнование не закончили всего четыре спортсмена, а не уложились в контрольное время, назначенное к тому же с большим запасом, девять человек. Это говорит о том, что спортивная техника в общем выдержала суровую проверку, а спортсмены не выдержали ее. Дело доходило до курьезов. Некоторые гонщики останавливались для того, чтобы «перевести дух». Игорь Григорьев (Львов, класс 175 см 3 ), блеснувший высоким мастерством, проиграл первое место ленинградцу Р. Дубову только по3. «За рулем»- № 4 тому, что он, по его словам, к концу дистанции просто-напросто «выдохся». То же самое случилось ис москвичом Павлом Нежутиным. Ленинградец Александр Васин, победитель в классе до 125 см3 , проходил последние круги значительно медленнее, чем первые. После соревнования мы обратились к тренеру ленинградских спортсменов С. Сергееву с просьбой рассказать, как обстоят дела с физической подготовкой гонщиков в их коллективе. «Иногда ходим на лыжах, вот и все», — был ответ. И этого оказалось достаточно для внушительной победы ленинградцев в личном и командном зачетах. На плохую физическую подготовленность гонщиков указал, подводя итоги кросса, и главный судья соревнований. Видимо, Федерации автомотоспорта СССР следует поставить этот вопрос в свою повестку дня. Но вернемся к кроссу. Наибольшее количество командных побед в Коврове за все четыре года одержали спортсмены Центрального спортивного клуба Министерства обороны. Три раза они добивались лучшего общего результата в классе мотоциклов до 125 см 3и один раз — до 175 см 3 . Представители спортивного клуба Ленинградского военного округа имели две победы. В личном зачете главные призы за первые места вручались спортсменам трех коллективов — ЦСК МО (А. Савельеву и Н. Соколову), «Буревестник» (Н. Михайлову и Б. Панферову) и СК ЛВО (А. Васину и Р. Дубову). Причем А. Савельев побеждал дважды. Естественно возникает вопрос, а каковы же спортивные достижения хозяев трассы? Пока они весьма скром ны. В прошлом году команда ковровского автомотоклуба ДОСААФ сумела войти в призовую тройку. В 1960 году ее результат повторила местная команда ДСО «Труд». Два спортсмена этого общества — мастера спорта А. Новиков (1958 г.) и Б. Кузнецов (1959 г.) занимали в классе 175 см3 соответственно второе и третье места. В последних соревнованиях, отличавшихся более сильным составом, ковровские гонщики в личном зачете выше пятого места не смогли подняться. В Коврове очень любят мотоциклетные состязания. Об этом, в частности, свидетельствуют публикуемые здесь фотографии. В городе огромное количество любителей, имеющих свои мотоциклы. На ряде предприятий работают мотосекции. Но автомотоклуб, по существу, никакой спортивной работы не ведет. Под его маркой на соревнованиях выступают гонщики первичной организации ДОСААФ одного из местных заводов. Видимо, мало интересуются мотоспортом и работники Владимирского областного комитета ДОСААФ , призванные руководить его развитием на своей территории. Иначе чем же можно объяснить, что на ковровский мотокросс, куда приезжают гонщики из Ленинграда и Львова, Минска и Саранска, они еще ни разу не присылали мотоциклистов Владимирского автомотоклуба. Кстати, команда саранских спортсменов, впервые рискнувшая выступить в таком крупном соревновании, показала себя волевым, боеспособным коллективом. Молодых гонщиков перворазрядников В. Полдамасова, Г. Лукина и спортсмена второго разряда В. Великанова не испугали громкие имена и громкие титулы. Саранцы дружно закончили дистанцию и заняли общее четвертое место, оставив позади себя команды ковровского «Труда» и автомотоклуба, а также команду Минского мотозавода. Минчан, тоже впервые приехавших в Ковров, постигла явная неудача. Гонщики мотозавода имели «на вооружении» новые спортивные машины М-204. Поначалу казалось, что представители Белоруссии покажут хороший результат. Однако этого не случилось: два спортсмена вскоре вынуждены были прекратить гонку по техническим причинам, и команда, по существу, выбыла из соревнований. Будем надеяться, что минские мотоциклостроители сделают правильные выводы из этого поражения, найдут пути улучшения своего мотоцикла новой модели и тем самым помогут заводским гонщикам войти в ведущую группу советских спортсменов. А там не за горами и встречи «на более высоком уровне»: команды мотозаводов должны выступать и утверждать превосходство своих машин в соревнбваниях друг с другом. От этого в еще большей мере выиграют весь наш мотоспорт и вся наша мотоциклетная промышленность.3Ковров.13