РАСТЕТ НОВЫЙ ГИГАНТЕ НИН ! О н вошел всердцекаждого . С егоименему нас связано все самое лучшее идорогое . И когда подъезжаешь к местам, где прошли ранние годы Ильича, невольно охватывает чувство волнения. Как непохож современный Ульяновск на старый Сим бирск, запечатленный на фотографиях. Асфальтовая гладь улиц, потоки транспорта, хорошо одетая молодежь, заполняющая по вечерам площади, бульвары, парки. Ф абрики , комбинаты, транспортные предприятия и, наконец, автозавод в Засвияжье. ...У главного корпуса — группа людей. Это работники за вода, передовики производства собрались на экскурсию по ленинским местам. Рядом скомсомолкой Надей Кобко место в автобусе занимает пожилой мужчина в полупальто. — Головачев, — представился он. Фамилия известная. Ее упоминали в разговоре с нами члены парткома и заводского комитета профсоюза. Павел Петрович — ветеран отечественного автомобилестроения. Возводил когда-то Горьковский завод, а потом работал там не один десяток лет. Неспокойный у него характер. Услышав о новой стройке в Ульяновске, не усидел на месте — приехал. Д а так и остался в городе. Больше 12 лет руководил здесь термическим цехом, сроднился с заводом, врос вкол лектив. А годы идут. Наступил и нежеланный час уходить на отдых. У шел . Но старый коммунист не мог оставаться без дела, вернулся на завод. И вот теперь, глядя на вереницу уходящих вдаль корпу сов, вспомнил он те далекие дни, когда на заросшую бурьян ом целину вышли строители. ...1944 год. Страна напрягала все силы, чтобы нанести последний удар врагу. В это трудное время Советское правительство приняло решениео строительстве в Ульяновске автомобильного завода. И безмолвное поле огласилось нес молкающимскрипом бульдозерных лебедок. С комсомоль ским огоньком трудились юноши и девушки в спецовках ре месленных училищ. О ни составляли основное ядро строителей. После войны имхорошо помогли демобилизованные солдаты и офицеры Советской Армии . П рошло два года. Вступили в строй первые цехи — инструментальный, ремонтно-технический, механико-монтажный, электроремонтный. М ало , очень мало времени было у завода на освоение производства. Н о ждать некогда. Н ародному хозяйству нуж ны автомобили, м ного автомобилей. И молодой коллектив не испугался трудностей. Когда не хватало квалифицированных рабочих, к ленте конвейера вставали технологи, конструкторы, начальники отделов. В канун 30-й годовщины Октябряс главного конвейера сошли первые грузовые автомобили ГАЗ - М М . В 1955 году начался выпуск автомобилей ГАЗ-69. А конструкторская мысль уже работала над созданием новых видов машин. И вскоре были созданы первые автомобили смаркой Ульяновского завода. В 1957 году появилось семейство автомобилей УАЗ-450. Всего лишь год потребовался ульяновцам, чтобы начать массовый выпуск трех моделей. П ожалуй , немногие автозаводы могут похвастать столь быстрым освоением нового производства. Сейчас заводу — тринадцать лет. З а этот короткий срок он стал крупным механизированным предприятием. Более чем в 40 стран мира экспортируют автостроители свою про дукцию. Но слава завода — в его будущем . На «главной заводской улице», чередуясь с портретами новаторов, висят транспаранты, диаграммы. В них отражена величественная перспектива автозавода в семилетке. Выпуск автомобилей к концу 1965 года увеличится в 4,2 раза. Будет освоено шесть новых моделей автомобилей. К 90-летию со дня рождения В. И. Ленина ульяновские автомобилестроители обязались выпустить первую партию автомобилей УАЗ - 4 51 , опытные образцы которых отмечены наградами на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Эти автомобили нам ного легче выпускаемых сейчас и значительно экономичнее их. Д ля одной из модификаций будет освоено 809 деталей. А в экспериментальном цехе уже испытывается автомобиль УАЗ-452, отличающийся от своих предшественников меньшим весом, более мощным двигателем и простотой изготовления. О нскоро придет на смену выпускаемым сейчас малотоннажным грузовикам. На столе у главного конструктора — чертежи и фотография экспериментального образца автомобиля УАЗ-460. — У знаете «старичка»? — шутит П. И. М узюкин , показывая новую конструкцию , чем-то напоминающую, но вобщемсо -Л всем не похожую на всем известный ГАЗ-69. —- К концу семилетки мы предполагаем начать выпуск автомобилей УАЗ-470 и УАЗ-471. Новые несущие кузова сделают их более комфортабельными, легкими и экономичными... Где бы ни побывали мы —- всюду виден рост. Рост людей, цехов, завода. Ульяновский автомобильный — это огромная строительная площадка. Блок литейных цехов, заводской склад, главный корпус — лишь часть того, что возводится в текущем году. А темпы все нарастают. Высоко взметнулся башенный кран. Немного дальше бульдозер врезается в толщу земли. Идет подготовка к переводу главного сборочного конвейера на постоянные площади. — Сборку автомобилей, — рассказывает начальник проектно-технического отдела А. В. Болотов, — мы предполагаем наладить совершенно по-новому. Конвейер разместится в главном корпусе. С заготовительным, литейным и кузнечными цехами он будет связан галереями, по которым потянутся толкающие конвейеры для подачи литья и поковок. Такие же галереи соединят его с прессово-кузовным цехом, откуда «поплывут» автомобильные кузова. Через подземный тоннель в главный корпус будут подаваться и рамы. Толкающие конвейеры свяжут его с деревообрабатывающим цехом и складом. — Значит, все агрегаты будут поступать на сборку без прикосновения руки человека? — Да, и даже автоматически устанавливаться на шасси автомобиля при помощи специальных опускных секций, подъемников и элеваторов. Сборочные операции намечено полностью механизировать. Словом, новый конвейер — это целый комплекс сооружений.Перед вами схема комплексной механизации подачи деталей и узлов на линию сборки автомобилей. На километры протянулась трасса межцехового конвейера 1, по которому агрегаты стекаются в главный корпус. Не только воздушные, но и подземные линии соединяют его с цехами завода: по тоннелю 2 из прессового цеха поступают рамы. Висячие склады для кузовов и кабин 3, двигателей 4и других агрегатов накапливают их на своей воздушной площадке, чтобы затем отправить на сборку. Здесь рама быстро обрастает агрегатами. Гидравлический подъемник подает со склада рессоры. С толкающего конвейера на нее устанавливаются мосты 5. Так же автоматически крепятся и другие узлы и агрегаты. Элеваторный подъемник из подземного висячего склада «выносит» двигатели 6и тоже укрепляет их на раме. Затем на шасси ставятся кузов и кабина 7. Так ульяновцы предполагают организовать сборку машин на своем заводе, который к концу семилетки станет крупным поставщиком малотоннажных автомобилей. Большое складывается из малого. Сейчас, например, монтируется автоматическая линия обработки шлицевых валов раздаточной коробки. Одиннадцать универсальных металлорежущих станков, слившись в единое целое, будут обрабатывать 35 деталей в час. 100 миллионов рублей в год сэкономят на этом автозаводцы. Они спешат пустить линию к ленинским дням. Всего за семилетие будет оборудовано несколько десятков автоматических линий. 750 станков-автоматов и полуавтоматов заменят ручной труд рабочих. «Жить и работать по-коммунистически, как учил В. И. Л е нин», — этот призыв комсомольцев депо Москва-Сортировочная был быстро подхвачен на Ульяновском заводе. Участок средней штамповки, где работает преимущественно молодежь, решил добиваться звания коллектива коммунистического труда. Но трудно удостоиться этой высокой чести. Не ладилось у молодых работниц, не хватало знаний, опыта. — А что, если помочь девушкам? — предложила технолог Раиса Прудникова. Надя Кобко поддержала подругу. Вместе они составили план шефской помощи бригадам. С тех пор в красном уголке прессового цеха по вечерам собираются молодые рабочие на техническую учебу. На занятиях технологи знакомят прессовщиц с организацией работы, показывают им передовые приемы, знакомят со свойствами металлов, объясняют устройство прессов, штампов. — Девушки стали лучше работать, производительность труда увеличилась, —- говорит бригадир В. Волонин. Хорошее дело, начатое молодыми технологами, нашло широкую поддержку. Примечательно, что инициаторы шефской помощи молодым рабочим сами включились в соревнование за звание ударников коммунистического труда. Они дали слово экономить металл за счет отходов. Технологи заметили, что «а заготовительном участке после раскроя больших стальных листов остается довольно широкая полоса. Из нее и решили целиком отштамповывать одну из деталей автомобиля. Но хватит ли отходов? Не встанут ли штампы? Расчет оказался верным, результаты превзошли ожидания. При штамповке только одной детали удалось сэкономить полторы тонны металла. «Узким местом» в цехе кузовов автомобилей УАЗ-450 был участок рихтовки. Профессия рихтовщика — одна из сложных в автомобилестроении. Поверхность кузова нужно отрихтовать, чтобы на ней не осталось ни выпуклостей, ни вмятин. Сложность заключается в том, что простым глазом нельзя видеть эти неровности. Их может нащупать лишь хорошо натренированная рука. Но для этого требуется большое терпение и, главное, опыт. Многие из молодых рабочих, не выдержав трудностей, уходили с участка. Положение становилось критическим. И тогда в цеховой комитет профсоюза поступило заявление: «Прошу перевести меня на рихтовку кузовов. Слесарь Ю. Радаев». Вместе с ним на новую работу учениками-рихтовщиками перешли высококвалифицированные слесари А. Корухов, Ю. Казаков и другие. Ничто, кроме желания выправить положение, помочь товарищам, не руководило этими рабочими. Каждый из них знал: заработок в первое время будет гораздо ниже. Но они смело пошли на личные жертвы во имя общего дела. Опытные рихтовщики помогли им освоить новую профессию. И через два месяца участок вышел из прорыва. Теперь он работает с опережением графика. Это лозволило цеху полностью обеспечить главный конвейер кузовами и создать задел.*...Кончается смена. От цехов к проходной завода устремляется людской поток. Маневровый паровоз берет груженный автомобилями состав. . — Хороши! В цехе как-то не замечаешь, а здесь вон они какие! — кивает в сторону эшелона один из рабочих. ...Платформы ускоряют бег. Удобные, выносливые, добротные автомобили дает стране молодой завод, выросший на родине великого Ленина.Н. ВАСИЛЬЕВ (наш спец. корр.].УЛЬЯНОВСК. Ф°тон- БОБРОВА.