0
0
0
0
гоночныйАВТОМОБИЛЬформулы «Юниор»В журнале «За рулем» № 4 сообщалось о том, что компоновка автомобиля формулы «Юниор», разработанная досаафовцами — молодыми инженерами НАМИ, рекомендована автомобильным комитетом «РАМС СССР всем автомотоклубам в качестве типовой. Ее можно брать за основу при постройке автомобилей такого типа. Ниже публикуется описание автомобиля «НАМИ-Москвич» формулы «Юниор», представленное редакции авторами конструкции Ю. Котовым, О. Майборода, С. Поляковым и Ф. Хайдуковым. КОМПОНОВКА АВТОМОБИЛЯ принципу разнесения больших масс от центра тяжести автомобиля для получения максимальных моментов инерции относительно горизонтальной и вертикальной осей. Поэтому двигатель сдвинут вперед, а сиденье водителя — назад. Радиатор, топливный бак, аккумуляторная батарея вынесены за базу. Расположение водителя вблизи к задней оси повышает «чувствительность» к заносам. вопрос о размерах колес пока еще не решен. Они будут выбраны в процессе доводки автомобиля. Предполагается опробовать колеса размером 5,20—13 и 5,60—15. Применение колес 5,20—13 уменьшает момент инерции вращающихся масс, общий вес автомобиля и вес неподрессоренных частей. Первые два фактора улучшают динамику разгона автомобиля. Снижение веса неподрессоренных частей улучшает контакт колеса с дорогой, что способствует повышению динамических качеств и устойчивости автомобиля на повороте. Вместе с тем с уменьшением диаметра колеса увеличивается угол его увода. А это влечет за собой снижение коэффициента бокового сцепления и, следовательно, ухудшение устойчивости автомобиля на повороте. ДВИГАТЕЛЬ На автомобиле установлен двигатель «Москвич-407», форсированный по указаниям МЗМА. Поршни имеют выпуклые днища, что потребовало дополнительной механической обработки поверхности камер сгорания в головке цилиндров. Такое изменение формы камеры сгорания способствует повышению мощности двигателя. Степень сжатия увеличена до 9, вследствие чего требуется применять бензин А-93 и свечи зажигания с калильным числом 280—300. Для увеличения коэффициента наполнения полируются впускные каналы и устанавливаются четыре горизонтальных карбюратора К-99. Этот карбюратор имеет ускорительный насос и поэтому наиболее подходит для автомобилей, участвующих в кольцевых гонках, впускной коллектор имеет отдельные впускные патрубки для каждого цилиндра. Выпускные каналы несколько расширены и тоже отполированы. Усилие клапанных пружин при полностью открытом клапане равно 100 кг вместо 65 кг на серийном двигателе. Для уменьшения габаритной высоты двигателя масляный поддон картера срезан до уровня картера маховика. В связи с этим пришлось поднять маслозаборник масляного насоса. В таком исполнении двигатель «Москвич-407» развивает мощность 68—70 л. с. при 5000—5200 об/мин. В системе охлаждения установлен радиатор автомобиля «Москвич-410», имеющий высоту на 100 мм меньшую, чем радиатор «Москвича-407». При движении с большими скоростями он хорошо охлаждается встречным потоком воздуха и поэтому отпадает необходимость в вентиляторе, в связи с тем, что рабочий объем двигателя «Москвич-407» не соответствует требованиям формулы «Юниор», в дальнейшем предусмотрено уменьшить его до 1100 см", а также модернизировать механизм газораспределения г целью повышения числа оборотов коленчатого вала. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА Коробка передач — четырехступенчатая с удлинителем взята без изменений с автомобиля «Москвич-407»; механизм переключения передач — с автомобиля «Москвич-410». Рычаг переключения передач удлинен до 600 мм. Карданный вал — автомобиля «Москвич-407», но укорочен до 575 мм. Задний мост подвергся значительной переделке. Смещение главной передачи потребовало укорочения правого чулка и удлинения левого. Соответственно изменены полуоси. Так как в условиях небольших мастерских получить поковку полуоси невозможно, то она самаДвигатель размещен в передней части автомобиля. Привод осуществляется на задние колеса. Для улучшения устойчивости при движении на повороте важно, чтобы нагрузка- равномерно распределялась на левые и правые колеса. Это достигается низким расположением центра тяжести автомобиля. Сиденье водителя и агрегаты автомобиля до предела опущены вниз. Поэтому карданный вал пришлось «пропустить» с правой стороны сиденья водителя, что потребовало установки двигателя под углом 13,5° к продольной оси автомобиля и смещения главной передачи на 280 мм вправо. Дорожный просвет в стартовом состоянии равен 100 мм. Агрегаты размещены поПередний мост. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРабочий объем двигателя Степень сжатия Мощность при 5000—5200 об/мин Сухой вес Габаритные размеры: длина ширина высота База Колея: передних колес задних колес Радиус поворота Дорожный просвет Максимальная скорость Емкость топливного бака— —• —1,36 л9 68—70 л. с. 440 кг 3620 1362 1040 2000 мм ММ мм мм— ' — — — — — — — — — —1110 мм 1220 мм не более 6м 100 мм 180—190 км/час 80 л АВТОМОБИЛЬ „НАМИ-МОСКВИЧ"цЮНИОРРисунки Ю. Котова. и ее фланец выполнены раздельно. Это позволяет изготовлять полуось из прутка. Фланец посажен на шлицы и закреплен гайкой, которая зашплинтована. Колеса — легкосъемные с гайкой типа «Рудж Витворт». Она навертывается на ступицы передних колес или на фланцы полуосей задних. Резьба нарезана по ходу автомобиля: для правых колес — правая, для левых — левая. Гайка прижимается к конусу, который приварен к диску колеса. Крутящие и тормозные моменты передаются посредством пяти штифтов. Последние расположены в отверстиях для шпилек крепления колеса. Гайка не только служит для затяжки, но и центрирует колесо относительно ступицы. Если она будет немного не затянута, то колесо перекосится и конус соприкоснется с кольцевой канавкой гайки в точке, перемещающейся при качении колеса по ее периферии. Сила трения, возникающая в этой точке в результате такого перемещения, увлечет гайку за собой, и поскольку направление вращения колеса и направление резьбы совпадают, то гайка постепенно завернется. Система «Рудж-Витворт» обеспечивает высокую надежность крепления наряду с возможностью быстро и легко заменять колеса. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Подвеска передних колес — независимая, на продольных рычагах, с торсионами в качестве упругого элемента. Передний мост использован от мотоколяски СЗА с некоторыми переделками. Изготовлена новая ступица, и роликовые подшипники заменены шариковыми, вызывающими меньшие потери на трение. Задний мост воспринимает вес кузова через две цилиндрические пружины. Амортизаторы взяты с задней подвески автомобиля «Москвич-407», расположены внутри пружины. Толкающие и тормозные усилия передаются четырьмя легкими трубчатыми штангами, допускающими регулировку по длине. Тяги соединены с рамой и балкой заднего моста шаровыми шарнирами. Боковые усилия воспринимаются поперечной реактивной тягой, имеющей такое же устройство, как и продольные тяги. Рама изготовлена из стальных труб размером 35 X 1,5 и 20 X 1,5 мм и представляет собой пространственную ферму. Такая конструкция получила в настоящее время широкое распространение, так как обеспечивает большую жесткость при малом весе. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Рулевой механизм использован от мотоколяски СЗА. Передаточное число его, равное приблизительно 10, позволяет водителю поворачивать колеса на большой угол не перехватывая руля. Рулевой вал состоит из трех частей и соединен двумя карданными шарнирами. Наклон его по сравнению с валом мотоколяски СЗА изменен, вследствие этого понадобилось удлинить кронштейн крепления рулевого механизма. Поперечные рулевые тяги крепятся к рычагу поворотного кулака не сверху, как у мотоколяски, а снизу. Для сохранения кинематического центра качания тяг они соединены с рейкой рулевого механизма через переходную деталь. Тормозная система такая же, как на автомобиле «Москвич-407», но имеет независимый привод на передние и задние колеса. Усилие от педали черезуравнительный рычаг с плечами, обратно пропорциональными нагрузке, возникающей на осях при торможении, передается на два рабочих цилиндра. Один из них действует на тормоза передних, другой — на тормоза задних колес. Для установки тормозных щитов тормозов автомобиля «Москвич-407» на передний мост СЗА необходимо увеличить посадочное отверстие и просверлить новые отверстия для крепления щита к поворотному кулаку. Привод ручного тормоза использован без изменений. Привод сцепления и педальный мост взяты от автомобиля «Москвич-410», педаль и привод акселератора — от автомобиля «Москвич-407». Водитель имеет возможность переносить ногу с педали акселератора на педаль тормоза, не отрывая ее от пола.заливаться либо гипсом, либо цементом, а для удобства соединения панелей кузова в них при изготовлении может закладываться металлическая арматура. НАМИ имеет уже достаточный опыт создания подобных пластмассовых кузовов для автомобилей. Прочность и практичность их не вызывает сомнений. Конструктивно кузов автомобиля формулы «Юниор» состоит их четырех панелей: передней части (1), задней части (кока) (2), пола (3) и крышки капота (4) (см. рисунок). Эти панели крепятся к раме и друг к другу болтовыми соединениями со специальными шайбами. Дополнительное оборудование кузова — декоративная металлическая облицовка радиатора (5), козырек (6) из органического стекла, щиток приборов и зеркала заднего вида. Две внутренние несгораемые перегородки (7 и 8) отделяютРама и детали кузова. Контрольные приборы включают в себя тахометр, переделанный из спидометра автобуса ЗИЛ-127, манометр давления масла и термометры, служащие для определения температуры охлаждающей жидкости и масла. Для контроля за работой генератора установлена контрольная лампочка. КУЗОВ Красивый внешний вид гоночного автомобиля доставляет эстетическое удовольствие многочисленным любителям автоспорта, привлекает к нему внимание тысяч зрителей. При конструировании автомобиля формулы «Юниор» было уделено много внимания формам кузова. Панели его выполнены из пластмассы. Это позволяет в условиях опытного производства при отсутствии рабочих-жестянщиков высокой квалификации получить панели с хорошей поверхностью, а также облегчает выбор формы. Технология изготовления кузова следующая, Из гипса или из дерева делается макет кузова в натуральную величину; поверхность его тщательно обрабатывается. Затем с макета по частям снимаются пластмассовые матрицы. По их внутренней поверхности, гладкой и чистой, формуются панели. Пластмасса для панелей кузова и матриц состоит из нескольких слоев стеклоткани, связанных бутваро-фенольной (клей БФ-2) или эпоксидной смолой. Для придания большей устойчивости форме пластмассовые матрицы перед снятием с макета могут частично или полностью водителя от отсека двигателя и топливного бака; над карданным валом расположен усиленный трубами кожух (9). Сиденье выполнено из пластмассы. Оно имеет высокие отбортовки по бокам и изнутри покрыто слоем губчатой резины. ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЯ По предварительным расчетам автомобиль должен развивать скорость до 190 км/час. Для достижения указанной скорости автомобилю с двигателем, развивающим максимальную мощность при 5000 об/мин, необходимо иметь главную передачу с передаточным числом равным 3,12. Такая главная передача пригодна для трасс с длинными прямыми типа минского кольца. На извилистых трассах, подобных таллинскому и ленинградскому кольцам, максимальная скорость не имеет решающего значения. В этих условиях целесообразно ее уменьшить, улучшив динамику разгона автомобиля путем увеличения передаточного числа главной передачи. Для автомобиля «НАМИ-Москвич» запроектированы пары главной передачи с передаточными числами 3,3; 3,5; 3,72; 3,96, обеспечивающими максимальные скорости, соответственно равные 180, 170, 160, 150 км/час. Конструкция заднего моста позволяет заменять редуктор в течение короткого времени, что дает возможность быстро подобрать нужную пару.Ю. КОТОВ, О. МАИБОРОДА, С. ПОЛЯКОВ, Ф. ХАЙДУКОВ.