Рисунок С. Наумова,НА МОТОРОЛЛЕРЕ ПО КАРАКУМАМшли ночью. Мотороллеры без особого труда преодолевали крутые подъемы, броды, ремонтируемые участки. Каспийское море пересекли на пароходе. Погрузились вечером, и утром следующего дня прибыли в Красноводск. Впереди было самое трудное — Каракумы. Пятнадцать километров асфальтированного пути — и мы сворачиваем на узкую грунтовую дорогу. Кругом пески., лишь едали, важно подняв головы, стоят верблюды. Мотороллеры они явно видят впервые. Вскоре начались наши основные испытания. На участке до Кум-Дага трижды лопается рама у мотороллера моего спутника. Сказалось отсутствие усиливающих тяг и нового крепления задних амортизаторов, имеющихся теперь на тульском мотороллере. Стали сдавать пружины к задним подвескам. Н аш солидный багаж был размещен на багажникахи втором пассажирском месте, и нагрузка на задние колеса была очень большой. Температура держалась в пределах 35 — 40°. Особенно много неприятностей доставляла чрезвычайно высокая запыленность воздуха. Здесь нам очень помогли резиновые насадки на воздухофильтрах, предотвращающие забор воздуха из-под крыла мотороллера. Но даже имея эти насадки, приходилось промывать и смазывать фильтр каждые 100 км. Двигатели работали нормально, хотя при столь высокой температуре воздуха рабочими скоростями на тяжелой песчаной дороге были преимущественно первая и вторая. К концу наиболее трудного каракум ского участка пути начал «постукивать» серийный двигатель. Алюминиевый цилиндр показал свое преимущество. К тому же двигатель на этом мотороллере развивал большую мощность ввиду лучшего температурного режима и большей точности изготовления окон. При езде ночью очень помогла дополнительная фара и усиленные габаритные огни: машина сзади различалась на очень большом расстоянии, в то время как заводской задний фонарь на расстоян ии 500 метров был еле заметен. Благоприятное влияние в условиях высоких температур оказало применение тугоплавкой смазки вместо солидола и доливка в коробку передач 50 проц. нигрола. Аккумуляторы действовали нормально. Во избежание перезарядки на стоянках мы включали фары. Узбекистан встретил нас зеленью хлопковых полей и прекрасными асфальтированными дорогами. Единственной трудностью движения было отсутствие дорожных указателей (видно, автотуристы сюда забираются не часто). Здесь, на последнем этапе не обошлось без поломок. У обоих мотороллеров вышли из строя диски задних колее вследствие частого «простукивания» п ружин задней подвески. Хорошо, что у «Тулы-200» есть запасное колесо.колько раз нам приходилось слышать, что мотороллер — машина городская: попадет на плохую дорогу, п иши пропало. Заядлые мотоциклисты презрительно назвали мотороллер «инвалидной коляской». И вот у нас с инженером Б. Левиным зародилась идея доказать, что советский мотороллер «Тула-200» способен передвигаться по любым дорогам. Но как это сделать? Какой маршрут наиболее полно выявит все преимущества мотороллера? После долгих раздумий мы остановились на варианте, который многим показался бы нереальным: Москва — Орджоникидзе — Тбилиси — Баку — Красноводск — Ашхабад — Ленинабад — Андижан, общей протяженностью 6500 км . Этот маршрут интересен тем, что проходит в самых различных климатичеСс ких условиях и включает трудные горные дороги, пески Каракумов и участки с хорошим асфальтовым покрытием. Одна из наших машин была серийной Т-200 и не имела никаких переделок двигателя и рамы, другая — модернизированная. Модернизация заключалась в установке опытного алюминиевого гильзованного цилиндра, усилении рамы тягами, установке специальной насадки на воздухофильтр. Обе машины были нами оборудованы дополнительными приборами и приспособлениями: амперметром, указателем уровня бензина в баке, сигналами автомобиля «Победа», бензиновыми баками и пр. Моя машина имела,ометого,увеличенныегабаритныени, дополнительную фару и ножные !»еключатели света и сигнала. Мы выехали из Москвы 3 сентября "59 года. Погода стояла осенняя: моросил дождь, который, не прекращаясь, сопровождал нас вплоть до Тбилиси. Дорога была очень скользная. В этих условиях мотороллеры вели себя прекрасно; лубокий передний щиток надежно прирывал нас от грязи. Двигались мы со норостью, не превышающей 60 — /час (при максимальной скорости 260» близкой к 100 км/час), помня, важный фактор, обеспечивающий чность двигателя. джоникидзе после двух тысяч ниов пробега был устроен профиескии день, показавший хорошее гоянне всех частей машин. Единствен--юладкой было развинчивание задамортизатора (неудовлетворительаводекая сборка). ртощий этап — от Орджоникидзе ну — изобиловал горами. Дождь не прекращался. Двухсоткилометучасток перед Баку про-Конечно, мы понимали, что большинство «неприятностей» в пути было вызвано исключительной трудностью трассы, а не органическими недостатками конструкции. В Андижан мы прибыли в прекрасном настроений. Путь от Москвы был пройден за 25 дней. Что мы хотели сказать этой статьей? Какие выводы сделали из этой поездки? Мы довольны, что совершили пробег Москва — А ндижан на мотороллерах и смогли доказать, что «Тула-200» пригодна к эксплуатации не только в городских условиях, но ив дальних пробегах. Я думаю, что в этом смогут убедиться и те владельцы мотороллеров, которые примут участие в мотоциклетном ралли на первенство РСФСР этого года. Сейчас мы готовим свои мотороллеры к новому пробегу. М аршрут до' Самарканда останется такимже , к акив прошлом году. Затем возьмем направление на Сталинабад, Хорог и Ош. Конечный пункт — Андижан. Н аш путь удлинится до 8000 км, из них 1500 нм предстоит пройти по горным дорогам Памира на высоте до 5000 метров. Мы верим внашу «Тулу»! К. ЛОСЕВ, студент Московского инженерностроительного института.^ТБИЛИСИ АНДИЖАН ОШ•БАКУ О/*Ij£\.ЛЧе^<