12
13
СОВЕТСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЗЕЛИи одно крупное строительство не может обойтись теперь без тяжелых, а часто и сверхтяжелых самосвалов. Для перевозок всевозможных грузов, необходимых для новых электростанций, фабрик и заводов, требуются специальные большегрузные автомобили. В междугородных пассажирских перевозках непрерывно повышается роль многоместных, скоростных автобусов. Для автомобилей такого типа нужны двигатели мощностью от 160 до 320 л. с , а иногда и до 500—550 л. с. Столь мощные двигатели, естественно, расходуют относительно много топлива, тем более, что большинство автомобилей, на которых они устанавливаются, имеют значительную среднесуточную загрузку. Поэтому очень важно, чтобы двигатели большегрузных автомобилей и междугородных автобусов были возможно более экономичными. Д ругим важнейшим требованием к ним является высокая износоустойчивость при весьма тяжелый условиях эксплуатации. Камера сгорания четырехтактных дизелей «ЯМЗ».НВпускной каналвпускной клапанНаправление вращения струи ЕоздихафоЬсун поршень. Общий вид дизеля ЯМЗ-236. Этим требованиям, как показала ми ­ ровая практика, лучше всего отвечают четырехтактные дизели. Бензиновые (15—-16 единиц) поднимается до тия двигатели для таких грузовиков неэко650—700°. номичны, большие диаметры цилиндНезадолго до приближения поршня к ров и высокая средняя загрузка не поверхней мертвой точке в камеру сгозволяют применять в них достаточно рания через четыре отверстия в распывысокую степень сжатия (такую, как у лителе форсунки впрыскивается мелкодвигателей легковых автомобилей и распыленное топливо. Частицы его, сосредних грузовиков). Вместе с тем для прикасаясь с вращающимися горячими большегрузных автомобилей малосущечастицами воздуха, воспламеняются и ственны такие органические недостатки сгорают. дизелей, как высокая стоимость топливТопливо впрыскивается под давленой аппаратуры, большой вес силового нием 130—150 кг/см 2 . Каждое отверстие механизма, повышенная шумность и пр. в распылителях форсунок имеет диаНа советских большегрузных автомометр 0,32 мм . билях дизели, как известно, применяютВследствие хорошего перемешивания ся с конца сороковых годов. В текущем воздуха с топливом обеспечивается семилетии Ярославский моторный завод бездымный выпуск отработавших газов (ЯМЗ) начнет производство новых четыпочти на всех режимах работы дизеля. рехтактных дизелей большой мощноДизели с камерами сгорания такого тисти. Они будут выпускаться взамен па весьма экономичны (удельный расдвухтактных двигателей ЯАЗ-204 и ход топлива при работе с неполной наЯАЗ-206. грузкой составляет до 160 г/леч) и имеют очень хорошие пусковые качеДизели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 имеют отства. носительно малый рабочий объем каждого цилиндра (1,12 л). Поэтому практиБлагодаря расположению цилиндров чески невозможно получить от них в два ряда длина двигателя значительно требуемую для современных больше- , сокращена по сравнению с длиной при грузных автомобилей и междугородных их однорядном, линейном расположеавтобусов мощность, сохранив в то же нии. Уменьшен также вес картера, к о ­ время высокую надежность и долговечленчатого вала и ряда других деталей. ность. Кроме того, по топливной эконоВ результате новый четырехтактный мичности они заметно уступают лучшим шестицилиндровый дизель мощностью образцам современных четырехтактных 180 л. с. оказался равным по весу двухдвигателей. тактному четырехцилиндровому дизелю ЯАЗ-204, максимальная мощность Новые четырехтактные дизели ЯМЗ, которого не превышает 145—150 л. с. созданные заводом на основе предварительных исследований Научно-исслеКроме того, сокращение длины ко ­ довательского автомобильного и автомоленчатого вала и картера благоприятно торного института (НАМИ), имеют ряд отразилось на их прочности и жесткоособенностей. Важнейшими из них явсти. ляются: высокоэффективные чашевидПри замене на автомобиле МАЗ-200 ные камеры сгорания, размещенные в дизеля ЯАЗ-204 дизелем ЯМЗ-236 доднищах поршней; двухрядное V-образрожные расходы топлива снижаются на ное расположение цилиндров; разделен25 проц. при эксплуатации без прицепа ная топливная аппаратура (а не объедии до 60 проц. — с прицепом. Одноврененные насосы-форсунки, как на дизелях менно возрастает, разумеется, средняя ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206); легкосъемные «мокскорость движения автомобиля. рые» гильзы цилиндров. Еще одна осоВесьма характерно сравнение удельбенность заключается в возможности ного показателя — веса, приходящегося применять так называемый турбонаддув для дальнейшего повышения мощности двигателя. Модель дизеля Впускные каналы в головках цилиндПоказатели ров имеют такую конфигурацию, что ЯМЗ-236 ЯМЗ-236 выходящий из них воздух получает энергичное вращательное движение вокруг оси цилиндра (см. рис.). Оно проЧисло цилиндров 68 должается ив конце такта сжатия, когда Диаметр цилиндра, мы 130 130 почти весь находящийся в цилиндре возХод поршня , мм 140 140 11.15 Рабочий объем, л 14.85 дух загоняется в чашевидные камеры Максимальная мощсгорания. Температура воздуха при ность, л.с. при этом благодаря высокой степени сжа180 2100 оО/ыин 24012 ' \. . 'Поперечный разрез дизеля ЗИЛ-130, / Поперечный разрез дизеля ЯМЗ-236.на единицу мощности в новых и старых дизелях. Так, если у двигателя ЯАЗ-204 этот показатель равен 5,5 кг/л.с, то у нового двигателя ЯМЗ-236 он не превышает 4,5 кг/л.с. и у ЯМЗ-238 — 4,4 кг/л.с. По весовым показателям и по топливной экономичности новые четырехтактные дизели ЯМЗ не уступают лучшим зарубежным дизелям, применяемым на большегрузных автомобилях. Ярославский моторный завод будет выпускать две основных модели четырехтактных дизелей: шестицилиндровый ЯМЗ-236 и восьмицилиндровый ЯМЗ-238. Краткая их техническая характеристика приведена в таблице. Как видно из таблицы, обе модели имеют одинаковый диаметр цилиндра и ход поршня, а также число оборотов коленчатого вала при максимальной мощности. Поэтому почти все наиболее часто заменяемые при ремонте детали у них унифицированы. К таким деталям относятся поршни с кольцами и пальцами, гильзы цилиндров, вкладыши подшипников коленчатого вала, клапаны, пружины, коромысла клапанов, распределительные шестерни и др. Естественно, что унификация не только удешевляет изготовление дизелей, но и существенно упрощает снабжение запасными частями. Помимо шести- и восьмицилиндровых дизелей, в дальнейшем возможен выпуск двенадцатицилиндровых дизелей и шестицилиндровых с однорядным, горизонтальным расположением цилиндров. Большинство деталей обеих этих моделей также может быть широко унифицировано с деталями базовых шести- и восьмицилиндровых двигателей. Поперечный разрез дизеля ЯМЗ-236 показан на рисунке. Угол развала между рядами цилиндров равен 90°, Оба блока цилиндров и главный картер выполнены в виде одной детали, отлитой из серого чугуна.2*Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и снабжены тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами, поперечное сечение верхних компрессионных колец — трапециевидное; их рабочая поверхность хромирована. Коленчатый вал дизеля ЯМЗ-236 имеет три, а ЯМЗ-238 — четыре шатунных шейки. На каждой из них расположены рядом два шатуна. Кривошипные головки шатунов (для того, чтобы при сборке и разборке дизеля они могли проходить через цилиндры) выполнены с косым разъемом. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала взаимозаменяемые, стальные с антифрикционной заливкой из свинцовистой бронзы или алюминиевые. На переднем конце коленчатого вала и на маховике установлены дополнительные противовесы, необходимые для уравновешивания двигателя. Распределительный вал, находящийся над коленчатым валом, приводится во вращение при помощи шары цилиндрических, стальных шестерен с косым зубом. Кулачки вала действуют на ролики нижних коромысел, ось которых расположена над ним. От нижних коромысел через трубчатые штанги и верхние коромысла движение передается к впускному и выпускному клапанам. Головки цилиндров отлиты из серого чугуна; на их внутренней стороне находятся впускная труба, идущая к воздухоочистителю, и воде отводящая труба с термостатом, соединяющаяся с верхним бачком радиатора. На наружной стороне головки цилиндров крепится выпускной коллектор. В головках же расположены форсунки, через которые впрыскивается топливо в камеры сгорания. Между цилиндрами находится топливный насос высокого давления, имеющий на ЯМЗ-236 шесть, а на ЯМЗ-238 восемь плунжеров. Каждый из них подает в необходимый момент через трубопровод высокого давления порцию топлива к соответствующей форсунке. Количество подаваемого топлива определяется положением рейки насоса. Последняя системой тяг связана с педалью акселератора. На заднем конце вала насоса находится центробежный регулятор, ограничивающий максимально и минимально допустимые обороты коленчатого вала, а на переднем — устройства для автоматического изменения момента впрыска топлива в зависимости от числа оборотов. Вал насоса приводится во вращение от распределительного вала посредством пары цилиндрических шестерен. В нижней передней части главного картера находится двухсекционный, шестеренчатый масляный насос. Основная секция забирает масло из поддона картера и через сетчатый фильтр подает его к подшипникам коленчатого и распределительного валов. Дополнительная секция обслуживает реактивную масляную центрифугу ив случае надобности воздушно-масляный радиатор. Центробежный насос системы охлаждения, /установленный в нижней правой части главного картера, вращается от переднего конца коленчатого вала через клиновидный ремень. Сзади вентилятора размещен компрессор тормозной системы и генератор. Оба они приводятся от шкива вентилятора. Шестицилиндровый дизель ЯМЗ-236 имеет неравномерные промежутки между рабочими ходами в различных цилиндрах. Вот почему при работе на пониженных оборотах холостого хода у него наблюдается склонность к вибрациям. В связи с этим очень важным элементом конструкции четырехтактных дизелей «ЯМЗ» является подвеска их на раму автомобиля. Она включает специальные резиновые подушки, изолирующие раму, кабину и оперение от вибраций и гасящие их. Дизели ЯМЗ-236 (см. рис.), серийный13