В СТРАНАХ НАРОДНОЙДЕМОКРАТИИПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД КИТАЯОколо Чанчуня вырос первый Чанчуньский автозавод. Выпускаемые здесь грузовики «Цзефан», вездеходы, легковые автомобили «Хунци» и другие машины активно служат делу социалистического строительства. К ак только войдешь на территорию завода, бросается в глаза широкая центральная магистраль. По сторонам ее зеленеет трава, высажено много различных цветов, стоят рядами тополи. Иногда кажется, что это не территория завода, а богатый зеленью парк. На южной оконечности магистрали высятся четыре дымящие высоченные трубы тепловой электростаи ции. На территории завода расположены огромные корпуса кузнечного, литейного, механического, моторного, штамповочного, сборочного и других цехов. Кроме оснащенных совершенным оборудованием основных цехов, имеется еще ряд вспомогательных предприятий, способных производить различный инструмент, осуществляющих ремонт оборудования, снабжающих электроэнергией, сжатым'воздухом, газом, кислородом. Завод располагает также совершенной конструкторсно-экспериментальной базой. Рядом с цехами и другими постройками завода выросло больше 100 трех- и четырехэтажных жилых домов для рабочих ислужащих ; открыты для них общественные столовые, детские сады, ясли, школы, больницы, магазины и клубы. Трамвай и автобусы связывают завод с г. Чанчунем. томатические бетономешалки, на завод по производству армированного бетона. Техникой она овладевала прямо на строительстве. Работы здесь не прекращались круглый год. Ни ветер, ни мороз, ни дождь не могли остудить пыл молодых патриотов.ПОЛЬСКИЙ МОПЕДНаряду счетырехтактными мотоциклами «Юнак», имеющими рабочий объем 3 цилиндров двигателей 350 см , и мотоциклами ВСК, имеющими двухтактные 3 двигатели класса 125 см , п ольская пром ышленность освоила такжеи производство мопедов отечественной конструкции. Выпуск их уженачался на металлозаводе во Вроцлаве. Общий вид мопеда, получившего наименование «Рысь», представлен на фото (рис. 1). Обращает на себя внимание развитая облицовка, о беспечивающая хорош уюзащиту двигателя, агрегатов и цепей. Шасси мопеда состоит из трубчатой рамы смаятниковой подвеской заднего колеса и телескопической вилкой на переднем колесе. Амортизаторы маятниковой подвески заднего колеса закрытыизящной облицовкой, а передняя телес копическаявилкавыполнена заодно с корпусом фары . На мопеде установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с возвратной продувкой, имеющий рабочий объем цилиндров 49,8 смЗ (диаметр цилиндра — 38 мм, ход поршня — 44 мм) и степеньсжатия 6,5. Двигатель выполненв одном блоке с двухдисковым пробковым масл яным сцеплением, двухступенчатой коробкой передач и педальным кик-стартером. Передачи переключаются, как обычно, поворотом рукоятки на руле. Двигатель развивает мощность 1,6 л. с. при 5000 об/мин. З ажигание осуществ ляется от маховичного магнето, мощностью 16 ватт.ПОМОЩЬ ДРУЗЕЙЦ тройную помощь нам оказал Совет" с кий Союз. У жев 1951 году правительство СССР послало к нам своих специалистов для оказания помощи в выборе места строительства. Советские и китайские специалисты совместно исследовали обширные районы Северо-Восточного и Южного Ки тая. Вслед за этим в Советском Союзе начались работы по проектированию первого автозавода. Для этого там было мобилизовано 26 проектных организаций. Более 100 машиностроительных заводов Москвы, Ленинграда, Свердловска, сибирского города Ирнутска и других городов Советского Союза получили заказы на производство оборудования для нашего первого автозавода. Особенно большой вклад в дело строительства нашего первого автозавода внес Московский автозавод имени Лихачева. В результате трехлетнего упорного труда, помощи народа всей страны, кооперирования больше чем с 60 предприятиями огромные трудности были преодолены, и на ровном месте вырос современный автомобильный завод. Прошло менее 4 лет с момента выпуска первых автомобилей «Цзефан». Коллектив молодого завода за это время добился огромных успехов как по увеличению выпуска машин, т акив усовершенствовании методов их производства. Рабочие ислужащие завода систематически перевыполняют государственный план. Темпы производства автомобилей быстро растут. Если количество выпущенных автомобилей в 1956 году принять за единицу, то в 1957 году и 1958 году их количество увеличилось соответственно в6и 14 раз. Вследствие непрерывного роста продукции, повышения технического уровня и роста производительности труда себестоимость продукции в 1958 году по сравнению с 1956 годом снизилась примерно вдвое. За три года коллектив предприятия сэкономил для государства средства, равные 'А затраченных на строительство завода. Заметно улучшилось и начество выпускаемой продукции. Гарантийный пробег грузовых машин возрос с 25 до 50 тыс. к м . Больших успехов добился завод такжеив освоении новых видов продукции, подготовке технических кадров, повышении производственной мощности цехов. По первоначальному проекту автозавод должен был выпускать только одну марку грузовых автомобилей. Для удовлетворения растущих потребностей страны были в экспериментальном порядке разработаны конструкции автомобилей среднего нласса «Дунфын» («Ветер с востока»), высшего класса «Хунци» («Красное знамя»), трехосного грузовика, вездехода, а также других типов автомобилей и моторов. Эти марки автомобилей и моторов уже выпускаются. Другим свидетельством быстрого развития автозавода является стремительный рост его мощности. Проектная мощность завода равна 30 000 автомашин в год. Однако ужев 1958 году без дополнительного расходования средств и установления оборудования завод выпустил 60 000 машин. Это стало возможным благодаря массовой технической революции на заводе, благодаря тесной связи рабочих и технического состава с руководством, благодаря внедрению в производство в течение одного месяца более 2000 рационализаторских предложений. Рабочие ислужащие полны решимости вывести свой завод в число лучших автомобильных предприятий мира. (Сокращенный перевод из газеты фанцзюнь бао»),ЭНТУЗИАЗМ СТРОИТЕЛЕЙВ памяти китайского народа навсегда ° сохранится 15 июля 1953 года. В этот день в центре площади, на месте будущего завода, была установлена белая мраморная плита с начертанными на ней словами председателя Мао, специально написанными для первого автозавода. Огромные задачи социалистического строительства требовали сооружения автозавода в возможно короткие сроки. На место строительства непрерывным потоком начали поступать материалы и механизированное транспортное оборудование из Пекина и Шанхая, Чунцина и Аньшаня, лес из Чанбайшаня, песок и галька из Сунхуацзяна. К месту строительства потянулись опытные металлисты Шанхая и молодые крестьяне провинции Гирин, выпускники высших учебных заведений и демобилизованные воины Народно-освободительной армии. Молодежь пошла работать на землеройные машины, подъемные краны, авКолонна автомобилей «Цзефан» («Освобождение») покидает территорию первого автомобильного завода.Облицовка, которой закрыт весь силовой агрегат, к репится всего на трех болтах и легко снимается , о ткрывая доступ ккарбюраторуи электрооборудованию. На рисунке2показаначасть мопеда при снятой облицовке, где 1 — регулировочный винт амортизатора задней маятниковой подвески; 2 — наполнительное отверстие для маславкоробке передач; 3 — установочный винт сцепления; 4 — р егулировочный винт боуденовского троса для переключения передач; 5 — скоба глушителя, 6 — хомутик креплениявыпускной трубы. На мопеде примененытормоза полно-' ступичного типа, диаметром 97 мм. Габаритные размеры мопеда; длина — 1850 мм, высота — 1080 мм, база колес — 1175 мм. При нормальной нагрузке (1 пассажири 30 кг багажа) мопед развивает максимальную скорость до 50 км/час и расходует 1,8 л топлива на 100 км пробега. «Цзе- 1 Емкость бака (5.75 л) обеспечивает радиус действия более 300 км.28 АВТОМОБИЛЬ С ДВУХСТОРОННИМ УПРАВЛЕНИЕМВенгерскими инженерами сконструирован автомобиль с саморазгружающимся кузовом бункерного типа, с двухсторонним рулевым колесом и двойными органами управления. Сиденье водителя поворачивается на 180°, что позволяет ему обращаться лицом в любую сторону по ходу движения автомобиля (см. фото). Автомобиль выполнен на шасси тракторного типа и снабжен планетарным редуктором. Грузоподъемность автомобиля — 6 т, емкость кузова — 3,8 мзВ СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИНОВОЕ В МОТОЦИКЛАХ «СИМСОН»Народное предприятие Симеон в Зуле производит с начала 1960 года коренную модернизацию выпускаемых им машин. Прежде всего речь идет об улучшении мотоцикла «Симсон-425 Спорт» (рис. 1). На двигателе установлена новая головка цилиндров с измененной формой камеры сгорания и усовершенствована форма охлаждающих ребер, в которых сделаны дополнительно прорези. Головка цилиндра (рис. 2) выполнена с втянутой камерой сгорания, что обеспечивает лучшее завихрение и, как следствие, увеличение мощности и крутящего момента двигателя на всем диапазоне его оборотов. Одновременно достигается существенное снижение расхода топлива, чему немало способствует также и новый карбюратор, имеющий полую заслонку и развитое проходное сечение диффузора (25.5 мм). Главным достоинством нового карбюратора является то, что он обеспечивает легкий пуск двигателя. На мотоцикле установлен новый, более мощный генератор (60/90 ватт), позволяющий применять различные дополнительные осветительные приборы. Силовой блок двигателя вместе с коробкой передач, в которую тоже внесены конструктивные изменения (касающиеся в основном лишь некоторых сопряженных размеров), несколько уменьшился по весу; подвеска его на раме осуществляется при помощи эластичных креплений, что значительно уменьшило передачу вредных колебаний двигателя на шасси. На мотоцикле значительно изменена подвеска заднего колеса — задняя маятниковая подвеска снабжена двухкамерными гидравлическими амортизаторами двойного действия; уплотнение подвески выполнено более надежным. Улучшение уплотнений характерно и для других узлов мотоцикла, в частности, сцепления; приняты меры к устранению замасливания кардана, что нередко случалось раньше в мотоциклах «Симсон-425 Спорт». В связи с произведенными конструктивными изменениями в спортивной модели, значительно повысившими ее надежность, принято решение прекратитьМОПЕД «ЯВА-50»На смену выпущенному в прошлом году мопеду «Стадион», имеющему двигатель с рабочим объемом цилиндров 50 смЗ, конструкторы завода «Ява» разработали новую модель мопеда, являющуюся дальнейшей ступенью развития конструкции микролитражных мотоциклов. Новый мопед — он получил наименование «Ява-50» — имеет несущую стальную штампованную раму и горизонтальный двухтактный одноцилиндровый двигатель с алюминиевой головкой, развитыми ребрами охлаждения и встроенным педальным кик-стартером. Двигатель практически такой же, как на известном чехословацком3 «Пионера» (рабочий объем — 49,8 см , диаметр цилиндра — 38 мм, ход поршня — 44 мм, степень сжатия — 7,5), с той лишь разницей, что в одном блоке с ним установлена двухступенчатая коробка передач. Кроме того, на двигателе применен глушитель шумов всасывания. Двигатель развивает мощность 1,5 л. с. при 4500 об/мин. В конструкции шасси мопеда также использованы некоторые узлы «Пионера» и, в частности, маятниковая подвеска заднего колеса, размещенная непосредственно под седлом. Передняя вилка имеет с обеих сторон качающиеся рычаги с винтовыми рессорами и дополнительной резиновой подушкой. Сухой вес мопеда — 42 кг. Он развивает скорость свыше 45 км/час.выпуск близких по конструкции так называемых туристических" мотоциклов «Симеон», модель 425Т. Коллектив конструкторов народного предприятия Симеон много работает над созданием новой модели мотоцикла класса до 350 см'. По государственному плану, утвержденному для завода, выпуск этой модели мотоцикла намечался лишь на 1962 год. Коллектив народного предприятия выдвинул встречный план и принял обязательство начать выпуск этой модели в 1961 году. Сейчас уже созданы и проходят испытания первые опытные образцы мотоциклов класса 3 350 см . Задача при этом была осложнена тем, что конструкторы решили последовать примеру своих коллег из народного предприятия в Цшопау, создавших, как известно, единую модель мотоцикла, выпускаемого 3с двумя разными двигателя3 ми (175 см и 250 см ). Новый мотоцикл «Симеон» будет тоже выпускаться 3с 3 двигателями объемом 250 см и 350 см . Хотя речь идет о совершенно новой модели, по внешнему облику она сохрн нит многие характерные черты мотоцик ла «Симсон-425 Спорт». Конструктивные изменения коснутся, однако, почти всех узлов машины. В двигателе, например значительно улучшаются подшипники коленчатого вала (как по расположению. так и по качеству вкладышей): достигну та бесшумность привода клапанов; применена так называемая «сухая» система . смазки, что позволяет значительно увеличить просвет (клиренс) мотоцикла и улучшить его проходимость; кроме того. эта система смазки позволяет значительно улучшить фильтрацию и охлаждение масла. На двигателе предусмотрены глушители шумов всасывания и выхлопа. Эти общие конструктивные признаки характерны для обоих двигателей, предназначенных для новой модели «Симсон», •3 с рабочим объемом цилиндров — 250 см и 350 см 3 ; различие у них есть только в размерах кривошипов, цилиндров и поршней; даже головки цилиндров у них одинаковые, хотя предусмотрена возможность варьировать степень сжатия для разных кубатур. Двигатель с рабочим объемом 250 см 3 развивает мощность 16—17 л. с , а с рабочим объемом 350 см 3 — 20—21 л. с. • Рама мотоцикла несколько расширена по сравнению с рамой мотоцикла «Симсон-425 Спорт», поскольку подвеска двигателя осуществляется на резиновых подушках, а подвеска колес значительно изменена. Для переднего колеса предусмотрено два варианта подвески (по выбору) — телескопическая вилка, либо длиннорычажный маятник с гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска сохранена такой же, как у мотоцикла «Симсон-425 Спорт». Тормоза на переднее и заднее колесо имеют механический привод. Для колеса коляски предусмотрен гидравлический привод тормоза.КОЛЯСКА МОТОЦИКЛА ES-250Мотоциклетный завод в Цшопау (ГДР) выпускает мотоцикл JJQ-250 с коляской, в конструкцию которой заложен ряд интересных идей. Прежде всего речь идет о специальном устройстве для ускоренной установки развала колес, действующем во время езды. Регулировка развала производится с помощью особого стяжного устройства, установленного на тяге, связывающей коляску с рамой мотоцикла возле седла водителя. Передняя точка крепления коляски вынесена к рулевой колонке мотоцикла, которая соединена тягой с носовой частью лодочки. Специальные резиновые подушки придают соединению известную эластичность. Коляска не имеет трубчатого шасси обычного типа. Несущей конструкцией является усиленный лист днища, с которым в трех точках связана передняя тяга ис помощью серег и соединительного стержня поперечная балка 0 (см. рис.) Колесо коляски (на рисунке не показано) устанавливается в вилке трубча-той дуги F., подвешенной к лодочке на двух шарнирах и связанной с мотоциклом посредством специального соединительного элемента. Трубчатая дуга v имеет два амортизирующих элемента: спиральную пружину у вилки колеса коляски и пластинчатую рессору на опоре. Такое конструктивное решение обеспечивает хорошую связь и взаимодействие коляски с машиной во время езды.МОТОРОЛЛЕР «ТОВАРИЩ»На заводе «Чепель» (Венгрия) выпущен опытный образец нового венгерского мотороллера «Цимбора» («Товарищ»), имеющего двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом цилиндра 175 смЗ. Характерной особенностью двигателя является так называемое «ротативное газораспределение», осуществляемое при помощи вращающейся заслонки. Двигатель развивает мощность 9,5 л. с. Он выполнен в одном блоке с четырехступенчатой коробкой передач; крутящий момент передается на заднее колесо через карданный вал и систему конических шестерен. Общий вес мотороллера — 120 кг. Он развивает максимальную скорость 90 км/час. Оригинальную форму кузова мотороллера «Товарищ» разработал специально привлеченный для этой цели скульптор профессор Доза Фаркаш.