U а тихой улице небольшого города послышался шум мотоциклетного мотора. Вскоре из-за поворота показался зеленый ИЖ с коляской. За его рулем сидела девушка. Уверенно развернув мотоцикл, она остановилась у здания Унгенского райисполкома, Елене Прискару очень часто приходится бывать в районном центре. Ведь она и заведующая учебной частью Четыренской молдавской средней школы, и депутат Верховного Совета республики, и член райкома ДОСААФ . Различные служебные и депутатские обязанности заставляют ее чуть ли не каждый день бывать в Унгенах, т. е. за 15 км от села, где она живет и работает. Прежде Елене Прискару приходилось тратить много времени, чтобы съездить в город. Теперь ее не смущают никакие расстояния. «Депутат на мотоцикле» — с гордостью говорят о двадцатипятилетней учительнице жители Унгенского района. Стать мотоциклисткой Елене Прискару помогло наше оборонно-патриотическое Общество. В прошлом году она занималась на курсах, которые были организованы при первичной организации ДОСААФ колхоза имени Котовского. Вместе с тридцатью колхозниками Елена Прискару успешно сдала экзамены и получила удостоверение на право вождения мотоцикла. ...Круты, извилисты дороги Молдавии. Они вьются вверх и вниз по черноземным землям солнечной республики, которую по призыву Никиты Сергеевича Хрущева трудящиеся стремятся превратить в цветущий сад Советского Союза. Немалую роль в этом играют первичные организации ДОСААФ, помогающие трудящимся овладевать техникой. В Унгенах открыт филиал республиканского автомотоклуба, где непрерывно учатся 30—40 человек, желающих стать шоферами и мотоциклистами. Кроме того, в районе постоянно работает несколько курсов по подготовке шоферов III класса, мотоциклистов и автолюбителей. Все они созданы при первичных ор ганизациях по инициативе или при содействии районного комитета ДОСААФ . Унгенская организация ДОСААФ признана лучшей в республике. Она занесена на Доску почета и третий год подряд завоевывает переходящее Красное знамя. Большая заслуга в этом принадлежит председателю РК ДОСААФ А. Лекарю. Райком и активисты Общества с большим воодушевлением начали подготовку к Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта. Участие в ней даст возможность досаафовцам Унген лучше овладеть автомобильной и мотоциклетной техникой, лучше использовать ее в работе, учебе и отдыхе.ДОСААФОВЦЫознакомились они десять лет назад во время службы в Советской Армии. А чуть позже, когда доверили друг другу свои сокровенные мысли, пришла настоящая дружба. К тому времени каждый из них уже не был новичком в автомобильном спорте. Виктор Лапин не раз и небезуспешно стартовал в кроссах, а на одном из них, оспаривая первенство «Труда», занял первое место. Леонид Грищук в 1949 году, всего второй раз участвуя в автомобильных соревнованиях, первенствовал в гонке Москва — Минск — Москва. И это несмотря на то, что на одном из участков трассы его «Москвич» перевернулся. Быстро пролетели годы солдатской службы. Но друзьям не хотелось расставаться. Хотя один из них устроился работать на авторемонтный завод, а другой стал шофером, их почти каждый день можно было видеть вместе. Вместе решили они пробивать дорогу в большой спорт. С чего начать? Рассчитывать на то, что дадут гоночную машину на первых порах не приходилось. Поэтому решено было заняться автокроссом. Грищук и Лапин составили один экипаж. Тренировались, не жалея сил, с завидным трудолюбием тщательно готовили свою машину к соревнованиям. И вскоре пришел первый успех, за ним второй, третий. А в 1955 году Леонид и Виктор поднялись на высшую ступеньку пьедестала почета первенства СССР по автомобильному кроссу: завоевали звание чемпионов страны. Но как бы ни был вынослив, безотказен и прочен их «Газик», он не мог идти в сравнение по своим скоростным качествам с гоночными автомобилями. Мысль построить такую машину и участвовать на .ней в гонках не покидала друзей. Как они завидовали гонщикам, с каким интересом следили за перипетиями борьбы на гоночной трассе! Однажды, перелистывая страницы спортивных журналов, друзья обратили внимание на заметку, в которой сообщалось, что итальянские спортсмены строят гоночный автомобиль класса до 500 см 3 . «Именно такой автомобиль нужен нам», — сказали они себе. А летом 1957 года им довелось увидеть машины этого класса в соревнованиях и воочию убедиться, как они просты по устройству ив управлении. Благодаря хорошей маневренности «пятисотки» мало уступали в скорости автомобилям с двигателями большего литража. Итак, выбор был окончательно сделан. Друзья горели желанием скорее начать работать. Они представляли себе, с какими трудностями придется столкнуться, но были твердо уверены в успехе. Однако приступить к осуществлению своей мечты им удалось только через год. К тому времени Грищук и Лапин стали членами Московского автомотоклуба ДОСААФ. Секция автомобильного спорта и руководство клуба поддержали их инициативу. Энтузиастам была предоставлена мастерская, оснащенная инструментами и оборудованием. Цент-ПДепутат Верховного Совета Молдавской ССР Е. Прискару.В УНГЕНСКОМКомитет ДОСААФ средней школы поселка Корнешты организовал вечерние курсы шоферов III класса. Занятия по устройству автомобиля проводит преподаватель физики Ф. Деревенко (второй справа).РАЙОНЕДосаафовцы Унген на тренировке перед очередным агитпробегом.М. синицын. 8 СТРОЯТ ГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИральный комитет ДОСААФ, куда они обратились за помощью, обеспечил их необходимыми материалами. Решили строить одновременно два автомобиля. Теперь предстояло разработать конструкцию: определить компоновку, уточнить, какими должны быть агрегаты и узлы будущих автомобилей. Сколько бессонных ночей провели над решением этих вопросов оба друга! Не раз бывали в Научном,автомоторном институте, консультировались с конструкторами, советовались, взвешивали все за и против. После долгих поисков порешили на том, что в конструкции следует максимально использовать готовые агрегаты и узлы автомобилей и мотоциклов. Леонид и Виктор начали строить автомобили своими силами, используя свободное время после трудового дня. Почти все, вплоть до токарных, фрезерных и сварочных работ, приходилось делать самим. И хотя каждый облюбовал для себя определенную конструкцию, друзья помогали друг другу в большом и малом. Пожалуй, даже трудно установить, чей труд в какую машину больше вложен. Обе они внешне похожи, но в конструкции отдельных узлов и агрегатов имеются существенные различия. На том и на другом автомобиле применен форсированный мотоциклетный двигатель М-52. Он расположен в задней части автомобиля. Различия начинаются со сцепления и коробки передач. На одной из машин они взяты с мотоцикла М-72, на другой — с «Москвича-407». Причем коробка последнего максимально облегчена — сняты шестерни заднего хода и удлинитель, а для установки ее изготовлен специальный картер сцепления. Главная передача представляет собой задний редуктор мотоцикла М-72. Один из автомобилей имеет дифференциал. Передняя подвеска взята от мотоколяски СЗА. Подвеска такого типа прекрасно зарекомендовала себя на «пятисотках», построенных спортсменами Советской Армии. Однако досаафовцы несколько ее видоизменили, использовав задние амортизаторы «Москвича-400». Устройство задних подвесок у одной из машин такое же, как иу известных чехословацких 500-кубовых автомобилей ЭСО, другая изготовлена по образцу «Эстонии-3», т. е. с поперечной рессорой. Оба автомобиля имеют рамную конструкцию. Рамы сварены из тонкостенных стальных труб. Съемный обтекатель изготовлен из листового алюминия. Узлы тормозной системы целиком использованы с «Москвича-407». Тормоза приводятся от двух главных тормозных цилиндров, действующих через уравнительный механизм независимо на передние и задние колеса. Своеобразны колеса — с укороченными спицами от мотоцикла М-72. Сильно развитое оребрение тормозных барабанов должно гарантировать хорошее их охлаждение. Шины и ободья взяты с мотоцикла К-175. Рулевое управление — с мотоколяски СЗА. Для того чтобы представление о новых «пятисотках» было более полным, остается назвать некоторые их параметры. Общая длина автомобиля с обтекателем равна 3015 мм, база — 2000 мм, колея передних колес — 1180 мм и задних — ИЗО мм. Дорожный просвет составляет 100 мм. Наивысшая точка машины находится в 930 мм от земли. Каждый такой автомобиль будет весить примерно 265 кг. Когда писались эти строки, постройка двух гоночных автомобилей подходила к концу. Сейчас любители автоспорта могут видеть энтузиастов-спортсменов Леонида Грищука и Виктора Лапина на тренировках. Они с нетерпением ждут того дня, когда им удастся помериться силами с лучшими гонщиками страны. Ждать осталось недолго: через несколько месяцев Леонида и Виктора вызовут на старт всесоюзных кольцевых гонок. Пожелаем же им удачного старта! В. ЕГОРОВ, мастер спорта.Леонид Грищук и Виктор Лапин за постройкой гоночного автомобиля.Фото В. ДОВГЯЛЛО.j1,.:.•У:'. •Т*4*':'"*