jfl# ceteMte c^Lукотка — восточная окраина земли Советской. Этот некогда дикий край ныне волей Коммунистической партии превратился в один из крупных промышленных районов нашей страны. Там, где прежде теснились оленьи тропы, пролегли длинные ленты автомобильных дорог. В тайге ив тундре построены крупные прииски, рудники, ремонтные заводы, автобазы, протянулись высоковольтные линии электропередач. У нас все молодо, все ново; и область наша очень молода. В Заполярье исключительно высока роль техники. Автомобильный транспорт является здесь основным средством перевозок. С каждым годом воб ласти быстро увеличивается количество транспортных машин различного назначения. Учитывая это, областная организация ДОСААФ ведет большую работу по подготовке технических кадров. За 1958—1959 годы были обучены сотни шоферов, мотоциклистов, трактористов, организована подготовка мотористоврулевых. Свыше 14 процентов членоз Общества овладевают техническими специальностями. Эти показатели достигнуты благодаря постоянному руководству организациями ДОСААФ со стороны партийных ор ганов, благодаря помощи со стороны советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных организаций. Особенно успешно работают досаафовцы Ягоднинского района, которыми руководит офицер запаса Ф . Рижко. Большая удаленность района от об ластного центра не мешает местному активу Общества добиваться хороших результатов в оборонно-массовой работе. Так, на Скорнинском авторемонтном заводе, находящемся в 450 км от Магадана, за три года первичной организацией ДОСААФ подготовлено более 200 шоферов III класса и 80 мотоциклистов. Примечателен и заслуживает распространения опыт первичной организации ДОСААФ ' Ягоднинской школы-интерната. Здесь оборудован автокласс, имеется учебный автомобиль. Начиная с 1957 года, выпускники этой школы получают права шоферов — профессионалов или любителей. Энтузиаст автодела инженер С. Т. Степченко уже подготовил здесь свыше 100 шоферов III класса. Систематически выпускают шоферов и трактористов-бульдозеристов первичные организации приисков «Бурхала», «Пятилетка» и им. А. М . Горького. За последние два года в Ягоднинском районе обучено более полутора тысяч водителей.НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК!апреле состоялись автомобильные ралли на первенство Российской Федерации; одновременно разыгрывались «Приз дружбы» между командами союзных республик и первенство Москвы. Старт и финиш были организованы на Центральном стадионе им. В. И. Ленина. Дистанция соревнований составляла более трех тысяч километров. Кроме того, спортсмены принимали участие в пяти скоростных состязаниях различного характера. За последние годы накоплен некоторый опыт проведения ралли крупного масштаба. Это давало основание предполагать, что организаторы соревнований, судьи и спортсмены — в основном испытанные раллисты — в полной мере проявят свое умение в этих соревнованиях. Однако эти надежды не совсем оправдались. Успех ралли в большой степени зависит от того, насколько точно объявляется, учитывается и подсчитывается время. Ни в одном соревновании секунда не имеет такого большого значения для участника, как в ралли. За опоздание или опережение графика сверх установленной льготы на одну секунду спортсмен штрафуется так же , как и_при опоздании на целую минуту. В этих условиях огромную роль играет четкая работа «службы времени», которая на этот раз была организована из рук вон плохо. Электрические часы в самый разгар стартов вдруг остановились. Правда, судьи быстро переключились на работу по наручным часам, а вскоре и электрические часы были исправлены. Но все же это вызвало немало нареканий в адрес организаторов соревнований как со стороны участников, так и судей. Судьи на скоростных состязаниях бы ли снабжены хронометрами и секундомерами с тридцатисекундным циферблатом, предназначенными в основном для засечки времени в соревнованиях на коротких дистанциях. Не имея опыта работы с такими приборами, судьи делали ошибки, неточно определяли зачетное время. Впоследствии главной судейской коллегии пришлось затратить много труда и времени, чтобы установить действительные результаты скоростных состязаний. В соревновании на движение с постоянной скоростью из-за нечеткой работы «службы времени» первые автомобили пришлось снять с дистанции, а потом вызвать на старт повторно. В состязаниях по фигурному вождению о результатах выполнения упражнений судьи сигнализировали секретариату флажками. Это обеспечивало возможность определить результат для каждо-ЧВ трудных условиях приходится работать активу Чаунского района. Этот район находится далеко за полярным кругом. Несмотря на это, в 1959 году чаунцам за достигнутые успехи присуждено переходящее Красное знамя обкома КПСС и облисполкома. Наряду с подготовкой других специалистов здесь только в прошедшем году обучено 130 трактористов; большинство из них посещало курсы при первичной ор ганизации ДОСААФ молодого прииска «Комсомолец». В поселке Певек недавно создан самодеятельный автомотоклуб, объединяющий более 100 человек. Активисты клуба А. А. Степанов, А. И. Гришин уже многое сделали для пропаганды технических видов спорта, подготовки шоферов и мотоциклистов. Не жалея времени, после трудового дня приходят они в клуб; чтобы прочитать лекцию, провести занятие по вождению, помочь молодежи в освоении техники. Центром, объединяющим работу многих первичных организаций по подготовке водителей, является городской комитет ДОСААФ Магадана, а также областной автомотоклуб. Им созданы филиалы в поселках Оротукан, Спорное, в которых обучается большой отряд будущих водителей. Одно время в колхозах области недоставало технических специалистов. По просьбе областного Управления сельского хозяйства автомотоклубом была подготовлена значительная группа шоферов III класса из коренных местных жителей — чукчей, якутов, орочей, камчадалов, коряков. Все они сейчас работают в родных колхозах. Все шире развивается в области спортивная работа. В этом году совместно сгоркомомДОСААФ проведено несколько соревнований по зимнему мотокроссу. Состоялись первые областные соревнования на ледяной дорожке . В ознаменование 90-летия со дня рожде ния В. И. Ленина были организованы автомотопробег и кросс. С целью более широкого развития технических видов спорта в области клуб провел семинар активистов ДОСААФ , на котором спортсмены, тренеры и организаторы автомотоклуба об менялись опытом своей работы. Н. БУТЕНКО, заместитель председателя обкома ДОСААФ. г. Магадан.ВМотоциклисты Магаданской области перед тренировкой. го участника немедленно после его финиша, не дожидаясь получения письменных рапортичек. Однако главная судейская коллегия слишком узлеклась сигнализацией и освободила судей от ведения протокола. К счастью, все обошлось без недоразумений. В противном случае при возникновении протестов или жалоб трудно было бы без первичных документов восстановить истинное положение вещей. Впервые в ралли было включено состязание на умение вести автомобиль с постоянной скоростью на дорогах со сложным рельефом местности. На дистанции около 25 км , состоящей из двух кругов, в неизвестных участникам местах располагались хронометрические пункты (ХП), на которых судьи фиксировали время прохождения дистанции с точностью до одной секунды. Таких пунктов, включая линию финиша, было одиннадцать. По существу, это состязание представляло собой как бы микродистанцию ралли с секретными пунктами KB, расположенными на небольших расстояниях друг от друга (от 0,4 до 4,2 км) и с очень маленькой льготой на отклонения от расписания: по 5 сек. в сторону опоздания или опережения. Казалось бы, задачу можно решить очень просто. Заданную скорость движения (45 км/час) легко выдержать даже на пересеченной местности. А штурманские выкладки несложны. Нужно было составить расписание из расчета, что автомобиль проходит 100 м за 8 сек. или 1 км за 1 мин. 20 сек. После этого оставалось только следить по приборам, чтобы соотношения практически выдерживались. Однако против всяких ожиданий лишь несколько экипажей (10 проц.) прошли дистанцию «на нулях», т. е. уложились в интервалы льготного времени, а остальные с задачей не справились. При этом единичные экипажи неправильно рассчитали расписание. Подавляющее большинство не сумело правильно осуществить контроль за его соблюдением, хотя судейская коллегия предоставила для этого достаточно возможностей. После первых 400 м для самопроверки участников был организован обозначенный контрольный пункт. Далее на каждом километре стояли указатели. Хронометрические пункты практически являлись секретными только на первом круге. Как выяснилось позже, основная ошибка большинства участников заключалась в том, что они отсчитывали расстояния по автомобильным спидометрам, не корректируя показания последних по километровым указателям. Многие участники не имели хронометров или секундомеров и ориентировались во времени по карманным или наручным часам, даже не снабженным крупной секундной стрелкой. В ралли была применена система односторонней льготы — только в сторону опережения. Учитывая это, участники должны были на возможно более коротком расстоянии «опередить» расписание, чтобы иметь допустимый запас времени на случай непредвиденной задержки. При односторонней льготе в5 мин. наиболее правильным следует считать движение с опережением на 3 — 4 мин. Однако лишь немногие шли с опережением более 2 мин. А после перерыва (в Химках) только единичные экипажи воспользовались правом покинуть «выходной» пункт KB на 5 льготных минут раньше расписания, чтобы получить необходимое опережение без риска подвергнуться штрафу за превышение скорости. В период весенней распутицы трудно выбирать и рискованно назначать трассу по дорогам местного значения. Поэтому дистанция ралли оказалась предельно простой — она проходила по магистральным дорогам Москва — Ленинград и Москва — Брест. И все же нашлись участники, заблудившиеся «в трех соснах». На пути из Бреста в Минск, возвращаясь по проторенному пути, многие спортсмены свернули на местную дорогу, приведшую их в город Барановичи, расположенный в сто-Автомобильное ралли на первенство РСФСР. Перед последним пунктом контроля времени в Лужниках. Фото Ю. ПОЧЕПЦОВА.kli.V- 'I Г¥\•"С ".