Трибуна спортсмена$£шк/а4Л0&А#&ярг/1*&лгам0гКАК ПЕРЕДЕЛАТЬ МОТОЦИКЛ Для быстрейшего овладения приемами езды на заднем колесе мы специально подготовили мотоцикл К-55. Вместо заводского использовали бензобак, изготовленный из корпуса воздухофильтра, и установили его под подушкой. С переднего колеса сняли крыло, а подн ожки отодвинули назад — до маятника задней подвески. Такая переделка позволяет легко приподымать переднее ко лесо и отрабатывать навык своевременной подачи газа, необходимой для сохранения мотоцикла в вертикальном по ложении. Затем были подвергнуты переделке и спортивные машины ИЖ-57. Поставив легкий щиток, мы облегчили переднюю вилку. Малый бак отодвинули назад, сняли чехлы и рамку жесткости. О б легчили и тормозной барабан (сверлением). Чтобы легче было «вырывать» мотоцикл, мы к рулю приварили стойки, что позволило отнести его на 100 мм назад. Из всех переделок — это, пожалуй, наиболее важная, так как она дает возможность гонщику быстро переместить назад центр тяжести и облегчить таким образом подъем переднего колеса. Отодвинуты также и подножки (насколько это позволяет кик-стартер). М о тоцикл снабжен подушкой, заканчивающейся небольшим возвышением. Оно служит упором в случае опрокидывания гонщика назад.Встатье «Готовиться сегодня, чтобы победить завтра» («За рулем», № 1, 1960 год) мастер спорта. Н. Соколов поднял очень важный для нашего мотоспорта вопрос — о мастерстве гонщиков, об овладении современной техникой прохождения кроссовых трасс и, в частности, ездой на заднем колесе. В течение нескольких месяцев львовские спортсмены проводят специальные тренировки по освоению этого прогрессивного приема. И хотя времени прошло немного, каждый из нас убедился в его несомненном преимуществе. Мастера спорта Григорьев, Серебряков, Фортушняк и другие, применив на последних соревнованиях новую технику вождения, продемонстрировали высокий класс езды и показали отличные скорости на дистанции мотокроссов. Расскажу несколько подробней, как мы осваивали более рациональные способы вождения мотоцикла.Рис. 1. Самодельный одноколесный велосипед.ПРЕЖДЕ ВСЕГО — РАВНОВЕСИЕ Чтобы водить машину на заднем колесе, прежде всего нужно научиться сохранять поперечное и продольное равновесие. Это не так просто, как может показаться с первого взгляда. Искусство «держать равновесие» мы начали постигать только после длительных специальных упражнений на балансировку. Одним из классических видов такого рода упражнений является езда на одноколесном велосипеде (рис. 1). Его мы изготовили сами, использовав обод детского велосипеда «Школьник», а также вилку и седло дорожного велосипеда. Втулка была выточена за одно целое с осью, которая вращается на двух подшипниках. Гнезда их приварены к вилке. Шатуны и педали можно применять от обычного велосипеда, а еще лучше — от «Школьника» или «Орленка». Большую пользу приносит и фигурная езда (без использования руки т. п.) на обычных велосипедах. В занятия по общефизической подготовке мы также включаем упражнения на равновесие: балансирование на низк ом брусе и на специальных подножках, напоминающих мотоциклетные (рис. 2, а). Следующий шаг в овладении новым приемом — «вырывание» машины на заднее колесо. Делать это на наших длинных мотоциклах нелегко, но все же можно, если применить вспомогательные упражнения — рывки машины за руль на месте (проделываются прямо на площадке в гараже) и подтягивание на низком турнике (рис. 2, б).^МРис. 2. Упражнения: а — в балансировке. б — на низком турнике .ОТ БУГРОВ — Д О «ПРЫЖКА СПУСК»В КРУТОЙРис. 3. П риземление на заднее колесо при вылете мотоцикла из крутого подъема.Умение водить мотоцикл на заднем колесе дает неоспоримое преимущество кроссмену при выполнении прыжков, преодолении спусков и различных препятствий в виде ям, канав, корней деревьев и т. п. Однако овладевать приемами их прохождения следует постепенно. После названных выше упражнений на равновесие мы начали тренировки на площадке с небольшими буграми, которые облегчают выдергивание машины на заднее колесо. Наезжая на такой бугор, гонщик отбрасывает корпус назад, дает одновременно газ и рывком ставит машину на заднее колесо. Затем он продолжает движение в таком положении. Когда спортсмен научится вырывать машину на ровной площадке и небольшом уклоне, можно переходить к освоению сложного приема, который мы называем «вылет из крутого подъема», или иначе «прыжок выстрелом». В этом случае переднее колесо мотоцикла26