12
13
АВТОМОБИЛЬ-РУКАМИеред нами письмо, присланное из далекого Улан-Удэ. Авторы его пишут: «Пришлите комплект чертежей, описание или хотя бы эскизы Вашего микроавтомобиля». Много писем с такой просьбой приходит в адрес автозавода имени Лихачева. Что же это за машина, построить которую хотят ребята Грузии и Литвы, Горького и Краснодарского края? Комсомольцы автозавода после года напряженной работы, жарких споров, технических совещаний, или, как мы их называли, «малых техсоветов» спроектировали микролитражный автомобиль, предназначенный для изготовления а средних школах силами самих учащихся. Предполагается, что строить автомобиль школьники будут на уроках труда. У людей, знакомых с многообразным оборудованием автозаводов, могут возникнуть вопросы: где школа найдет сложные штампы, агрегатные станки, как решит проблемы отливки деталей, их термообработки и т. п. Спешим объяснить, что для постройки машины нужны лишь обычный токарный станок и сварочный аппарат. Остальное — это кропотливый, упорный, но увлекательный труд самих учащихся, которым придется быть и слесарями, и столярами, и электромонтажниками, и обойщиками. А в конце концов, они сядут за руль автомобиля и получат практические навыки вождения. Как же устроена наша микролитражка? Ее основу, остов, составляет несущий кузов, сделанный из досок. В собранном виде он представляет собой, попросту говоря, прочный ящик, способный воспринимать все нагрузки при движении автомобиля. Собирают егоПные рычаги подвески передних колес. Задняя поперечина служит для соединения подрамника с панелью пола кузова. Подрамник рекомендуется крепить в местах монтажа стального кариз пяти щитов: двух боковин, дна, пекаса кузова. Передние колеса — управляемые. редней части и задней перегородки. Шины (размером 10X4") и диски колес Каждый щит изготовляют из аккуратно взяты с мотороллера «Тула-200». Ступодогнанных друг к другу досок, пицы колес изготовляют на токарном имеющих шпунт. При борке щита применяют водоупорный клей. Перед склейкой и после нее надо тщательно просушить доски. Щиты следует сделать с некоторым запасом (припуском), чтобы при сборке кузова можно было выдержать номинальные размеры. Щиты усиливают стальным сварным каркасом из облегченного уголка 20X20 мм. Такие «пояса» требуется установить у щита передней части, в плоскостях щитка приборов и задней спинки переднего сиденья, а также у задней перегородки. После этого необходимо покрыть олифой весь кузов изнутри и снаружи, а затем прокрасить его 2—3 раза масляной краской. На несущую часть кузова монтируют узлы передней и задней подвесок. Они спроектированы так, что их изготовляют и собирают отдельно от кузова, а затем в сборе привинчивают к его передней и задней части. Подвеска всех четырех колес независимая, на поперечных одноплечевых рычагах А-образной формы. Они креЗадний подрамник с рычагом подвески пятся* к Т-образному подрамнику, ведущего колеса. имеющему центральную трубу и две поперечины. станке. У передних и заднего левого К передней поперечине болтами приколеса они взаимозаменяемые. Изготовсоединяют рулевой механизм, взятый с ление поворотных кулаков требует томотоколяски СЗА. карных и сварочных работ. Каждый куК центральной подвеске на резинолак соединяется шкворнем с рычагом вых втулках привинчиваются поперечподвески, сваренным из стальных труб. В качестве упругого элемента применены пружины задней подвески мотоколяски СЗА, Для опоры пружин на куна автомагистрали Москва — Минсн состоялись автомобильные гонки, организозове монтируют угольники, крепящиеся ванные ДСО «Труд». В состязаниях приняли участие спортсмены Москвы, Ленинграк боковым панелям его несущей части. да и Московской области. Задняя подвеска конструктивно поВ группе спортивных автомобилей победил экипаж в составе Ю. Андреева и В. Адаме кого, закончивших 300-километровую дистанцию за 2 часа 7 минут 17,1 сехожа на переднюю. Она имеет аналокунды. На семь минут быстрее прошел ту же дистанцию мастер спорта Е. Веретов, гичный подрамник с центральной трупобедивший в группе гоночных автомобилей. бой, снабженной передней и задней поН аснимке : старт спортивных автомобилей. перечинами для крепления к кузову. Фото мастера спорта В. ХВАТОВ А Певый поперечный рычаг напоминает рычаги передней подвески, но правый несет на себе двигатель, приводящий во вращение ведущее правое колесо. Такая конструкция позволила предельно упростить систему «двигатель — ведущие колеса», которая всегда вызывает трудности при создании самодельного автомобиля. Во-первых, не требуется дорогого, громоздкого и тяжелого для такой машины дифференциала, во-вторых, при колебаниях подвески межцентровое расстояние главной передачи остается постоянным. Итак, ведущим является правое заднее колесо. Колебания его при движении по неровной дороге совершаются совместно с колебаниями двигателя. Амплитуда (размах) колебаний последнего значительно меньше, так как онИнж. В. ВАНДЫШЕВ Московский автозавод имени Лихачева^Т школьниковкрепится относительно близко от центра качания рычага подвески. В системе крепления двигателя предусмотрено устройство, позволяющее регулировать натяжение цепи главной передачи. Испытания показали, что микроавтомобиль имеет достаточное сцепление ведущего колеса с дорогой. В 'качестве топлива для нашей машины используется смесь бензина с автолом в отношении 25:1 (как для мотоциклов и мотороллеров). Топливным баком служит стандартная канистра емкостью 10 лс заглушённой заливной горловиной. В боковых стенках с одной стороны прорезают отверстие под горловину (мотоциклетного типа), а с другой — просверливают отверстие для пробки бенэокрана, от которого бензин самотеком по гибкому топливопроводу поступает к карбюратору. Топливный бак крепят к задней части стенки мотоотсека с таким расчетом, чтобы дно его при любых положениях автомобиля на дороге находилось выше уровня бензина в поплавковой камере карбюратора. Вождение микроавтомобиля требует тех же навыков, что и управление обычными машинами серийного выпуска. Микролитражный автомобиль, построенный в Московском автомеханическом техникуме по проекту инженеров ЗИЛа. Под левой ногой водителя находится педаль сцепления, под правой — педали тормоза и акселератора (газа). Педали — подвесного типа, усилия от них передаются тросами и тягами. Под правой рукой водителя расположены рычаги переключения передач и кикстартера. На щитке приборов размещены: замок зажигания, переключатели света, указатели поворотов, контрольная лампочка, спидометр. Все эти приборы можно взять со старых мотоциклов или автомобилей, хотя при необходимости каждый из них за исключением спидометра несложно изготовить самостоятельно. Ветровое стекло оборудовано стеклоочистителем и зеркалом заднего вида. Тормоза — с механическим приводом на все четыре колеса. От первого уравнителя тормозного привода идет трос к ручному тормозу, а от тормозной педали — к педалям инструктора. .Привод сцепления также дублирован (у инструктора имеется дублирующая педаль). Благодаря этому на автомобиле можно проводить учебную езду. После изготовления и сборки шасси следует проверить в пробных поездках работу и взаимодействие отдельных узлов, а затем переходить к отделке и облицовке. Боковины кузова изготовляют, используя либо фанеру, либо листовой металл толщиной не более 0,8 мм. Их крепят к С-образным «ребрам», расположенным на несущей части кузова. Хотя на автозаводе имени Лихачева спроектирован автомобиль с совершенно определенными внешними формами кузова, нам думается, что сковывать инициативу учащихся в этом деле не следует. Целесообразно разрешить школьникам вносить в конструкцию кузова свои идеи и применять на практике рациональные решения. Опыт постройки образцов микроавтомобилей в школах говорит в пользу этого. Большой интерес школьников к автомобилизму позволяет надеяться, что в скором времени на улицах городов и сел нашей страны появится много маленьких машин, за рулем которых будут сидеть ребята, самостоятельно построившие их в своих школах.« = = эСхема рулевого управленияОбщий вид микроавтомобиля. Рисунки автора 3 «За рулем» № 7