16
17
ГОНОЧНАЯ МОДЕЛЬ КЛАССА 5 смаГоночная модель московского автомоделиста Ш. Бейдулина на дистанции 1000 м показала высокую скорость — 128,5 км/час. Она установила всесоюзный рекорд для данного класса моделей. превысив норматив на 3,5 нм/час. Ниже дается описание и чертежи ренордной модели. ее модели — 1030 г. Размеры: база — 270, колея ведущих колес — 125, ведомых — 110 мм. КУЗОВ собирается из двух частей — верхней и нижней. Он выполнен из листового алюминия толщиной 1 мм. Для их изготовления необходима деревянная болванка и матрица из листового дюралюминия толщиной 5 мм. Обе части кузова имеют одинаковые размеры и форму (см. чертеж). В верхней части кузова вырезаются отверстия для крепления корпуса, регулировки двигателя, отвода выхлопных газов и для забора воздуха (щель). Впереди, с внутренней стороны верха корпуса, приклепан дюралюминиевый костыль толщиной 2,5 мм . Он вставляется в отверстие, сделанное в нижней половине кузова, и фиксирует обе части. Края нижней половины кузова усиливаются узкими дюралюминиевыми пластинками (диаметр отверстий и их расположение указаны на чертеже). РАМА модели выполнена из трехмиллиметровой дюралюминиевой пластины. На ней 'крепятся все агрегаты и нижняя часть кузова (см. чертеж). ПОДМОТОРНАЯ РАМА фрезеруется из «уска дюраля. Ее размеры и форма ясны из чертежа. В кронштейнах рамы растачиваются отверстия под подшипники, в 'которые вставляется ведущая ось. К ее буртику приклепывается ведомая шестерня (модуль—1,25, количество зубцов — 30). К раме винтами крепится двигатель; на его валу с помощью конусной втулки укреплен маховик с напрессованной ведущей шестерней (модуль—1,25, зубцов — 20). Передаточное число шестерен — 1,5. Маховик с шестерней фиксируется на оси двигателя гроверной шайбой. ДВИГАТЕЛЬ МД-5 расположен горизонтально, головкой вперед. Он форсирован так, как это описано о N° 2 журнала «За рулем» за 1960 год. БАК изготовлен из белой жести. Его объем — 75 см 3 . Из него выходят три трубки: две — заправочные и одна — для подачи топлива в двигатель. На модели бак фиксируется верхней крышкой кузова. КОНТАКТНОЕ УСТРОЙСТВО крепится на пластмассовой пластине, привинченной к раме. Устройство состоит из цилиндра и поршня, на который одета пружина, сделанная из проволоки ОВС—0,5 мм. От контакта идет провод к розетке, вмонтированной в тыльную часть модели. ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. На модели установлены пустотелые шины, изготовленные методом горячей вулканизации (см. журналы № 11, 12 за 1957 год). Каждая шина зажимается с помощью трех винтов между двумя дюралюминиевыми шайбами с захватами для удержания резины. Этой же цели служат вставленные внутрь колес металлические кольца. Ведущие колеса навинчиваются на вал, затягиваются контргайкой и шплинтуются.КУЗОВВ:ЦАМК ДОСААФ СССР провел на Расторгуевском корте вторые всесоюзные соревнования на установление рекордов по автомодельному спорту. Впервые в такой встрече приняли участие спортсмены Украины, Узбекистана, Челябинской области. К старту допускались модели, показавшие на предварительных состязаниях в республиках и областях высокие скорости. Поэтому не случайно на старт вышло восемь мастеров автомодельного спорта и одиннадцать спортсменовперворазрядников. В программу соревнований были включены гонки моделей с двигателями внутреннего сгорания 1,5 см 3 , 2,5 см 85И 10 см 3 на 500, 1000, 2000, 5000 и 10 000 м. Первыми стартовали модели класса 1,5 см 3 на дистанции 500 м. Модель Олега Гречко (Новочеркасск) развила скорость 93,749 км/час, превысив норматив ив 3,749 км/час. Выступавшие затем на ту же дистанцию спортсмены в классе 2,5 см 3 не смогли превысить результат 1959 года. Также не было рекордов ив класса моделей 5 см 3и 10 см 3 . Большие изменения' появились в таблице рекордов после гонок на один, два, пять и десять км. На этих дистанциях было установлено пять всесоюзных рекордов к перекрыто два. Особенно порадовали выступления спортсменов на большие дистанции. В прошлом году ни одна модель не прошла десять километров. Ныне на втой дистанции было установлено два рекорда Советского Союза в классе моделей 1,5 см 3и 2,5 см3, построенных мастером автомодельного спорта москвичом А. Сухановым. Теперь таблица нормативов и рекордов СССР по «тому виду спорта выглядит следующим образом:НОРМАТИВЫ (Н) И РЕКОРДЫ (км/Час)ВЕДУЩЕЕДистшгпня '"•'' 50 0 1000 2000 5000 10 000l.'l см1 ПЛ.74Е1 О. Г речко 08.744 В. К ираео 82.783 В. Кироев 73.170 Н. Склифус 42.389 A. CyXfUIOD2 В сМЗ5 емз10 CM S IHIIKI 100 00 140 00 125 00 100 00no.mii 130 00 О. Гречко 102.272 128.571 Е. Ляшенко Ш. Войпулип 103.131 116.755 Е. Лпшемко В. Ефимом 78.338 101.405 A. Cyxuitou В. Ку.щсцоп 70.071 85 (и) А. Сухапоц4-14-16 ПОДМОТОРНАЯРАМА1,5 tUt/taaПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКАМАХОВИК+16+MI.25Z3QВЕДОМЫЕ КОЛЕСА изготовляются из листовой резины. Она зажимается шайбами и заклёпывается, как показано на чертеже. Колеса крепятся трехмиллиметровыми гайками, которые запаиваются. Подвеска сделана из трехмиллиметровой проволоки ОВС. Она привинчена к раме двумя пятимиллиметровыми винтами с шайбами. К подвеске припаиваются втулки с наружным диаметром 4 мм. На них надеваются подшипники ведомых колес. На модели имеется кордовая планка длиной 225 мм, расположенная перпендикулярно продольной оси модели и проходящая через -центр тяжести. Чтобы модель не опрокидывалась во время движения, установлен предохранительный рычаг, изготовленный из трехмиллиметровой проволоки ОВС. Для запуска двигателя применяется аккумулятор емкостью 10 а/час и напряжением 3,5 в. Ш. БЕЙДУЛИН, рекордсмен СССР по автомодельному спорту.ВЕДО1ДИХ КОЛЕСзВЕДОМОЕ_U_ РЕЗИНА ШДИБА ШАЙБА ПОДШИПНИКБАК ДЛЯ ГОРЮЧЕГОф5'LА/у^^ * '7хч // /о 1к/о \\ (1 °>"- /о\ \\&\\ v? Т **/ У/ «S55/^ фб^4*13Рисунок И. Шапенкова.