Больше чем в прошлые годы члены ДОСААФ стали заниматься техническими видами спорта. Мотоциклисты-костромичи приняли участие в зональных и межобластных встречах, получили разряды по мотоциклетному спорту. В текущем спортивном сезоне в Костроме будут проведены мотоциклетные соревнования по кроссу и ипподрому. В них примут также участие гонщики Ивановской, Ярославской и Вологодской областей. Оживилась работа и* в Морском клубе ДОСААФ. Спортсмены-водномоторники под руководством инструктора-механика М. Куликова сделали 8 скутеров. В течение зимы здесь изучили мотор 69 членов оборонного Общества. Безусловно, областная организация патриотического Общества улучшила свою деятельность, но это только первые шаги. Награждение области Почетным знаком ДОСААФ СССР было ознаменовано принятием новых обязательств. В феврале собрание областного партийного актива обсудило состояние оборонно-массовой работы и приняло решение привлечь к занятиям на курсах, в кружках ив спортивных командах в 1960 году не менее 40 проц. членов Общества; обучить техническим специальностям 15 проц. досаафовцев. В том числе подготовить большой отряд шоферов, мотоциклистов, 500 инструкторов-общесгзенников по автоделу; добиться, чтобы к началу будущего года не менее 20 проц. выпускников институтов и техникумов получили удостоверения инструкторов. Подъем оборонно-массовой работы стал возможен, прежде всего, благодаря улучшению руководства деятельностью ДОСААФ со стороны партийных организаций области. Сотни коммунистов и комсомольцев городов и районных центров приняли участие в создании и укреплении на предприятиях ив колхозах первичных организаций оборонного Общества. По инициативе обкома КПСС были проведены областные, городские и районные активы, на которых намечались пути улучшения работы организации ДОСААФ. Эти же вопросы включаются в повестку дня собраний первичных партийных и комсомольских организаций, бюро и пленумов райкомов КПСС и ВЛКСМ. Между районными, городскими организациями ДОСААФ развернулось соревнование за выполнение обязательств, принятых на собрании актива. Бюро областного комитета КПСС ежемесячно подводит его итоги и присуждает району-победителю переходящее Красное знамя. Помимо этого, ход соревнования обсуждается на радиосовещаниях, в которых принимают участие секретари городских и районных комитетов партии, комсомола, представители организаций ДОСААФ. Областная организация оборонного Общества самая многочисленная из всех общественных организаций. В ее работе пока много недостатков. Но мы считаем, что ей под силу изжить их и еще успешнее выполнять свои оборонно-патриотические задачи и, в частности, выпускать высококвалифицированные технические кадры для нужд нашего государства.ПЕРВЕНСТВО НА КОЛЬЦЕи одно первенство страны по шоссейно-кольцевым гонкам не начиналось так рано, как в этом году. Уже в конце мая состоялся тартуский этап соревнований, а спустя неделю, на таллинской трассе, во втором заключительном туре были определены чемпионы СССР. Сокращенные против обычного сроки подготовки испортили настроение многим участникам первенства. Ижевцы так и не смогли ввести в бой новые трехцилиндровые двигатели. Ковровским гонщикам, по их собственному признанию, пришлось выступать на «сырых» машинах. А против фамилий некоторых спортсменов, день и ночь лихорадочно готовивших технику, в протоколах появились лаконичные записи: «не стартовал» или «сошел на первом круге». Такая участь постигла мастеров спорта Л . Трацеескую, Л. Затлерса, В. Генералова, Л. Аболиньша и других. Немало беспокойстза было иу организаторов. Когда в Тарту уже шли соревнования, в Таллине еще сооружался дерезянный мост через Пириту и прокладывался новый участок трассы. Много тревог вызвала ненастная погода накануне гонок. Но к началу первенства все было готово, и летнее солнце ласково приветствовало многочисленных зрителей, потянувшихся на трассу. Сейчас, когда пишутся эти строки, все хлопоты и волнения остались позади. Заполнены протоколы, подсчитаны очки, победители совершили традиционный круг почета на мотоциклах. Тринадцатое первенство страны стало достоянием нашей «мотоспортивной истории». Теперь можно подвести некоторые итоги, поговорить о будущем. ГОНКИ ЗА УЕЗЖАЮЩИМ ЛИДЕРОМ Нынешнее первенство в отличие от прошлогоднего проходило не в три, а в два этапа, и в этом смысле было как бы шагом назад. Зато в другом отношении оно по-настоящему обрадовало. В ходе соревнований успешно прошли испытания экспериментальные машины С-159 и С-259, изготовленные в ЦКЭБ мотоциклостроения по советско-чешскому проекту. На этот раз на долю серпуховских конструкторов достались не упреки, как нередко бывало раньше, а похвалы и аплодисменты. Хорошо зарекомендовал себя модернизированный мотоцикл С-354 и новая машина С-175 (класс до 3 175 см ), в создании которой принял участие мастер спорта Н. Михайлов. На мотоциклах ЦКЭБ были обновлены рекорды тартуской трассы в пяти классах и таллинской — в двух, причем А. Васин на мотоцикле С-159 (класс доН125 см 3 ) улучшил время чешского гонщика Ярослава Малины. Не будем предвосхищать события, но эти итоги кольцевых гонок вселяют надежду на то, что наше отставание в создании гоночных мотоциклов будет, наконец, преодолено, тем более, что наряду с экспериментальными машинами на старте первенства появилась и серия серпуховских мотоциклов С-157А. Хочется верить, что это симптоматично и что ЦКЭБ будет отныне выпускать серийные машины для шоссейно-кольцевых гонок. Успешное выступление гонщиков на экспериментальных машинах имело, однако, свою обратную, так сказать «теневую» сторону. До тех пор, пока опытные машины «разваливались» и редко доходили до финиша, шансы участников были примерно равны. Теперь положение изменилось. Кто-то очень метко назвал соревнования на первенство «гонкой за уезжающим лидером». Действительно, не имея конкуренции, лидеры, по существу, не состязались, а красиво ездили по трассе и все же на круг и больше обходили своих соперников. Зрители же в это время испытывали полное разочарование. Они не видели смелых рывков на виражах, борьбу «колесо в колесо», смену лидеров — словом всего того, что составляет прелесть и притягательную силу мотоциклетного спорта. Ни мастерство, ни воля и настойчивость — ничто не в состоянии было оказать влияние на исход борьбы за золотые медали. Только случай — поломка экспериментальной машины — мог вмешаться в распределение призовых мест (это произошло с В. Пылаевым, выступавшем на мотоцикле С-358). Пусть поймут нас правильно. Мы вовсе не хотим умалить значение побед новых чемпионов. И Н. Севостьянов, и А. Васин действительно лучшие из лучших. Именно поэтому им доверили скоростные экспериментальные машины. И все же право на золотую медаль нужно отстаивать в равных условиях. Тогда мастерство сильнейших заиграет более яркими красками и будет видна истинная цена победы. Каждый спортсмен, отправляясь на соревнование, стремится доказать свое превосходство в быстроте и мастерстве. Кого же удовлетворят гонки, по существу, заранее лишенные спортивной борьбы, так как известно, что медали предопределены счастливчикам с уникальными машинами. Такая монополия в конце концов может привести ик нездоровым явлениям. В этом могли убедиться все, кто был 4 июня на трассе гонок.5 Ижевские спортсмены, вот уже три года единолично владеющие двигателями ИЖ-500Ш (факт сам по себе совершенно недопустимый!), разыграли здесь настоящий спектакль. Мастеру спорта В. Медведеву не повезло в Тарту — он оказался на шестом месте. Даже победа в Таллине не давала ему серебряной медали, если в первую тройку попадал рижанин Г. Стальгис, имевший шесть очков. Все, что происходило в этом заезде, имело свой подтекст. Вначале лидер соревнований Лев Кубасов пропустил своего земляка Медведева, а затем незадолго до финиша столь же любезно освободил место для таллинца Э. Кийсы. Последнему в этом спектакле была отведена роль заслона, сдерживающего Стальгиса. Эстонского гонщика снабдили новым ижевским мотором, а затем в знак благодарности за «услугу» помогли занять третье место. Спорт должен доставлять радость и зрителям, и участникам соревнований. Комедия жес дележкой медалей, разыгранная в классе мотоциклов до 500 см 3 , ничего общего со спортом не имеет. ГДЕ ЖЕ ВЫХОД! Этот вопрос волнует сегодня всех, кто любит замечательные соревнования мотоциклистов на кольце. Если не допускать на первенство экспериментальные конструкции, то прекратится прогресс спортивного мотоциклостроения, и тем самым будет закрыта дорога на международные кольцевые состязания. Сохранить же существующее положение — это значит вести дело на сворачивание кольцевых гонок, так как интерес книмиу спортсменов, и у зрителей будет все более ослабевать. М ы беседовали со многими гонщиками, тренерами, судьями. Одни из них считают, что на первенство следует допускать мотоциклы, выпущенные в серии не менее 15—20 штук, а для экспериментальных машин устраивать рекордные заезды. Другие предлагают вкаждом классе разыгрывать две медали — для заводских машин и для специальных (включая мотоциклы стран народной демократии). Но в целом все сходятся на том, что разделение необходимо. Следует задуматься над этими высказываниями тем более, что симптомы «затухания» шоссейно-кольцевых гонок действительно заметны. По-прежнему этот вид соревнований развивается только в Эстонии. Эпизодически гонки проводятся в Риге и Ленинграде. Основная же масса «кольцевиков» участвует в двух, максимум в трех соревнованиях за год. Это не способствует притоку свежих сил, делает невозможной специализацию. Ссылаются еще и на отсутствие трасс. В свободное от стартов время участники стремились запечатлеть на пленку эпизоды соревнований. В центре чемпион СССР в классе до 350 смз Борис Иванов.Это не верно. Нашли же украинские досаафовцы подходящее кольцо вУжго роде для проведения первенства республики! Украина, наверняка, располагает еще тремя-четырьмя такими трассами. Надо только хорошенько их поискать. А разве нельзя проводить гонки на Куркинско-Машкинском кольце, либо даже в московском парке Сокольники или на территории Лужников? К сожалению, у нас ничего не делается для популяризации этих соревнований, отличающихся своей динамикой, высокими скоростями. Несколько лет назад ведущие мотозаводы изготовляли мелкие серии го ночных мотоциклов ИЖ-54А, К-125Ш и другие. Сейчас эти работы не проводятся. Дело дошло до того, что Ирбитский завод почти прекратил выпуск спортивных мотоциклов с колясками и тем самым поставил под удар весь наш мо тоспорт. Обо всем этом не очень приятно, но необходимо говорить, ибо стыдливое умалчивание никогда не улучшает дела. 'На базе новых мотоциклов ИЖ-Ю, К-175, М-61 нужно срочно восстановить производство гоночных машин с тем, чтобы обеспечить ими наши спортивные организации. Ш ирокое развитие шоссейно-кольцевых гонок повсюду будет встречено с радостью, ведь эти соревнования зовут вмир мотоциклетной техники, в мир высоких скоростей мужественных юношей и девушек, которым предстоит принять эстафету у ветеранов мотоспорта. Первую талантливую ;лоросль этих молодых сил мы увидели'на минувшем первенстве. В ПОЛКУ МАСТЕРОВ ПРИБЫЛО Таллинские зрители дисциплинированны. Им не надо напоминать о правилах поведения возле трассы. И все же они допустили беспорядок. Когда окончился заезд мотоциклов с колясками в классе до 500 см 3 , публика бросилась через канаты и, подхватив экипаж под № 15, стала высоко подбрасывать его. Среди тех, кто качал новых чемпионов — К. Мааса и его колясочника В. Вяльяотса, были и работники милиции, призванные охранять порядок. Но не будем судить их строго — победители, действительно, заслужили высоких спортивных почестей. Этот заезд, нарушивший мирное течение первенства, был воплощением изумительной спортивной сущности шоссейно-кольцевых гонок. На протяжении почти всей дистанции шесть экипажей яростно стремились к победе, не упуская друг друга дальше, чем на корпус мотоцикла. Нельзя было спокойно наблюдать за этим поединком. Смена лидеров проходила в столь ошеломляющем темпе, что зрители порой не успевали делать пометки в своих программах. Никто не мог предсказать такой упорной борьбы хотя бы потому, что в Тарту ирбитские экипажи В. Губина — Г. Бородина и А. Быкова — Б. Шатунова были недосягаемы. И уж, конечно, нельзя было предполагать, что в разгоревшийся спор между ирбитчанами, чемпионами СССР 1959 года Ю. С око ловым — Ю. Мельховым и двумя: опытными эстонскими экипажами (В. Плоом ом — В. Сууркууском и X. Каннисте — Р. Виирпалу) вмешаются досаафовские перворазрядники, впервые выступающие в кольцевых гонках. Начав очень резво, Маас и Вяльяотс, однако, к шестому кругу сползли с первого «а шестое место. Затем началось обратное продвижение. Используя малейшие ошибки соперников, Маас к 12 кругу вывел свой мотоцикл на второе место, а на завершающей части дистанции смелым броском обошел ветеранов X. Каннисте и Р. Виирпалу и первым прошел линию финиша. В чем же секрет этого неожиданного триумфа и так ли уж он Неожидан? Прежде чем ответить на этот вопрос, мы кратко расскажем о том, что происходило на двух этапах первенства. СЕМЬ МЕДАЛЕЙ ДОСААФОВЦЕВ Чемпионом СССР среди женщин вновь стала заслуженный мастер спорта Ирина Озолине. Правда, на этот раз ей пришлось изрядно поволноваться. В Тарту серьезную заявку на золотую медаль сделала рижская досаафовка В. Лапиня, выступавшая на мотоцикле MZ (ГДР). Из-за неполадок со свечой она ушла со старта, когда другие участницы прошли уже три четверти круга. М о билизовав всю волю и настойчивость, В. Лапиня не только догнала соперниц, но даже вышла на второе место. Один из кругов она прошла с рекордной скоростью — 109,57 км/час. Только двое мужчин, выступавших в классе мотоциклов до 125 см 3 , смогли улучшить этот результат. Шансы В. Лапини расценивались очень высоко и неизвестно, как развивались бы события, если бы на втором этапе не повторилась тартуская история. На этот раз рижанка вообще не смогла взять старт и выбыла из соревнований. М ожно понять досаду гонщицы, но нельзя простить ей выходку, возмутившую спортсменов и зрителей. В. Лапиня не явилась на закрытие соревнований для получения медали. Не грозит ли известной гонщице болезнь зазнайства? Случаи нарушения спортивной этики не должны оставаться незамеченными. И, надо полагать, Ф АМС Латвийской ССР даст достойную оценку этому поступку, который говорит о неуважении В. Лапини к своим товарищам и любителям мотоспорта. Так восторженно качают не победительницу гонок, а киноартистку Терье Луйк. Таллинская киностудия использовала соревнования для съемки панорамного варианта «Озорных поворотов».Поднявшись после падения, досаафовка Тео Тахк продолжала гонку. Серебряная медаль была наградой мужественной гонщице..-.' У мужчин в классе до 125 см вне конкуренции был А. Васин, выступавший на мотоцикле С-159. Правда, в Тарту такую же, как и он, скорость лучшего круга (114,4 км/час) показал таллинский гонщик В. Сельг на мотоцикле MZ . Но затем он покинул трассу из-за перебоев в работе двигателя. Старты в этом классе на мотоциклах MZи С-157А выявили серьезные пробелы в подготовке ряда наших спортсменов. Выступления на современных гоночных машинах требуют не только высокой скоростной и физической выносливости, но и солидных технических знаний. Без этого самая лучшая машина будет «малопродуктивна». Надо прямо сказать: многие наши мастера — 8. Генералов, А. Зимин, А. Зирнис и другие — не справились с новой техникой. Очевидно, распределение специальных гоночных мотоциклов должно быть взято под более строгий общественный контроль, с тем, чтобы их получали действительно достойные. Начало соревнований в классе до 3 175 см предвещало острую борьбу между чемпионом прошлого года А. Олейниковым (ЦСКА) и Н. Михайловым («Буревестник»). Однако армеец нерасчетливо прошел S-образный поворот и упал, потеряв несколько драгоценных секунд. Первым ив Тарту, и в Таллине был Н. Михайлов. Его победа особенно радует. Так же как и А. Олейников, новый чемпион никогда не ждет готового. Непрестанно экспериментируя, он ищет и находит новые конструктивные решения. Двигатель мотоцикла С-175 сделан по предложению и при 'участии Н. Михайлова. в классах мотоциклов до 250 см 3и 350 см 3 победили армейские спортсмены Н. Севостьянов и Б. Иванов, стартовавшие на серпуховских С-259 и С-354. Последнему пришлось труднее — дважды его подводило крепление выхлопной трубы. Когда был пройден завершающий круг, оказалось, что золотая медаль чуть было не выскользнула из рук Б. Иванова. Не проехал он и нескольких десятков метров за линией финиша, как у мотоцикла отказал двигатель, и чемпиону пришлось возвращаться в бокс пешком. Досаафовцы Е. Косматое и И. Хохлов снова подтвердили звание сильнейших в разряде мотоциклов с колясками (свыше 500 см 3 ). Их основного конкурента A. Разоренова постигла неудача. В Тарту на одном из поворотов он «потерял» своего колясочника А. Тимошина. На втором этапе А. Разоренов выступал с B. Панченко. Здесь армейцы в высоком темпе прошли таллинскую трассу, завоевав серебряную медаль. Каковы же итоги состязаний? Как ив минувшем году, пальму первенства удержали армейцы. Четыре золотых медали, две серебряных и одна бронзовая — результат, свидетельствующий о серьезной подготовке спортсменов Советской Армии. В отличие от прошлых лет успешно выступили досаафовские гонщики. Они уже стали «наступать на пятки» армейцам. Два первых места (четыре золотых медали) в классе мотоциклов с колясками, два вторых и одно третье местоэто обнадеживающий итог. Особо следует отметить досаафовцев Таллинаь Вместе с чемпионами страны К. Маасом и В. Вяльяотсом высокое мастерство продемонстрировали Т. Тахк3^»;"ъ•кг^о <& «оЧемпионы СССР досаафовцы К. Маас и В. Вя.шяотс на Тартуском кольце. Фото мастера спорта А. ПИСКАРЕВА и автора. и Е. Макеев, завоевавшие серебряные медали. Их одноклубники В. Гросс, Т. Вильберг, В. Сельг не попали е число призеров, оставшись «а 'Четвертомпятом местах. Но и они показали, что могут дерзать. За последний год в Таллинском автомотоклубе взялись за воспитание спортивной смены. Здесь работают с «зеленой» молодежью, не уповая на то, что можно будет заполучить готовых мастеров. Замечательная победа молодых К. Мааса и В. Вяльяотса (старшему из них недавно исполнилось 24 года) вовсе не неожиданна. Она явилась результатом больших трудов таллинских тренеров. К сожалению, среди победителей и призеров, кроме эстонцев, нет ни одного представителя молодого поколения гонщиков. Можно радоваться неувядающей молодости и спортивному долголетию наших ведущих мотоспортсменов И. Озолиной, Н. Севостьянова, Е. Косматова и И. Хохлова. Но в то же время несколько тревожит, что у них пока не видно достойных молодых преемников. БЕЛЫЕ ПЯТНА Первенство по шоссейно-кольцевым гонкам не обошлось без судейских инцидентов. На этот раз сыр-бор разгорелся в связи с просьбой ленинградских досаафовцев допустить к соревнованиям в классе до 175 см3 мастера спорта А. Зимина, выступающего на мотоцикле меньшей кубатуры ( M Z ) . Оговоримся сразу: перезаявка ленинградцев диктовалась не тактическими соображениями. Просто спортсмен не успел подготовить машину к заезду в классе до 125 см3 , состоявшемуся днем раньше. И тут выяснилось, что судейская коллегия не может принять решения, так как ни Правила соревнований, ни Положение не дают ответа на возникший вопрос. После дебатов А. Зимина допустили к соревнованиям «под протестом». На кольцевых гонках 1959 года дважды имели место аналогичные случаи. На первенстве страны армейцу А. Сироткину разрешили выступать в «высшем» классе, и он даже завоевал там серебряную медаль, а во встрече спортсменов СССР, ГДР, Чехословакии и Финляндии международное жюри , сославшись на кодекс ФИМ , не допустило чехословацких гонщиков в заезд «полулитровок» на мотоциклах до 350 см 3 . Из всего этого составители Положения не сделали никаких выводов и не внесли в него соответствующих разъяснений. Поэтому при разборе «дела» Зимина судейская коллегия запрашивала ЦАМК, президиум коллегии судей, руководителей мотоциклетного комитета ФАМСи все-таки никакого решения принять не смогла. Участники соревнований разъехались по домам так и не узнав, кто занял третье место в классе до 175 см 3 (если результат Зимина анулировать, бронзовая медаль достанется заслуженному мастеру спорта П. Баранову. В противном случае третьим призером станет ленинградец А. Сироткин). Наш мотоспорт непрерывно развивается. Появились новые виды соревнований, первенства стали проходить в несколько этапов. Все это требует четкой и ясной регламентации. «Белые пятна» в Правилах можно было восполнить Положением о соревнованиях. Но, как мы уже сказали, составители его пошли по линии наименьшего сопротивления. Они с незначительными изменениями переписали Положение 1959 года, не учтя опыта судейства шоссейно-кольцевых гонок в прошлом году. Вообще говоря, президиуму Всесоюзной коллегии судей следовало бы заинтересоваться тем, что инциденты из-за пробелов в Правилах и недоработок Положений о соревнованиях начинают превращаться в неприятную закономерность. Прошедшее первенство СССР по шоссейно-кольцевым гонкам наряду с радостями принесло и огорчения. Это не должно смущать. Препятствия на пути дальнейшего развития шоссейно-кольцевых гонок могут и должны быть устранены с помощью всей нашей спортивной общественности, которая хочет, чтобы успехи советских мотоциклистов год от года росли и крепли. (Технические результаты шоссейнокольцевой гонки 1960 года на стр. 23). Марк ТИЛЕВИЧ (наш спец. корр.).7