ПОБЕДА ДВУХТАКТНЫХКрупный успех народного предприятия ГДРс двухтактными двигателями хотя и участвовали в гонках, но имели лишь временный успех. «Соперничество» между четырехтактными и двухтактными двигателями в шоссейно-кольцевых гонках — одна из самых интересных страниц истории мо тоциклетного спорта. В начальный период существования мотоциклов (1885—1910 годы) двухтактные двигатели применялись довольно редко. Однако уже к тому времени относятся первые их успехи в соревнованиях. В 1906 году на велосипедных треках в Германии появился мотоцикл конструктора Г. Граде, развивавший высокую скорость и отличавшийся необычным шумом своего двухтактного двигателя. Спустя несколько лет, в 1912 ив 1913 годах, английские мотоциклы «Скотт» с двухцилиндровыми двухтактными двигателями водяного охлаждения получили первые призы в гонке Турист Трофи. Такого же успеха в этом популярном и трудном соревновании добились через 7 лет мотоциклы с двухтактными двигателями класса 250 см 3 фирмы «Левис». Но в целом этот период отмечен преимуществом мотоциклов с четырехтакт ными двигателями. Своего рода сенсацией явилась победа гонщика Э. Торичелли в гонке на Большой приз Германии в 1931 году. Он участвовал в соревновании на австрийском мотоцикле «Пух» с двухтактным двухпоршневым двигателем рабочим объемом 250 см 3 . Может быть, это обстоятельство повлияло на решение немецкой фирмы ДКВ перейти в 1932 году на выпуск двухпоршневых двухтактных двигателей, имевших водяное охлаждение. Такая конструкция в сочетании с поршневыми нагнетателями позволила получить литровые мощности выше 100 л. с. Начиная с 1934 года, мотоциклы ДКВ нередко занимали первые места в международных состязаниях. В послевоенные годы, когда ФИМ запретила использовать нагнетатели в шоссейно-кольцевых гонках, возможность применения двухтактных двигателей на гоночных мотоциклах казалась практически исчерпанной. • Однако действительность скоро опровергла это мнение. Усовершенствовав двухтактный двигатель обычного типа с возвратной продувкой (без нагнетатетя), мотоциклетные заводы ДКВ, Адлер в ФРГ иMZ (ранее ИФА) в ГДР сумелиВ1958 году в соревнованиях на Большой приз Швеции лучший результат в классе 250 см 3 был показан на мотоцикле MZ (ГДР) с двухтактным двигателем. Многие расценивали этот успех как случайный. Но в нескольких гонках чемпионата мира 1959 года снова на первое место вышли спортсмены, выступавшие на мотоциклах той же марки. Уже к концу прошлого сезона мало кто сомневался в том, что мотоциклы MZ представляют собой грозную силу в большом мотоспорте.Рис. 1. Одпоци.пшдрииыи двухтактный 1 оночный двигатель MZ класса 125 см а (1959 год).Специалисты решили тогда, что завод, выпускающий MZ , имеет шансы на звание чемпиона мира среди мотозазодов, а его гонщики могут завоевать личное первенстве в мировом чемпионате. Сообщения о том, что мотоциклетные фирмы капиталистических стран стали уступать пальму первенства народному предприятию, вызвали сенсацию в спортивных кругах. Само по себе успешное выступление мотоциклов с двухтактными двигателями в шоссейно-кольцезых гонках международного масштаба — событие довольно редкое и примечательное. Правила проведения мотогонок никогда не предписывали использование двигателей с тем или иным принципом работы, а лишь определяли допустимую величину рабочего объема цилиндров. И все же на подавляющем большинстве гоночных мотоциклов устанавливались четырехтактные двигатели. МотоциклыРис. 2. Двухцилиндровый двухтактный гоночный двигатель М £ класса 250 см 3 (1959 год). получить очень высокие удельные мощности. Наибольших успехов в создании двухтактных двигателей добились мотоциклостроители ГДР. В 1959 году в розы-По следам наших выступленийТак называлась статья инженера М. Шапошникова, опубликованная в № 1 журнала за 1960 год. Редакция получила на нее много откликов. Начальник отдела автомобильного и тракторного машиностроения Госплана РСФСР И. Лоскутов сообщил, что планами производства предусмотрен рост выпуска запасных частей к мотоциклам. Так, если в текущем году их будет изготовлено на сумму в 158 млн. рублей, то в 1961 году эта цифра увеличится до 200 — 220 млн. рублей. * Заместитель начальника отдела химической промышленности Госплана СССР Н. Казарцев пишет, что в нынешнем году для продажи населению намечено выделить в два раза больше моторезины, чем в 1959 году. Заместитель управляющего республиПОЧЕМУканской конторой «Роскультторг» П. Корнеев отмечает, что факты, изложенные в статье, соответствуют истинному положению дел. Из-за ограниченности фондов, выделенных Министерству торговли РСФСР, заявки Посылторга удовлетворены не полностью. После опубликования статьи перед планирующими органами поставлен вопрос о дополнительном выделении фондов на запчасти. В редакцию поступили также письма с предприятий, о которых упоминалось в статье. Заместитель директора Орджоникидзевского завода автомобильного и тракторного электрооборудования Г. Калантаров сообщил, что критические замечания в адрес ОЗАТЭ, высказанные нг. страницах журнала, обсуждались на совещании руководящих работников и признаны совер-НЕПОСЫЛАЕТшенно правильными. Ныне на заводе приняты меры к тому, чтобы впредь не было задержек в отгрузке генераторов Посылторгу. В первом квартале I960 года завод перевыполнил план своих поставок Посылторгу. Директор Ирбитского мотозавода М. Савин пишет, что перебои, имевшие место в отгрузке Посылторгу запчастей к мотоциклам М-72, в основном объясняются ограниченностью производственных мощностей завода. Необходима помощь Свердловского совнархоза, чтобы завод мог удовлетворить потребности многих тысяч мотоциклистов нашей страны. Редакция получила письмо с предприятия, выпускающего мотоциклы марки ИЖ. Главный инженер тов. Шарапов сообщает, что завод систематически увеличивает производство запасных деталей к26 ДВИГАТЕЛЕЙг рышеБольшого приза наций (Италия) г онщикидемократической Германии за 3 няли первоеместов классе до 125 см ( с редняяскорость 154,5 км/час) и вто3 роев классе до 250 см ( с редняяско рость 173,5 км/час и максимальная 216 км/час). Все эти показатели были получены безприменения нагнетателей на двухтактных двигателях воздушногоохлаж д ения , п остроенных по обычнойоднопоршневой схеме. Т акимобразом , с о в ременныегоночные двухтактные дви гатели, по сравнениюсдовоенными , стали прощеи сблизились по конструк ции с двигателями дорожныхмотоцик лов. Это обстоятельство благоприятно сказалось на улучшении эксплуатационных качеств дорожныхмотоциклов и, в еро ятно, способствовало значительному повышениюмощности серийных двухтактных двигателей, что составляет од но из главных достижениймотоцикла строения впослевоенныйпериод . В настоящее время серийный мотоцикл с двухтактным двигателем практически эквивалентен подинамическим качествам серийному дорожному мотоциклу с четырехтактным верхнеклапанным двигателем. Что жехарактерно для двигателей MZ ( р ис . 1 и 2), к акониустроеныи работают? Вот некоторые их параметры . В классе 125 см3одноцилиндровый двигатель выпуска 1958 года развивает мощность 20 л. с. п ри 10 000 об / м ин , а выпуска 1959 года 22 л. с. п ри 10 500 об / м ин . Двухцилиндровые двигатели класса 250 см3 , в ыпускавшиесяв 1957 году , и меютмощность 31 л. с. п ри 8500 об / м ин , в 1958 году — 36 л. с. п ри 9500 об / м ин , в 1959 году — 41 л. с. п ри 10 000 об / м ин . Все они очень просты по конструкцииипохожикакпо устройству, так и по внешнему виду на обычные двухтактные двигатели. Их главная особенность заключается в применении плоского вращающегосязолотника , к оторый схематически представлен на рис. 3. Золотник выполнен в виде диска , Рис. 3. Схема плоского вращающегося золотника двигателей М £ , который регулирует впуск горючей смеси в картер. в ернеесектора , и зготовленного из пру ж инной листовой стали толщинойоко ло 0,4 ммизакрепленного на коленча т ом валу. О нрегулирует впуск горючей смеси вкартер из карбюратораипо зволяет получать несимметричные фаз ы впуска, о бусловливающиехорошее наполнение ( д о 100 проц . ) на высоких оборотах. У двухцилиндрового двигателя таких золотников два — п оодному для каж д ого цилиндра. О ниразмещены на кон цах коленчатого вала. В этом случае мощностьвкоробкепередач передается от среднейшейки коленчатого вала, расположенной между цилиндрами. Д ля получения высоких литровых мощно стей была выполнена серия экспери м ентов . Она преследовала цель — п о добрать наивыгоднейшие фазы впуска, п родувкии выпуска, определить рацио нальную форму камеры сгорания и размеры впускного, продувочного и вып ускного трактов, о беспечивающиххо р ошее наполнение иочисткуцилиндра . Важно было установить инеобходи м ое сопротивление выпускного тракта. В двухтактном двигателе процессы наполнения цилиндра горючейсмесьюи его очисткиот отработавших газов про т екаютодновременно . Вот почему во у всех гоночныхмотоцикловMZсо здается выпускнойтрубой специальной конструкции. Мощность двигателя стаким «глушителем» больше, ч емприсвободномвыпуске , и работает он сравнительно бесшумно , что длягоноч н огомотоцикла является необычным . В целях снижения механических по терь верхняя головка шатуна монтируется на поршневом пальце посредст в омигольчатогоподшипникас сепаратором. Х орошоразвитыморебрением снабж ены не толькоцилиндриегоголовка , но икартер , б лагодаря чему преду преждаетсяслишком сильный нагрев свежей смеси и связанное снимумень шение веса заряда. Д о сих порв чемпионатах мирапомотоциклетному спорту гонщикам , в ы с тупавшим на мотоциклахс двухтактн ыми двигателями, ни разу не удавалось набрать необходимого количества очков для завоевания общегопервого места. Теперь позиции их значительно усилились. На международныхмотоцик летных гонках 1960 года спормеждусторонниками четырехтактного и двухтактного двигателей, н есомненно , б удет продолжен. В СССР двухтактные двигатели всегда широко применялись на спортивных мо тоциклах. В ЦКЭБ мотоциклостроения были разработаныконструкции таких двигателей снаддувом — С1Б (125 см3 ) , С2Б (250 см3 ) и СЗВ (350 см3 ) . Х орошо известны разновидности гоночных и спортивных мотоцикловс двухтактными двигателями, сделанные вИжевскеив Минске. Наши конструкторскиебюрои заводы должныпродолжитьи расширить работы по созданиюсовременныхмо тоциклов с двухтактными двигателями. Целесообразно, видимо, в первую очер едь сосредоточить усилия на форси ровании двигателя срабочимобъемом цилиндра около 125 см3 . Инж. В. БЕКМАН. г. Ленинград.и збежаниечрезмерной потери свежей смеси необходимонекотороепротиво давление ввыпускном тракте, к отороеПОСЫЛ ТОРГмотоциклам, однако нужды потребителей все же полностью не удовлетворяются. По мнению тов. Ш арапова , это происходит не только потому, что Госплан выделяет мало средств для выпуска запчастей. Главное втом , что торговые орган изации невнимательно изучают потребности населения, отчего многие готовые детали лежат в магазинах без движения . Трудно не согласиться смыслью , высказанной тов. Ш араповымотом , что ради увеличения выпуска запчастей, может быть , следует подумать о некотором сок ращении производства мотоциклов. сылторга невразумительный ответ: «Прием заказов временно прекращен » . Посылторг функционирует непрерывно, поэтому мы заинтересовались, к аким образом возникла эта отписка . Дело втом , что Госплан СССР все фонды запасных частей распределяет между республиками . А Посылторг как орг анизация , подведомственная Министерству торговли РСФСР, получает детали, предназначенные для распространения в Российской Федерации. Однако заказыв адрес Посылторга поступают со всего Советского Союза. Это вызвано тем , что такая полезная инужнаяорганизация , к ак Посылторг (о ее популярности говор ит хотя бы тот факт, что 800/„ з аказчи ков составляют жители сельской местности), существует лишь в РСФСР. Несмотря на ограниченность своих фондов, Посылторг нередко выполняет также заказ ы мотолюбителей издругих республик. Но он высылает им лишь «неходовые» детали, к оторые залеживаются на складах. А для заказчиков , к оторым необходима дефицитная запчасть, выработан «обтекаемый» ответ отом , что прием заказов временно прекращен . Все это наталкивает на простую мысль, к оторую , на наш взгляд, необходимо осуществить. Следует либо организовать посылочную торговлю мотозапчастями в ряде республик, либо, преодолев все «межминистерские» барьеры, создать Всесоюзную базу посылочной торговли, где была бы сосредоточена большая часть выпускаемыхв стране деталей для мотоциклов. Тогда каждая запасная часть сразу же попадет к покупателю, а заказчиксУкраины или Белоруссии не будет получать ответ, ставящий его втупик .В своихписьмах читатели жалуются не только на нехваткузапасных частей. Нередко мотолюбители получают из По-27