гот<аблюдая нашего лучшего гонщика Яромира Чижека в кроссе, некоторые вздыхают: «Мне бы так ездить!»; другие горячатся: «Был бы у меня такой мотоцикл, я бы показал!»; третьи от восхищения не находят слов. Совершенство машины и водительского искусства ставят Чижека на голову выше многих спортсменов-мотоциклистов не только Чехословакии, но и других стран, делают его в глазах людей крылатым чудом. Между тем мало кто знает об истоках его редкостного мастерства. Недавно я застал Чижека в одном из пражских спортивных залов за странным занятием. Он тренировал на одноколесном велосипеде паренька лет 14, время от времени показывая ему разные приемы. Когда я спросил, не в цирк ли они готовятся, Яромир весело рассмеялся. Оказалось, мой вопрос, как говорят, попал в точку. Лет 15 назад, когда теперешний заслуженный мастер был всего-навсего заядлым велосипедистом, в городок Чаковицы, где он жил, приехал цирк. Мальчик попал на представление. Ни звери, ни клоуны его на заинтересовали. Но как только на манеже появились артисты на одноколесных велосипедах — Яромир затаил дыхание. Номер так его взволновал, что ночью он плохо спал. А на другой день с утра принялся что-то мастерить из старого разбитого велосипеда. Снял переднюю вилку, выпрямил. Починил одно колесо. Достал длинную ось и две обоймы для подшипников. Приладил педали, седло. Одноколесный велосипед скоро был готов. «Уж не собирается ли Чижек циркачом стать, — удивлялись соседские мальчишки, — иначе зачем ему эта странная машина. На ней не удержишься, если и сядешь». Для Яромира же весь интерес как раз и заключался в том, что удержаться наНколесе было действительно очень трудно. Много дней провел он у забора иу дерева, прежде чем «трюк», наконец, удался. Оказывается, садиться нужно было не сверху и не сбоку, а немного отступя назад, чтобы колесо как бы подъехало под тебя, И вот мальчик уже балансирует верхом. Сперва на месте, затем проезжает метр, два, десять. Поворачивается. Едет задом... С тех шор Чижек не перестает тренироваться на таком велосипеде. Приучает к этому он и своих юных воспитанников. Для чего? — Когда я научился ездить на мотоцикле, стал выступать в кроссах — объяснил мне Яромир, то понял, чем обязан своему одноколесному другу. На бездорожье мотоцикл бросает то влево, то вправо. На гати, ухабах, камнях трудно балансировать на двух колесах, которые катятся здесь под разными углами. «Выдернутая» ж е на заднее ко ­ лесо машина преодолевает сопротивление лишь под одним углом. Отсюда — больше устойчивости, выше скорость, меньше риска. Чижек постоянно упражняется в езде по пересеченной местности на заднем колесе мотоцикла. Он может проехать так несколько десятков метров! — Наверное, для этого нужно быть физически очень сильным? — не удержался я от вопроса. — Любой спортсмен должен быть физически развит, — возразил Яромир. — Но в современном мотоспорте, когда почти всю дистанцию проходишь стоя на подножках, а местами и на одном колесе, основная нагрузка ложится на руки и плечи. Поэтому своим питомцам я советую больше заниматься с гантелями... В то же время я знаю гонщиков с торсами борцов, но ездят они нерасчетливо и более слабые их обгоняют. В кроссе берут не только силой, но и головой.— Говорят, с мотоцикла надо уметь падать. Это что, искусство? — Искусство? — Яромир покачивает головой. — Все зависит от ситуации и индивидуальности спортсмена. А главное — не поддаваться страху, не терять голову. Знаю по своему опыту: чем больше раз падал гонщик, тем увереннее он себя чувствует на дистанции. Его уж ничто не остановит. «Бесстрашие» воспитывается постепенно, наравне с мастерством. Тут важно не браться за большое, не решив малого. А решил — не останавливайся на достигнутом. Взять хотя бы парнишку, которого я сейчас тренировал. Он отлично ездит на велосипеде по любой местности. И на своем 50-*субовом .мотоцикле храбро выделывает все, что хочет: через канавки прыгает, на заднем колесе метров 30 проезжает. Но ему уже пора переходить на более мощную машину, которую бы он больше уважал и не решался сразу давать полный газ... — А что вы скажете о некоторых молодых гонщиках, которые считают, что победы надо добиваться любой ценой? — Таких я тоже встречал. Они твердят, что готовы разбиться, но выиграть. На мотоцикле я наездил уже 3/4 миллиона километров, но разбиваться не желаю. Прощаясь с Яромиром, я поблагодарил его за то, что он так щедро раскрыл передо мной свои спортивные секреты. — Секреты... — мой собеседник на секунду задумался. — Ездить нужно с умом ис любовью к делу, тогда придет все остальное, — вот, пожалуй, основной «секрет». Я, например, всей душой люблю мотоспорт и буду ездить на мо ­ тоцикле, выступать на соревнованиях даже тогда, когда перестану быть в числе лучших гонщиков Европы. АДОЛЬФ КУБА.г. Прага.Один из учеников Чижека на тренировкетштиш