соревнование. Очень важно соблюдать принцип определения командного победителя, записанный в регламенте; там сказано, что победитель определяется путем умножения дистанции (а километрах) между городом, в котором расположен клуб, и местом, где проводятся ралли, на количество мотоциклов этого клуба, прибывших к месту сбора в установленное время ив соответствии с правилами. И участники, и организаторы высказали пожелание сделать ралли Ростов — Краснодар — Новороссийск традиционными. Причем было предложено f участию в них приглашать и мотоциклистов из других республик. Неудачно выбраны были сроки проведения соревнований. Большинство вузов не смогло прислать свои команды, так как шла экзаменационная сессия. Очевидно, их надо сдвинуть нл июль — август — время студенческих каникул и массовых отпусков трудящихся.С 4 по 9 июня проходили первые международные автомобильные ралли «За мир и дружбу» с участием спортсменов пяти стран—Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши, Чехословакии и Советского Союза. В предыдущем номере сообщалось о начале соревнований. Продолжаем рассказ о ходе пятидневной спортивной борьбы на 5000-километровой дистанции ралли. В АТМОСФЕРЕ СЕРДЕЧНОСТИХорошаяорганизацияУспех соревнований не пришел сам по себе. И здесь хочется назвать людей, отлично подготовивших трассу, обеспечивших хороший прием участников, организовавших яркие праздники в Ростове, Краснодаре, Новороссийске. Это прежде всего председатели Краснодарского краевого и Ростовского областного комитетов ДОСААФ 8. Трегубенко и В. Юрченко, председатель Новороссийского горкома ДОСААФ П. Скрипкин, работники местных автомотоклубов, активисты, судьи. И горячее кофе, и бутерброды на трассе, и оркестр, и вертолет над стадионом — все это было сделано по инициативе местных работников. На соревнованиях не было разного рода уполномоченных из Москвы, которые (чего греха таить!) своей мелочной опекой иногда приносят больше вреда, чем пользы. Надо доверять местному досаафовскому активу, общественности, давать простор инициативе — тогда больше будет у нас хорошо организованных соревнований.Итак, моторалли в полный голос заявили о своем существовании. Теперь нужно позаботиться о том, чтобы они не остались незаконнорожденным ребенком. И в Правилах соревнований, и в классификации должен быть раздел «Мотоциклетные слеты». Тогда ралли будет ралли. И организаторам их не потребуется прибегать к разного рода ухищрениям вроде однодневок и фигурного вождения, чтобы начислять участникам классификационные очки. И еще одно пожелание. Пусть вслед за моторалли «Россия» появятся его младшие братья, допустим — «Украина», «Кавказ», «Прибалтика» и т. д. П. РАЗЖИВИН, судья всесоюзной категории.Хочется начать с краткого описания двух эпизодов, осветивших, наподобие прожекторов, всю перспективу соревнования. Один из них имел место до старта, второй на первых километрах пути. Но каждый по своему ярко отразил тот дух доброжелательности и солидарности, который царил между участниками соревнований. Венгерские спортсмены выступали в ралли «За мир и дружбу» не на клубных, как все остальные спортсмены, а на своих личных автомобилях. Это объясняется своеобразием принятых в Венгерской Народной Республике норм развития автомобильного спорта. Вполне естественно, что автомобилистам Венгрии было несколько сложнее хорошо подготовить машины к трудному испытанию. В самый последний момент выявилась необходимость что-то заново отрегулировать, проверить, заменить. И тут, когда до старта оставалось уже совсем немного времени, свое веское слово сказала дружба. Советские спортсмены вместе с работниками МЗМА помогли своим будущим конкурентам привести машины в состояние полной боевой готовности. В короткий срок все препятствия к выступлению на равных началах были устранены. Экипажи приняли старт. Но не успела еще последняя машина выехать за ворота Московского государственного ипподрома, откуда начался большой спортивный марш на Прагу, как стало известно, что... Автомобиль «Шкода-Октавия-супер» № 31, отлично закончив ипподромные гонки (со вторым результатом в своем классе), пробился через толпу, окружившую КВ-1, и устремился по Ленинградскому проспекту. Справа — стадион «Динамо». Слева за ровной стеной подстриженного кустарника ряды невысоких лип. Вдруг из-за кустов на проезжую часть шоссе выскочил человек. Ноги явно плохо слушались его. Тормозить было поздно. Водитель хотел объехать пьяного сзади и повернул машину влеПосле короткой остановки около Химкинского речного вокзала раллисты трогаются в путь на Минск. Фото Ю. ПОЧЕПЦОВА.во. Но человек неожиданно сам бросился назад под колеса автомобиля. Расстояние между ним и машиной уменьшилось до катастрофического. И тогда водитель, чтобы какой угодно ценой избежать наезда, решительно рванул руль вправо. Поворот был таким резким, что «Шкода» опрокинулась. Нарушитель порядка движения остался цел и невредим. А чехословацкие спортсмены автоклуба СВАЗАРМ Инрих Манн и Ярослав Сустр уже не смогли продолжать соревнование. Рискуя жизнью, они избежали аварии, которая, безусловно, могла бы омрачить большой спортивный праздник автомобилистов пяти стран. ПЕРВЫЕ РАДОСТИ И... ОГОРЧЕНИЯ Поток разноцветных автомобилей с крупными номерными знаками на кузовах устремился в сторону Ленинграда. Пройдены Калинин, где участников тепло встретила масса зрителей, Вышний Волочек. На 342 километре Ленинградского шоссе раллисты повернули обратно. Ночь прошла в непрерывном движении. На рассвете одно за другим было проведено два дополнительных состязания — линейная гонка под Городней и езда с постоянной скоростью на Куркинско-Машкинском шоссе. О спортивных результатах гонки вряд ли стоит говорить. Следует отметить лишь неподготовленность калининских судей к проведению этого состязания. Хронометраж здесь был настолько плохо организован, что международное жюри вынуждено было анулировать результаты гонки. Случай, прямо скажем, чрезвычайно редкий в практике международных встреч! Итоги состязания на Куркинско-Машкинском шоссе, оказавшие существенное влияние на исход борьбы за призовые места, заслуживают внимательного рассмотрения.tГ Советский экипаж № 73 а составе Фридриха Машкевнча и Владимира Сезеневского, п оказавший лучший результат в классе автомобилей «Волга» и «Татра», в момент соревнований на КуркинскоМэшкинском шоссе.Она свидетельствует прежде всего об успехе советской и польской команд. Неудачно сложилось, однако, соревнование для спортсменов Чехословакии, которые, выиграв гонку на Московском ипподроме, фактически являлись лидерами ралли. У них почти все участники допустили нарушения режима движения и, естественно, поплатились за это. Всего без штрафа закончило это сложное соревнование 25 экипажей из 69, в том числе шесть чехословацких. Но, увы, пять из них не входили в состав национальной команды. Получилось так, что средний суммарный показатель всех экипажей этой страны оказался лучше, чем у участвовавших вро зыгрыше «Главного приза». Утром второго дня соревнований, когда гонщики на обратном пути кМо скве сделали короткую остановку в районе Химкинского речного вокзала, судейская коллегия объявила положение национальных команд и десятку лучших экипажей, в этом сообщении, которое широко обошло печать, содержалось, к сожалению, много ошибок. Правильным было, пожалуй, только то, что лидерство после прохождения первых 700 километров захватила национальная команда Советского Союза. Все остальное нуждалось в уточнении, так как отражало ошибки хронометража линейной гонки под Городней. Вот как, например, выглядела в порядке занятых мест пятерка лучших экипажей, объявленная в то время: № 68, 72, 49, 16, 73. В действительности же по уточненным данным с первого по пятое место занимал и - № 49, 72, 73, 74, 75. А это значит, что лидером соревнований после первого участка был советский ( № 49), а не чехословацкий (№ 68) экипаж в составе Артура Бренциса и Сергея Тенишева, выступавший на «Москвиче». Второй результат имели Ярослав Фац и Мартин Гавел (Чехословакия) на автомобиле «Татра», третий — рижские спортсмены Фридрих Машкевич и Владимир Сезеневский на «Волге». В числе десяти лучших был один экипаж ГДР (№ 16), два чехословацких ( № 72 и 35) и семь советских.Участников ралли на всем маршруте сопровождала большая трупа советских журналистов. На снимке: корреспондент газеты «Советская Россия» Иван Фролов интервьюирует победителей первых этапов соревнования Артура Вренцнса и Сергея Тенишева. Линейная гонка под Кубинкой. Судья на старте заслуженный мастер спорта А. Н. Силкин. Вот таблица результатов соревнования в движении с постоянной скоростью между национальными командами, боровшимися за «Главный приз».Финиии ровало штрафн очковСтраныN И« я *" к иа СССР Польша ГДР вакня Венгрия 66665 51101 1556вСумма штрафн очковя 2оял>о ЯПолучило штрафные очкиоX 33 7 15 16 46ОТ МОСКВЫ ДО БРЕСТА Условия дорожных соревнований на этом участке, да и на последующих, были довольно просты. Поэтому изменения в «турнирной таблице» почти целиком зависели от скоростных состязаний. А их состоялось между Москвой и Брестом три — две дорожные гонки и фигурное вождение. Обе гонки уверенно выиграли чехословацкие спортсмены. Особенно эффективны были заезды на автомобилях «Татра», которые, как известно, способны развивать скорость до 170 км/час. На 5-километровом отрезке шоссе под Кубинкой лучшим был экипаж № 70 — Ярослав Павелка и Иван Мичик (147 км/час со стартом с места). В гонке под Минском отличился экипаж№ 68 — Алоис Марк иЛюбомир Рек (132,6 км/час). Советские «Волги» в этих условиях показали в первом случае максимальную скорость около 120 км/час (Анатолий Швачко и Арнольд Дамбис), ао втор ом — 1 27 , 2 км/час (Алексей Карамышев и Александр Бушманис). Скорость «Москвича» на обеих трассах была заметно ниже, чем у «Волги». Соревнования по фигурному вождению, состоявшиеся на одной из центральных площадей Минска, проходили в интересной спортивной борьбе. Лучшее время при выполнении упражнений в Минске показала группа польских спортсменов, выступавших на мик8 ролитражных (744 см ) автомобилях «Сирена». Для прохождения дистанции каждому экипажу на «Сирене» в среднем требовалось по 126 секунд; тогда как на «Татрах» расходовалось по 222 секунды, на «Варшавах» — по 190, на «Волгах» по 146 и т. д. В соревнованиях по фигурному вождению при прочих равных условиях побеждал тот, кто выступал на автомобилях более легких, малогабаритных с наименьшим рабочим объемом цилиндров. Это было правилом. Приятным исключением из него явился успех советского экипажа № 49. Лидерам ралли, хотя они и выступали на «Москвиче» (1360 см 3 ), удалось благодаря высокому мастерству показать абсолютно лучший результат. Окончательные итоги соревнования на территории СССР показали, что национальная команда СССР уверенно идет впереди других команд с отрывом в 63 зачетных очка. На втором месте — автомобилисты Чехословакии, на третьем — ГДР (их отделяло друг от друга всего одно очко). В десятке сильнейших увеличилось ко личество и улучшилось положение советских экипажей. Чехословацкий экипаж № 72, плохо справившийся с фигурным вождением, сразу оказался отброшенным со второго на двадцатое место. В лидирующую тройку вошли наши экипажи № 73 и № 74. С девятого на четвертое место переложился экипаж № 35 — будущих победителей ралли — в составе Вацлав Бобек и Ярослав Мансфельд. Улучшил свое положение и экипаж № 16, выступавший на «Вартбурге» (Курт Отто и Герман Ханф, ГДР). В клубном зачете впереди также была советская команда — ГорьковскогО' автомотоклуба ДОСААФ . С хорошей надеждой на успех вступили наши спортсмены на польскую землю. ПО ДОРОГАМ ПОЛЬШИ, ГДР И ЧЕХОСЛОВАКИИ Под Росцишувом состоялась перзая горная гонка, которая явилась серьезным экзаменом для наших автомобилистов. Чехословацкие спортсмены выиграли ее с большим преимуществом. Экипажи на «Татрах» в среднем затрачивали на 9км горного пути по 440 сек., на «Шкодах» — по 487. «Волги» ж е преодолевали это расстояние за 494, «Москвичи» за 522, «Победы» за 571 секунду Еще более внушительного превосходства добились отдельные экипажи, стремившиеся к победе в личном зачете. В связи с этим к концу состязаний в Польше в группе сильнейших произошли весьма существенные изменения.Старт (типа Ле-Ман) скоростной шоссейно-кольцевой гонки в Лодзи. «Волга» на пункте контроля времени во Вроцлаве (Польша). i Франкфурт {^*Ъ Галле \3уль J^•ЛЬ/мюю/Брест. ОломоуцСкоростные состязания по автомобильному слалому (фигурному вождению) на одной из центральных площадей Берлина. Лидером соревнований стал экипаж № 35. На второе место вышел экипаж ГДР под стартовым № 16. Советские спортсмены занимали соответственно с третьего по восьмое место. В десятке лучших оказались два новых чехословацких экипажа-№ 41 (Мирослав Фоусек и Олджих Горсак) и № 32 (Иозаф Виднер и Ярослав Бобек). Заметно сократился и «просвет» между советской и чехословацкой национальными командами. На территории ГДР во время скоростного подъема на гору Куфхаузен вновь произошла смене лидере ралли. Им стал экипаж № 16, выигравший у своего главного соперника — экипажа № 35 пятнадцать секунд. В целом же наилучших результатов на дорогах ГДР неожиданно добился венгерский экипаж № 21 (Тибор Зелес и Ференц Козма) на автомобиле «Вартбург». Советских спортсменов во время этой гонки постиг ряд неудач, Три наших автомобиля, не вписавшись в поворот, вылетели за пределы дороги. Один из них перевернулся. И хотя все экипажи мужественно продолжали борьбу, каждый из них, как не уложившийся в контрольное время, был наказан большим количеством штрафных очков. В десятке лучших осталось только пять советских экипажей, а нашу национальную команду от чехословацкой стало отделять всего 12 очков. Можно было не сомневаться в том, что на территории своей страны чехословацкие раллисты приложат все силы к тому, чтобы ликвидировать этот разрыв и добиться лидирующего положения как в командном, так ив индивидуальном зачетах. Горная гонка под Экце-Гомо (в 300 км от Праги) была вроде как чисто домашним делом чехословацких автомобилистов. Девять их экипажей показали наивысшую скорость. Примерно также складывалась для хозяев трассы и заключительная дорожная гонка под Закшином. Но тут произошло неожиданное. Экипаж № 32, стремясь к достижению наивысшего результата, слишком увлекся и потерпел аварию. Она привела к тому, что в контрольную карту экипажу было записано более сорока штрафных очков, и он переместился с общего пятого сразу на пятьдесят первое место, Это свело на нет усилия всей чехословацкой команды, ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ Большого, успеха добились команды наших автомотоклубов. Спортсмены ДСО «Труд» (Москва) оказались победителями среди 23 клубных команд, участвовавших в ралли, второе место заняла команда рижского автомотоклуба ДОСААФ. Наши экипажи были лучшими во всех классах автомобилей, где они выступали. Более того, в каждом из них они заняли по три призовых места подряд. Таким образом, советские мастера на «Волгах» опередили чехословацких спортсменов, стартовавших на «Татрах», наши гонщики на «Победах» взяли верх над польскими раллистами, которые шли на «Варшавах». • 27,90 зачетных очка). Второй приз получили Курт Отто и Герман Ханф (ГДР, «вартбург», 28,14 очка), третий — Мирослая Фоусек и Олджих Горсак (Чехословакия, «Шкода», 28,52 очка). У наших спортсменов следующие показатели: 4. А. БренцисС. Тенишев (28,69, М-407) 5. Ф. Машкевич—В. Сезеневский (28,82. М-21) 7. Е. Беретов — В. Щавелев (29.58. М-407) 8. А. Карамышев — А. Бушманис (29,71, М-21) 9. В. Орлов — Р. Козлов (29,96, М-407) 11. Е. Лнсафьев -- И. Галанин (30,74. М-21)На финише автомобильного ралли «За мир иЯ дружбу» в Праге. 8 классе «Москвичей» победа была одержана в состязании с венграми, выступавшими на машинах той же марки. Все пятнадцать советских автомобилей, принявших старт 4 июня в Москве, 9 июня успешно финишировали в Праге. Между тем тринадцать машин (пять «Вартбургов», шесть «Варшав» и две «Шкоды») не достигли цели главным образом ввиду технических неисправностей, возникших в пути. В общем индивидуальном зачете (безотносительно к классу машин) достижения советских автомобилистов были несколько скромнее. Здесь победа осталась за Вацлавом Бобеком и Ярославом Мансфельдом (Чехословакия, «Шкода», 13. А. Понизовкик — Ю. Чвиров (31,19, М-407) 20. П. Казьмин — Я. Рябинин (35,35, М-21) 21. А. Швачко — А. Дамбис (35,59. М-2П 25. В. Локтионов—В. Лапин (38,54, М-407) 30. Ю. Лесовский—В. Егоров (40.14, М-407) 34. Д. Борисов — В. Савин (44,14, М-20) 36. Ю. Андреев —- И. Пугачев (44.94, М-21) 44. П. Жуков — Н. Климанов (52,60, М-20) 45. В. Кулябин — В. Ревякин (54,53, М-20) В заключение хочется подчеркнуть, что первый опыт проведения такого чрезвычайно сложного по своей организации соревнования, каким являлось ралли «За мир и дружбу», вполне удался. Состязание прошло как яркий праздник дружбы спортсменов-автомобилистов. Оно вызвало горячий отклик со стороны многочисленных зрителей наСоветские спортсмены сохранили свое преимущество ив итоге выиграли «Главный приз» ралли. Чехословацкой национальной команде пришлось довольствоваться вторым местом. Третий результат имела команда ГДР, четвертый — Польша, пятый — Венгрия. 2. 3. р. М 89