ВОТ ОНИ, РЕЗЕРВЫ МОЩНОСТИ!Подготовка мотоциклетного КАРТЕР в двухтактном двигателе картер обеспечивает подачу рабочей смеси в цилиндр. Вот почему он не должен пропускать газы — это отрицательно сказывается на работе двигателя и приводит к снижению мощности. Для большей герметичности обе половинки картера после разборки проверяют на плите и притирают. Между ними ставят бумажную прокладку, а еще лучше — тонкую шелковую нитку. Внутренние полости картера полируют. При механической обработке нужно следить за совпадением каналов картера и цилиндра. Иногда наружные обоймы подшипников во время работы провертываются в посадочных гнездах. Для устранения этого дефекта необходимо проверить соосность отверстий и развернуть их под подшипник. Чтобы посадка наружной обоймы в гнезде была тугой, ее надо омеднить или хромировать по наружному диаметру. Если и это не дает желаемого результата, следует вставить либо бронзовую, либо стальную втулку и запрессовать подшипник. Как известно, в картер помещают ко ленчатый вал в сборе, при этом зазор между картером и щеками вала с каждой стороны равен 0,5—0,7 мм. Установка подшипников коленчатого вала должна обеспечивать легкое вращение последнего. Для этого предварительно * Окончание. Начало см. № 7. двигателя* наружные обоймы роликовых подшипников подшлифовывают по внутренней беговой дорожке. В целях обеспечения герметичности между подшипниками устанавливают армированные самоподжимающиеся или специальные лабиринтные сальники. Пространство между ними рекомендуется заполнять солидолом. Снаружи картер должен быть очищен от грязи и других наслоений, так как они уменьшают коэффициент теплоотдачи, что приводит к снижению наполнения картера свежей рабочей смесью. Авторы ряда книг о подготовке мотоциклов к соревнованиям советуют для увеличения степени сжатия ставить в картере (между маховиками) полукольца. Эта рекомендация ошибочна и, как показали исследования, не дает положительных результатов. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛдиски герметически закрывали углубление щек. Затем (для уменьшения сопротивления при вращении) щеки коленчатого вала злелательно отполировать. ПОРШЕНЬ Потеря мощности от трения поршня по цилиндру составляет 65 лроц, всех потерь на трение. Следовательно, при доводке двигателя необходимо обратить особое внимание на правильный подбор поршня и улучшение условий его работы в цилиндре. Для этого нужно максимально сократить площадь трущихся поверхностей и улучшить их качество, правильно подобрать зазоры между поршнем и цилиндром, уменьшить высоты и улучшить качество поршневых колец, а также применять хорошие —; сорта масел, входящих в го- L Т. р ючую смесь. Значительные потери от трения поршня могут происходить вследствие неверно-о го подбора его размеров и возможных перекосов. Правильно подобранный поршень после приработки имеет равномерную поверхРис. 1. ность матово-серого цвета. При подготовке поршня зачищают места, где есть следы задиров и шероховатостей. Зазор между поршнем и зеркалом цилиндра в среднем не должен превышать определенных величин. На рис. 1 показаны зазоры в полостях А (0.35 т 0.40 мм), В (0.25 г 0.27 мм), С (0.20 т 0.22 мм) и Д (0.7 т 0.8 мм). Способ установки поршневого пальца в бобышках поршня ив верхней головке шатуна оказывает большое влияние на плавность работы поршня, а также на износ пальца, бобышек и втулки головки шатуна. Поршневой палец должен быть прочным и жестким. В спортивных двигателях применяются «плавающие» пальцы, которые должны входить в бобышки от небольшого усилия руки (при температуре 20°). Величина зазора здесь — 0,01 мм, а между пальцем и втулкой верхней головки шатуна —Перед установкой коленчатого вала его предварительно с точностью до 0,01 мм проверяют на биение полуосей (с помощью индикатора на токарном станке). Это является непременным условием надежной работы коленчатого вала на высоких оборотах. Чтобы при вращении его уменьшить гидравлические потери, щеки (маховики) рекомендуется закрывать специальными алюминиевыми дисками. Последние должны быть утоплены в маховиках, а не выступать из них. С помощью прокладок, клея и винтоз добиваются того, чтобыПаши репликиРЕКЛАМА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ «Завтра у деревни Передельцы (26-й километр Киевского шоссе) состоится автомобильный кросс. В нем будет разыграно лично-командное первенство МГС ДСО «Труд», МГС ДСО «Спартак» и горкома профсоюза... ...В состязаниях, кроме москвичей, будут выступать спортсмены-автомобилисты города Риги *. Старт кросса в 11 часов». Афиши и объявления подобного рода были расклеены по всему городу, напечатаны во многих московских газетах, вывешены на автобазах ив таксомоторных парках. Сотни пригласительных билетов были разосланы любителям автомобильного спорта. Организаторы соревнований позаботились даже о пропусках на автомобили (впрочем, как потом выяснилось, к месту старта пропускали и без них). Корреспонденты радио, кино, телевидения и * Р ижане выступали вне конкурса.Ф Паши реплппи• Наширепликипечати были приглашены, чтобы осветить эти соревнования. Часто организаторов спортивных мероприятий упрекают в плохой рекламе предстоящих соревнований. На сей раз она превзошла все ожидания. И не удивительно, что в живописном уголке Подмосковья собралось свыше 10 тысяч зрителей, чтобы наблюдать эту интересную борьбу сильнейших автомобилистов столицы. Стрелка часов приближалась к 11, а на стартовой площадке... не было и половины автомобилей участников. — В чем же дело? — недоумевали зрители.— Уж не заблудились ли спортсмены на просторах Киевского шоссе? Заблуждение имело место, но несколько иного рода. Как оказалось, заблуждались организаторы соревнований, посчитавшие, что автомобильный кросс можно проводить без соответствующей подготовки, проверки трассы и пр. В результате не было договоренности с милицией, мост на трассе грузовых автомобилей оказался разобранным... Старт грузовым автомобилям был данс опозданием на... 5 часов и 15 минут. Из-за недостатка времени главная судейская коллегия ограничила количество кругов — вместо трех участники прошли лишь два (по 27 км). Трасса соревнований была очень длинной. Даже легковые автомобили (шедшие 4 круга по 20 км) появлялись перед зрителями лишь через полчаса, а когда с дистанции сошло 10 автомобилей, соревнования стали еще менее интересными. Вызывает удивление тот факт, что к соревнованиям были допущены легковые автомобили — это явно противоречит новым установкам ФАМС . К тому же, большая часть легковых машин или совсем не дошла до финиша или финишировала со значительными повреждениями. Плохо обстояло дело ив классе грузовых автомобилей. Многие из них получили настолько значительные повреждения, что дальнейшая их эксплуатация возможна лишь после капитального ремонта. В заключение следует отметить, что судейская коллегия была укомплектова-14 0,05 мм. Если при разборке двигателя будет замечено, что на пальце появились цвета побежалости (синеватый оттенок), его следует заменить новым. Необходимо также правильно подбирать поршневые кольца и следить за тем, чтобы они плотно прилегали по всей поверхности зеркала цилиндра. В рабочем положении в замке кольца зазор должен быть в пределах 0,2 4- 0,35 мм. Некоторые мотоспортсмены, имеющие недостаточный опыт подготовки двигателя, стремятся уменьшить зазор в замке колец. Это часто приводит к очень быстрому изнашиванию перемычки между выхлопными окнами. Значительное повышение износоустойчивости поршневых колец достигается путем хромирования поверхности первого компрессионного кольца. Для лучшей приработки колец применяется лужение, фосфатирование, оксидирование их рабочей поверхности. ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА Головка цилиндра, форма и конструкция камеры сгорания оказывают большое влияние на степень сжатия, а следовательно, и на мощность двигателя.Рис. 2. Конструкция цилиндра с вихревой камерой сгорания. С увеличением степени сжатия до определенного предела повышается и мощность двигателя. Но одновременно возрастает склонность двигателя к детонации. Чтобы избежать этого, следует применять топлива с повышенными антидетонационными качествами. При конструировании двигателя форму камеры сгорания стремятся сделать компактной, без искривлений. Это повышает эффективность сгорания рабочей смеси. Широкое распространение получиласферическая камера сгорания, применяющаяся на мотоциклах ИЖ-57. Ныне все .более популярными становятся так называемые вихревые камеры сгорания (рис. 2). Они применяются на новых усовершенствованных двигателях ИЖ-60-2М, ИЖ-Ю, ИЖ-240М. Преимущество вихревой камеры состоит в том, что при достижении поршнем ВМТ смесь с большой силой выталкивается из зазора, образуя сильное завихрение. Это улучшает процесс сгорания. Новая камера снижает также склонность двигателя к детонации, ибо вся рабочая смесь концентрируется здесь как бы в меньшем объеме, быстрее сгорает и более интенсивно, чем в сферической, омывает днище поршня, а следовательно, и внутреннюю поверхность головки цилиндра. Поэтому в такой камере почти не появляется нагар, а он, как известно, также вызывает детонацию. При одной и той же степени сжатия мощность двигателя с вихревой головкой выше, чем двигателя со сферической головкой. В связи с улучшением процесса сгорания в новой камере требуется несколько уменьшить опережение зажигания. Перед подготовкой к соревнованиям оребрение головки нужно очистить от грязи и пыли и проверить состояние резьбы под свечу. Чтобы уменьшить отложение нагара, необходимо хорошо отполировать поверхность камеры сгорания. Степень сжатия двигателя можно увеличить подрезкой головки. Устанавливая ее на двигателе, надо обеспечить хорошее уплотнение стыка с цилиндром; это достигается либо с помощью латунной прокладки, либо специальной обработкой торца цилиндра. КАРБЮРАТОР От регулировки карбюратора зависит приемистость и мощность дзигателя. Подготовка к соревнованиям этого узла .мотоцикла — работа сложная и трудоемкая. Она требует учета многих факторов. Главными из них является характер пред-стоящих соревнований, предполагаемые дорожные и атмосферные условия. На двигателях спортивных мотоциклов ИЖ-57 установлен карбюратор К 28-Б с диаметром диффузора 27 мм (его распылитель имеет внутренний диаметр 2,2 мм). Для многодневных и кроссовых соревнований регулировка карбюратора производится при наличии воздухофильтра, а для шоссейно-кольцевых соревнований без него. С целью повышения мощности двигателя, предназначенного для кросса и шоссейно-кольцевых соревнований, его можно снабдить двумя карбюраторами. Наилучшие результаты по мощности и приемистости получаются при использовании специального спортивного карбюратора К-99, разработанного в Ленинградском ЦКБ топливной аппаратуры. Этот карбюратор, имеющий диффузор от 27 до 34 мм, был описан в журнале «За рулем» (№ 2, 1960 год). Серьезное внимание следует уделить также подготовке воздухофильтра, от состояния которого зависит работа двигателя и его износоустойчивость. Фильтр должен обладать незначительным сопротивлением и обеспечивать хорошую очистку воздуха от пыли. Наилучшим является воздухофильтр с конгактномасляной ступенью. Перед началом соревнований следует аккуратно очистить приемник от накопившейся пыли и тщательно промыть его. На работу двигателя большое влияние оказывает правильный подбор запальных свечей, момента опережения зажигания и некоторые другие факторы. Чем больше степень сжатия, тем меньше должен быть угол опережения ис тем большей тепловой характеристикой ставятся свечи зажигания. Для степени сжатия порядка 7—8 свеча должна быть поставлена с калильным числом 240—260, а при 9и выше — 270—300, Таковы вкратце самые общие пути выявления резервов мощности мотоциклетных двигателей. Инж. Н. СЛЕСАРЕНКО. г. Ижевск.Наши реплпкина недостаточно опытными людьми. Главный секретарь, например, только спустя неделю смог окончательно подвести итоги соревнования. Поэтому ни газеты, ни студия телевидения, ни Киностудия не смогли своевременно информировать читателей м зрителей о результатах соревнований. Так, широко разрекламированное соревнование из-за безответственности его организаторов превратилось в образец того, как не нужно проводить автомобильные кроссы. В. ЕГОРОВ, мастер спорта. НИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, НИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ...Ф Пакт реплики• НаширепликиВ3*оскресный июньский день. То припекает горячее летнее солнышко, то его закрывают набежавшие облака. В такие дни зрители охотно посещают соревнования. Почему же живописные окрестности деревни Путилково, где проводилось первенство Москвы по мо-токроссу 1960 года, собрали очень мало народа? Организатор соревнований — Московский автомотоклуб ДОСААФ — вовсе не позаботился о зрителях. Это крупное спортивное мероприятие будто держалось в строжайшем секрете: во всем городе не было ни одной афиши, оповещающей о первенстве. Перед счастливчиками, которым довелось узнать о нем, вставала проблема: как добраться до места? Ведь Путилково с Москвой соединяет лишь один автобусный маршрут. Поэтому, естественно, основным контингентом зрителей были обладатели собственного транспорта да жители ближайших деревень. Не позаботившись привлечь любителей спорта, организаторы соревнований ничего не сделали и для того, чтобы зрителям было удобно. Трасса первенства была очень длинной (круг — 5,1 км) и плохо просматривалась, голос радиоинформатора удавалось слышать лишь тем, кто находился вблизи стартовой прямой и большинству оставалось лишь гадать, кто из гонщиков идет впереди. А этобыло нелегко, так как в одном заезде участвовали и асы и зеленые новички. Мастера обходили их на один-два круга и создавалась невообразимая путаница. Любопытную оценку дал кроссу известный спортсмен и тренер Г. Фомин, который был радиоинформатором на этих соревнованиях. Он отметил рост мастерства ряда спортсменов, успешное овладение ими современными способами езды, но в то же время вынужден был признать, что система зачета, при которой в одном заезде стартовали и мастера, и новички себя не оправдала. Дело в том, что трасса оказалась слишком легкой для ведущих гонщиков столицы и очень тяжелой для начинающих спортсменов. Мотокроссы с участием лучших гонщиков столицы проводятся крайне редко. А зря. Следует только выбирать трассу ближе к Москве с кругом в 1,5—2 км , интересную для спортсменов и удобную для зрителей. С. РУМЯНЦЕВ, зритель.15