26
27
МИКРОАВТОМОБИЛЬ-ВЕЗДЕХОДАвстрийскими заводами Штейр в Граце создана оригинальная конструкция вездехода. По своим размерам и весу он является, пожалуй, самым маленьким в мире автомобилем, способным достаточно быстро передвигаться по пересеченной местности и бездорожью, преодолевать довольно крутые подъемы, водные преграды и др. Новый вездеход (АР-700) существенно отличается от всех известных конструкций машин этого типа, что явствует из нижеследующей таблицы: «Штейр» Средние АР-700 данные Грузоподъемность, кг Сухой вес. кг Общий вес, кг База колес, мм Ширина, мм Радиус поворота, м Мощность двигателя, л. с. 400 580 980 1500 1350 3,7 23 675 1155 1910 2150 1520 5.8 60 Такое удачное сочетание малых габаритов и веса с высокой проходимостью и достаточной грузоподъемностью (400 кг) достигнуто оригинальным Конструктивным решением, существенно отличающимся от известных до сих пор конструктивных схем легких вездеходов. Автомобиль имеет центральную трубчатую раму, играющую роль «хребта», с которым сочленены четыре маятниковых полуоси (этим достигается разгрузка кузова от высоких напряжений. возникающих при езде по бездорожью). Над каждой качающейся осью расположена ярмовидная поперечная балка, на которую опираются винтовые рессоры; внутри рессор имеются полые резиновые «свечи». Поскольку кузов не воспринимает никаких нагрузок от неровностей дороги.Другими чертами конструкции двигателя являются подвесные клапаны, приводимые от центрально расположенного кулачкового вала, полушатровая камера сгорания в алюминиевой головке блока. фильтр тонкой очистки и масляный радиатор в главном потоке системы смазки, а также принудительное охлаждение развитого оребрения двигателя от воздуходувки, укрепленной на одном валу с династартером. Двигатель снабжен специальным карбюратором, обеспечивающим поступление рабочей смеси в цилиндры даже при сильном наклоне автомобиля, движущегося по бездорожью, либо по горам.Шасси автомобиля Оригинально осуществляется передача крутящего момента от двигателя. Машина не имеет дополнительной раздаточной коробки. Приводной вал ведет от сдепления (сухого, однодискового) к четырехступенчатой коробке передач, расположенной впереди заднего моста, и лежит над дифференциалом. Коробка передач полностью синхронизирована и имеет цевочный привод; все шестерни коробки (за исключением задней передачи) находятся в постоянном зацеплении и переключаются стопорными синхронизаторами, с помощью расположенного в середине рычага; на заднем конце выходного вала коробки передач сидит малая коническая (ведущая) шестерня дифференциала. Включение и выключение привода на передний мост осуществляется специальным рычагом. В обоих мостах имеются дифференциалы со спиральными зубьями коронных шестерен. коническими сателлитами и выключаемыми приспособлениями для блокировки. Во всех четырех колесах предусмотрены отдельные шестеренчатые передачи со сменными цилиндрическими шестернями. В соответствии с конкретным эксплуатационным назначением автомобиля колесные передачи могут иметь передаточное отношение 3 : 1 либо 2,72 : 1, либо 2,38 : 1. По желанию покупателя может быть также изменена третья передача коробки передач (два варианта — 1,30 : 1 и 1,21 : 1). Четвертая передача коробки передач — не прямая, а ускоряющая. Передний и задний мосты имеют симметричную конструкцию. От дифференциалов, которые могут быть соответственно требованиям местности блокированы с помощью двух рычагов, привод осуществляется через упомянутые выше качающиеся полуоси на цилиндрические передачи колес. Благодаря наличию этих передач появляется возможность значительно увеличить дорожный просвет (клиренс) автомобиля. Рулевое управление и гидравлические тормоза нового микровездехода выполнены по обычной схеме. Следует только упомянуть, что тормозные барабаны диаметром 215 мм выполнены из легкого металлического сплава с встроенными ободьями из серого чугуна. Максимальная скорость автомобиля 52—64 км/час в зависимости от принятого варианта колесной передачи. Минимальная устойчивая скорость — от 3 км/час до 3,7 км/час при 1350 оборотах двигателя в минуту. Вездеход способен преодолевать подъемы крутизной до 65 процентов. Расход топлива при движении по нормальным дорогам 8,5 л/100 км.В качестве средних здесь приводятся данные, полученные по пяти наиболее распространенным в Европе конструкциям малых вездеходов (английские «Остин-Джипси» и «Лэндровер», немецкий ДКВ модель 91, итальянский «ФиатКампаньола» и американский «Виллис»). Из таблицы видно, что конструкторы стремились к уменьшению не только размеров автомобиля, но также и его весовых показателей. Достигнутый результат (580 кг) выделяет новую машину среди всех известных легких вездеходов. Соответственно весу достигается значительное снижение удельного давления каждого колеса на грунт, благодаря чему машина меньше оседает на мягкой почве, песке и на снегу; она имеет меньшее сопротивление качению и может «обходиться» менее мощным двигателем. Большим преимуществом нового вездехода является то, что он может при опрокидывании легко быть вновь поставлен на колеса двумя людьми (либо опрокинут для ремонта и технического обслуживания).Подвеска АР-700.колес автомобиля«Штейр»Профилактический осмотр. Благодаря малой ширине автомобиль более маневрен при движении по лесу (легче проходит между деревьями), не говоря уже об общей высокой маневренности, определяемой весьма малым радиусом поворота. Несмотря на малые габаритные размеры, машина имеет довольно большую площадь грузовой платформы (2 м2), которая составляет более 50 процентов от общэй площади машины.он выполнен достаточно легким. В то же время выбранная конструктивная схема с центральной трубой и платформой из стального листа обеспечивает большую прочность и высокое сопротивление перекашиванию и короблению. В задней части автомобиля на центральной трубе монтируется двухцилиндровый двигатель, а симметрично впереди — привод на передние колеса. Все органы трансмиссии примыкают к центральной трубе; ведущий к переднему мосту карданный вал расположен внутри трубы, что предохраняет его от внешних воздействий. В сочетании с малыми неподрессоренными массами (размер, колес 5.20—12) независимая подвеска колес на качающихся полуосях обеспечивает хорошую устойчивость автомобиля на пересеченной местности ив то же время комфорт и достаточно хорошее «держание дороги» при езде по асфальту, что редко удается достигнуть на вездеходах. Другой отличительной чертой конструкции автомобиля является выражен-, ная расчлененность его на определенные конструктивные узлы (двигатель, задний мост с подвеской колес и коробкой передач, центральная труба с приводом на передние колеса и отъемная платформа), что позволяет легко транспортировать их по отдельности при вынужденном ремонте, поломках и пр. На автомобиле установлен четырехтактный двухцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением. Двигатель, рабочий объем которого равен 643 смЗ, выполнен ультракороткоходным (диаметр цилиндров — 80 мм, ход поршня — 64 мм) и намеренно задросселирован (степень сжатия6,7 : 1, мощность23 л. с. при 4о00 об/мин). Максимальное число оборотов ограничивается специальным регулятором. Крутящий момент достигает 4 кгм на диапазоне оборотов от 2000 до 3500 в минуту.Автомобиль выпускается с комбинированным тентом. НОВАЯ МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ «ПЕЖО»В странах развитого автомобилестроения наряду с большим многообразием выпускаемых автомобилей обычно существуют одна-две модели массового производства, которые наиболее полно отражают состояние и уровень развития автомобильной техники в данной стране. Это, например, «Фиат» в Италии, «Мерседес-Венц» и «Опель» в ФРГ, «Остин» й «Моррие» в Англии, «Рено» и «Пежо» во Франции. Массовый характер производства этих автомобилей не позволяет часто их модернизировать, менять конструкцию и вводить сомнительные новшества. Поэтому выпуск каждой новой модели таких машин является всякий раз значительным событием, определенным шагом вперед в развитии автомобильной техники. Событием такого рода является, несомненно, переход к производству новой модели автомобиля «Пежо-404» во Франции предшественник которого автомобиль «Пежо-403» выпускается с начала 1955 года. Хотя автомобиль и сохранил некоторые типичные для «Пежо» конструктивные особенности (червячная передача в заднем мосту, электромагнитное автоматическое сцепление, регулируемый термостатом привод вентилятора и др.), речь идет о совершенно новой конструкции, в корне отличающейся от старой модели. Обращают на себя внимание характерные изменения габаритных размеров. Несмотря на установку более мощного двигателя и повышение комфортабельности кузова, ширина его и длина уменьшилась на 50 мм, а высота даже на 60 мм. Однако вместительность салона кузова стала большей, что достигнуто за счет лучшей компоновки агрегатов и уменьшения подкапотного пространства. На автомобиле устанавливается четырехцилиндровый однорядный двигатель, наклоненный к продольной оси на 45 градусов вправо. В данном случае использован опыт проектирования немецкого автомобиля «Мерседес-Бенц 300SL* и американского «компактного автомобиля» фирмы Крайслер (модель «Валиант»), в которых наклонное расположение блока цилиндров позволило снизить центр тяжести автомобиля до 40 мм, что, разумеется, оказывает большое влияние на его устойчивость. Именно асимметричное расположение двигателя и позволило уменьшить подкапотное пространство кузова: кроме того, это весьма облегчает доступ к основным элементам управления работой двигателя. Конструкция двигателя отличается компактностью и рядом современных характерных черт. Новым является, например, клиновидная (в поперечном разрезе) камера сгорания, форма впускного и выпускного клапанов, подвешиваемых под углом, расположение свечей и пр. Конструктивные особенности двигателя «Пежо-404» видны из приводимого здесь его поперечного разреза. Вращающийся на трех опорах коленчатый вал отличается увеличенными размерами, что должно соответствовать повысившейся степени сжатия (7,4 : 1). Карбюратор «Солекс» с падающим потоком снабжен приспособлением для подогрева каналов холостого хода водой из системы охлаждения двигателя. Направляющие клапанов хромированы, их гнезда имеют защитные кольца. По сравнению со старой моделью значительно увеличены размеры сечений клапанов (диаметр впускного — 39 мм, выпускного — 33,5 мм). На двигателе установлен сухой воздушный фильтр с глушителем шумов всасывания.i**^&$4s£4>&ZllРабочий объем цилиндров нового двигателя — 1618 см 3 (диаметр цилиндра — В4 мм, ход поршня — 73 мм). Он развивает мощность 72 л. с. при 5400 об/мин; Максимальный крутящий момент двигателя — 13 ктм при 2300 об/мин. Это говорит о том, что новый двигатель «Пежо-404» отличается высокой эластичностью: на нижнем диапазоне оборотов работает как задросселированный, очень мягко, а на верхнем — почти как спортивный, что достигнуто подбором длины и сечений впускных трубопроводов и облегчением выхлопа при помощи «эффекта отсоса». Тормоза — гидравлические, на все колеса; общая площадь рабочих плоскостей торможения — 815 см*. Автомобиль «Пежо-404» развивает максимальную скорость до 140 км/час; при скорости 90 км/час он расходует в среднем всего 9,3 л/100 км. Габаритные размеры автомобиля с пятиместным кузовом типа «седан»: длина — 4420 мм, ширина — 1625 мм. высота — 1450 мм. Колесная база — 2650 мм. колея передних колес — 1345 мм, задних — 1280 мм. Просвет — 150 мм. Обращает на себя вникание малый радиус поворота автомобиля — 4,7 м. Его сухой вес — 1020 кг.АМЕРИКАНСКИЙ МОТОРОЛЛЕРАмериканская фирма Харлей-Давидсон начала производство мотороллеров, в конструкции которых есть некоторые интересные особенности. Двигатель мотороллера горизонтальный, одноцилиндровый, двухтактный: мощность — 7 л. с. Сравнительно малый рабочий объем цилиндра — 165 см' (диаметр — 60,3 м. ход поршня — 58 мм|. а также выбор двухтактного процесса свидетельствуют, безусловно, о европейском влиянии. О том же говорит и стремление конструкторов получить высокую топливную экономичность мотороллераон расходует около 3 л/100 км. С этой целью управление впуском горючей смеси осуществлено в двигателе с помощью мембранного клапана, размещенного на задней стенке картера двигателя. Охлаждение двигателя осуществляется принудительно, через специальный туннель в кузове, но без помощи вентилятора. Подвеска мотора на раме выполнена эластичной, на четырех резиновых подушках. Передача крутящего момента на колесо осуществляется при помощи автоматического сцепления и бесступенчатой клино-ременной передачи с центробежным регулятором. Общее передаточное число в трансмиссии варьируется между 18 : 1 и6 : 1. По сравнению с европейскими конструкциями, американский мотороллер выглядит несколько «мешковато». Это впечатление создается центральной трубчатой рамой, широкой передней стенкой и сваренными с ней крыльями, выполненными из стального листа. Облицовка двигателя сделана из пластмассы и служит опорой для двухместного сиденья. Подвеска переднего и заднего колеса — маятниковая, с простыми винтовыми рессорами; переднее колесо имеет амортизатор. Размер шин — 4.00—12. Емкость топливного бака — 8,5 л.Поперечной разрез двигателя. Передача крутящего момента от двигателя осуществляется через однодисковое сухое сцепление (либо, по желанию покупателя, электромагнитное сцепление без педали), четырехступенчатую коробку передач, карданный вал (размещенный в трубе, передающей толкающее усилие) и главную передачу с червячным зацеплением. Коробка передач с бесшумными синхронизированными передачами (четвертая — прямая) имеет характерную для «Пежо» схему переключения. Задний ход, первая, вторая и третья передачи лежат в одной плоскости, а четвертая включается дальнейшим нажатием на рычаг переключения вниз и проталкиванием его вперед. Такая схема создает удобства при маневрировании (т. е. попеременном включении заднего хода и первой передачи) и при движении по городу с интенсивным движением (т. е. на 2и3 передачах). Совершенно оригинальной является конструкция независимой подвески передних и задних колес (подробное описание ее будет дано в следующем номере журнала). Рулевое управление автомобиля выполнено по схеме зубчатой рейки, с автоматической регулировкой.ПОДВЕСНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫНародное предприятие «Людвигсфельде» в ГДР год назад приступило к серийному выпуску гоночного подвесного лодочного мотора РМ-175 «Дельфин». Мотор одноцилиндровый, двухтактный, золотниковый, рабочий объем цилиндра — 173,8 смз, ход поршня и диаметр цилиндра равны 60,5 мм, степень сжатия — 12—13. Мощность мотора—18 л. с. при 8300 об/мин. К летнему сезону 1960 года на заводе начато серийное производство нового подвесного мотора «Спадчлла С», который почти аналогичен гоночному «Дельфину», но наряду с заниженными динамическими показателями имеет ряд усовершенствований, необходимых для применения мотора на прогулочно-туристических лодках. «Спадилла С» оборудован капотом, который придает мотору красивый внешний вид; для пуска двигателя в кожухе маховика смонтирован самоубйрыющнйся механический стартер. Мотор подвешивается на транец лодки с помощью универсального кронштейна, который шарнирно соединен с дейдвудной трубой. При том же рабочем объеме (173.8 см3) и размерностях. к аку мотора «Дельфин» РМ175, мощность «Спадиллы» равна 10 л. с. (степень сжатия — 8). Расход топлива составляет 4,5—5 литров в час. Лодка с этим двигателем развивает скорость порядка 30 км/час.БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОМКРАТФранцузская фирма Унион выпустила быстродействующие домкраты, позволяющие вывесить сразу два левых или правых колеса автомобиля. Домкрат на роликах 1 подкатывается под передний или задний мост автомобиля так, чтобы захваты 2 находились под соответствующими деталями моста. При нажатии на рычаг 3 посредством тяги 4и рычага 5 поднимается перекладина 6и захваты 2. а вместе с ними передняя или задняя часть автомобиля. Время на всю операцию вывешивания колес автомобиля составляет меньше одной минуты.27