17
18
19
10 000 КИЛОМЕТРОВС ФАНЕРНЫМИПРОБЛЕ ПРОКАТПленум ЦК КПСС обращает особое внимание на развитие общественных форм использования машин бытового назначения — автомобилей, стиральных машин, пылесосов и других видов техники. В этих целях необходимо продолжать работу по созданию прокатных пунктов бытовой техники и улучшению их деятельности. (Из постановления июльского Пленума ЦК КПСС )ДИСКАМИП амое «больное место» мотоцикла " К-175 — ведущие пластмассовые диски сцепления. Сколько неприятностей имеют из-за них владельцы этих мотоциклов! У моей машины, например, они вышли из строя уже после 2000 км пробега.* Причина — срезание выступов. Попытка купить диски или выписать их через Роспосылторг не увенчалась успехом. В каталоге запчастей к мотоциклу К-175 ведущих дисков вообще нет. 'Что было делать? Не ставить же новый мотоцикл в сарай? И вот тогда пришло решение — попытаться изготовить их самому из отходов водостойкой прессованной фанеры. Учитывая, что диск работает в масляной ванне иногда при довольно высокой температуре, я проверил фанеру на стойкость к маслу, нагретому до 70°. Только убедившись в маслостойкости материала, я приступил к изготовлению дисков. Толщина фанеры 5—6 мм значительно превышала требуемую, но это не помешало получить хороший диск (рис. 1). Кратко расскажу, как этого можно достичь.(Рейд бригады „За рулем")стория проката для огромного большинства районов нашей страны началась всего несколько месяцев назад. К началу года количество станций, где автолюбитель мог взять машину напрокат, исчислялось буквально единицами. А сейчас их сотни. Только в столице работают четыре прокатных пункта; они открыты ив Свердловске, и во Львове, и в Костроме — во многих городах страны. О чем говорит быстрое развитие этого вида обслуживания населения? Прежде всего о том, что решение проблемы «автомобиль — массам» найдено, что система проката является весьма рациональным способом использования легковых автомобилей, что она завоевала себе право на жизнь. Прокат — дело новое, сложное и, как выразился один из руководителей Управления таксомоторных парков Москвы Н. Я. Дубах, в какой-то степени «еще туманное». Что же застилает горизонты проката?ИРис. 1.Рис. 2. НОЧНЫЕ БДЕНИЯ Ранним утром летнего субботнего дня мы подъехали к воротам прокатного пункта 12-й автобазы, расположенного у Киевского вокзала столицы. В очереди перед плакатом «На сегодня автомобили на прокат все выданы» стояло человек тридцать. Их усталый, помятый вид, хмурые, небритые лица говорили о том, что этим абонентам станции пришлось провести бессонную ночь. Так оно и оказалось. Взволнованно, перебивая друг друга, автолюбители начали невеселый рассказ о том, как еще в пятницу записались на очередь, как дежурили день и ночь напролет, «отмечались» каждые три часа, надеясь получить автомобиль для воскресных поездок. А утром... Утром из ворот станции вышло всего девять автомобилей. — Смотрите, что получается, — нервно жестикулируя, сказал молодой человек, отрекомендовавшийся работником Мосфильма А. Я, Киреевым. — На станции, говорят, полно автомобилей, а мы стоим здесь ночами и — никакого толку.При помощи циркуля и линейки надо на фанеру нанести разметку диска (рис. 2), а затем обычным лобзиком выпиливать его по наружному контуру, делая припуск по ширине и высоте выступов. Затем следует закрепить заготовку на деревянном бруске гвоздиками без шляпок и опиливать ее до необходимой толщины — 2,7 мм рашпилем, который создает шероховатую поверхность, благоприятно влияющую на работу дисков. После этого выпиливается внутренний контур и выступы диска. Обработав выступы диска до нужных размеров, круглым драчевым напильником пропиливают маслосливные канавки. Фанерные диски проработали на моем К-175 все лето, осень и зиму 1959 года. Безотказно работают они и сейчас. За все это время мотоцикл прошел 10 000 километров. Э. КОЛУПАЕВ. Свердловская область.Меня семья дома ждет, собирались переехать на дачу. -Проще, видно, было нанять обычное такси! — А разве нельзя заказать автомобиль по телефону? — Я звонил на станцию вчера в восемь утра, — подхватил вопрос шоферпрофессионал В. И. Романов. — Попросил принять заказ. Диспетчер сказал, что прием заказов начинается только с девяти утра. Ровно в девять оказалось, что все заказы «уже приняты». Надо отметить, что очереди за машинами есть ив других прокатных пунктах столицы. Особенно велики они, понятно, в предвыходные дни, но ив будни дело обстоит не намного лучше. Мы побывали на некоторых базах в понедельник — самый «тихий» день. И что же? Всюду нас встречала та же табличка — «Выдача автомобилей закончена»... Когда в 1956 году в Москве начал действовать первый пункт проката, он имел 29 автомобилей, которыми пользовались 724 клиента. Один автомобиль приходился в среднем на 25 человек. Сейчас число абонентов возросло до 18 тысяч. И, как нам сообщили в Управлении таксомоторного транспорта Москвы, книжечки, дающие право пользоваться прокатом, ежедневно получают 80—100 человек. Автомобилей же выпускается на линию всего лишь около 450, т. е. один на 40 человек. Недостаточные темпы роста парка по сравнению с увеличением числа абонентов ощущаются так остро, что среди работников проката стали раздаваться голоса о необходимости хотя бы временно прекратить регистрацию клиентов. Допустима ли эта мера? Нам думается, нет: прокат автомобилей — это самый перспективный вид использования легковых машин, за ним будущее. И закрывать людям дорогу к автомобилю даже временно было бы неправильно. На наш взгляд, есть более рациональные пути улучшения дела. Один из них — передача в прокат бывших персональных автомобилей, в том числе и тех, которые скрываются под маской «специальных», «технических» и т. д., а выполняют прежние функции. Необходимо также ускорить оборачиваемость машин путем улучшения профилактики и текущего ремонта.17 Фото Ю. Почепцова,В то время, когда у ворот проI катных станций скапливаются 'очереди абонентов, в их боксах стоят десятки вполне исправных автомобилей. На ветровом стекле : одних белеет надпись «ааказ». другие... несколько недель простаивают. потому что в Управлении таксомоторного транспорта никак не могут оформить документацию.«ПОЧЕМУЯ ВЕРНУЛСЯ НА "БАЗУ»Не успел вахтер 12-й автобазы закрыть ворота за последним «счастливчиком», выехавшим на прокатном автомобиле, как снова пришлось их открывать. Вернулась машина ГАЗ-69 № 63-24. Около трех часов потратил перед рейсом абонент Н. Смирнов вместе с механиками на то, чтобы устранить люфт передних колес, и вот — снова неисправность: перегревается двигатель. Вслед за ГАЗом машина техпомощи притащила на буксире «Волгу» № 27-62 с заклинившимся ручным тормозом. Ее расстроенный водитель рассказал, что два дня назад он заказал автомобиль по телефону с доставкой на дом. Не дождавшись машины, он поехал сам на автобазу и после долгих препирательств получил невымытый и, как оказалось, неисправный автомобиль. Так обстоит дело не только на 12-й автобазе. Часто возвращаются с линии и автомобили других прокатных пунктов. На 6-й автобазе мы осмотрели три автомобиля, подготовленные к выпуску на линию. У «Победы» № 98-73 рулевое колесо было затянуто сверх нормы, провод цепи высокого напряжения вылетел из клеммы катушки зажигания, не было электролита в банках аккумуляторной батареи, плохо убран салон автомобиля. Целый ряд неполадок нашли мы ив автомобилях ГАЗ-69 № 19-41 и № 98-73. На автобазе № 5 мы увидели такую сцену. Группа людей обступила «Победу» № 57-50. Все абоненты, а их в этот момент на базе было много, отказывались от совсем «нового» автомобиля, только что вышедшего из ворог ВАРЗа после капитального ремонта. Документы автомобиля были в порядке. Паспорт был подписан начальником ОТК завода. ГАИ Кировского района Москвы три дня назад выдало на эксплуатацию автомобиля технический талон. Тем не менее абоненты обнаружили у «Победы» такие дефекты: значительный люфт рулевого управления и сочленений карданного вала; двигатель не развивает полных оборотов и перегревается; «провалы» педали газа; нет сетки вентиляционного клапана и зеркала заднего вида. Многие из этих дефектов — следствие того, что парк прокатных автобаз комплектуется в основном из старых автомобилей. Так, например, на 5-й автобазе все автомобили получены либо с ВАРЗа, либо с других автобаз. О качестве варзовских автомобилей можно судить хотя бы по приведенному примеру. Что же касается 25 автомобилей, переданных с 12-й автобазы, то приходится только удивляться решению Управления таксомоторного транспорта, которое перевело с одной прокатной базы на другую совершенно изношенные автомобили с утильными аккумуляторами и шинами, без инструмента. Сильно изношены и находятся в совершенно неудовлетворительном техническом состоянии прокатные автомобили и на других автобазах. Из 180 машин, которые мы осмотрели в гаражах, многие требовали ремонта.Если же в прокат случайно попадают новые автомобили, то долго они там не задерживаются — их забирают в таксопарки. Так, более десяти вполне исправных «Волг» директор 12-й автобазы Бондарев взял из проката для обслуживания государственных учреждений. Большинство дефектов, выявляемых у автомобилей, можно было бы устранять на базах. Но эти хозяйства не имеют поточных линий даже для ТО-1. Качество ремонта и обслуживания машин для проката никто не контролирует, заявки на их ремонт нередко не выполняются. Даже заказанные для длительных поездок автомобили готовятся зачастую плохо. Так, вернулся «домой» с массой мелких недоделок новый «Москвич» № 79-74. Предназначенную для месячной поездки «Волгу» № 74-21 пришлось после проверки отправить в текущий ремонт. Кстати, о текущем ремонте. Нередко он превращается в фикцию. Вот один из примеров. На ГАЗ-69 с номером 74-68 (12 автобаза) лопнула стяжная пружина тормозного барабана. Слесари сняли ее, собрали колесо и, не поставив новой пружины, отправили автомобиль в прокат. Для улучшения технического состояния прокатных автомобилей необходимо на всех базах ввести поточное обслуживание, организовать посты диагностики, лучше оборудовать посты приема и сдачи автомобилей и усилить контроль за качеством работ по ТО и ремонту. Только тогда абонент будет уверен, что он выезжает на исправном автомобиле.18 МОЖНО ЛИ СНИЗИТЬ ТАРИФЫ! Вернемся к нашему разговору «о ночных бдениях». Есть и еще один путь ликвидации очередей. Речь идет о системе заказов по телефону. В летние месяцы на автобазах, кроме неисправных автомобилей, простаивает много и таких, которые заказаны по телефонам и ожидают срока доставки. На 12-й автобазе мы обнаружили около тридцати «Москвичей» и «Волг», на ветровом стекле которых была прикреплена бумажка с надписью: «Заказ». Большинство из них простояло пятницу и субботу, а некоторые — и часть воскресенья. За доставку этих автомобилей получено 345 рублей, но если бы их эксплуатировали, то можно было бы выручить дополнительно, даже по самым скромным подсчетам, 1500 рублей. Кроме того, на наш взгляд, система заказов иногда приводит к выдаче машин без очереди. 11 июня на наших глазах был получен А. С. Городниченко «заказанный» «Москвич» № 80-30, хотя в книге заказов заявка на эту машину не значилась. В летний период, когда спрос на машины велик, вряд ли следует производить доставку автомобилей на дом. Это еще более повысит прибыльность проката, хотя и без того она составляет около 70 процентов. Такая доходность работы баз позволяет поставить вопрос о снижении тарифа за 1км пробега. Для этого, в частности, необходимо механизировать все трудоемкие процессы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, повысить качество работ, сократить сроки простоя, а также устранить все излишние затраты по статье «Накладные расходы». Например, на 12-й автобазе прокатные автомобили моют и убирают вручную, в то время как автомобили-такси обслуживает автоматическая моечная линия. К росту стоимости 1 км пробега приводят и длительные простои автомобилей в ремонтной зоне. Взять хотя бы такой пример. Немалый убыток принес 12-й автобазе ГАЗ-69 А № 79-27, который в ожидании сравнительно небольшого ремонта ручного тормоза простоял во дворе почти месяц (с 29 мая по 23 июня). Следовало бы продумать и вопрос о дифференцировании абонентной платы по временам года, что, безусловно, положительно повлияло бы на экономические показатели работы прокатных автомобилей. В РАЗГОВОР ВСТУПАЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ Было бы неправильно думать, что все эти недостатки в работе прокатных пунктов встречают только стихийную критику абонентов, стоящих в очередях. Чтобы помочь работникам проката наладить обслуживание, активисты организовали на 12-й автобазе свой штаб — совет содействия. Подобные советы создаются сейчас и на других автобазах столицы. Еще не разработаны положения о деятельности советов, «о они уже приносят пользу. Особенно важны два направления в деятельности советов: проверка использования автомобилей и контроль за качеством технического обслуживания.Работники проката единодушно сетуют на значительную аварийность. —• Каждую субботу и воскресенье мы лишаемся из-за небрежности или неопытности абонентов четырех-пяти автомобилей, — утверждает начальник Управления таксомоторного транспорта И. Ф . Старшинов. В одном из углов 12-й автобазы свалены останки бежевой «Победы» № 74-82. В июне ее взял для загородной поездки автолюбитель П. В. Голиков. На Горьковском шоссе он превысил скорость и врезался в шедший навстречу самосвал. Подобных примеров, к сожалению, немало. Мы ознакомились со многими актами и не можем не бросить самый резкий упрек тем из абонентов, кто относится к автомобилю не по-хозяйски, не по-государственному. Это — упрек и артисту одного из московских театров Г. Коновалову, разбившему «Победу» № 80-40, и вам — шофер X. Арибжанов. Ведь это по вашей вине «сгорела» резина на ГАЗ-69 № 74-72. Советы содействия ведут воспитательную работу среди абонентов. Разбор нарушений с подробным оповещением абонентов — далеко • не единственный путь борьбы за техническую культуру автолюбителей, за правильную эксплуатацию автомобилей. Прежде чем получить машину в прокат, любитель, впервые пришедший на станцию, проходит специальные занятия по практическому вождению, подтверждает свое умение управлять автомобилем. Конечно, такое «второе ГАИ» устраивать бы не пришлось, если бы наши автошколы больше уделяли внимания практическому вождению легковых автомобилей. Ведь на станциях проката были даже такие казусные случаи, когда любитель не мог вывести автомобиль за 5-метровые ворота, не поцарапав его. Несколько слов о другой стороне работы совета содействия — контроле за качеством обслуживания. Этим занимается техническая секция совета. Представители администрации считают, что функции членов этой секции состоят лишь в том, чтобы помочь автолюбителю быстро получить автомобиль, объяснить менее опытным водителям на что обращать внимание при эксплуатации, делиться практическим опытом вождения. Активисты же понимают свою задачу шире: проверять техническое состояние автомобиля перед выходом на линию и порядок его сдачи. Думается, что они правы. При тех больших недостатках, с которыми иногда выпускаются на линию автомобили, зоркий глаз технически грамотного общественного контролера может принести немалую пользу.Подобное «кладбище» автомобилей можно увидеть почти на каждой прокатной станции.12 автобаза. Прокатные машины не моют. Как же можно развивать новое и нужное дело без конкретного плана? Поэтому мы снова спрашиваем руководителей таксомоторного транспорта: — Каковы же планы развития проката? Рейдовая бригада журнала: Б. ВОЛГИН, председатель совета содействия 12-й автобазы; О. ЛУШНИКОВ, инженер, кандидат технических наук; Ю. БЕХТЕРЕВ.***Наш заключительный разговор о прокате состоялся в кабинете заместителя начальника Управления таксомоторных парков столицы Н. Я. Дубаха. Среди многих вопросов, которые мы задали ему, был и такой: — Каковы планы развития проката в Москве? Ответ был дан совершенно неожиданный: конкретного плана у руководителей столичного проката нет.19