всем маршруте. Гонщики, организаторы, автолюбители единодушны в своем мнен ии — такое соревнование следует сделать традиционным, состав его участников расширить, в нем должны встречаться автомобилисты не только социалистических, а и капиталистических стран.Автомобильное ралли «За мир и дружбу» в ближайшее время может стать одним из самых популярных европейских соревнований этого типа.Москва — Варшава — Берлин — Прага.Б. КУЗНЕЦОВ. Фото автора.Вместе с другими советскими спортсменами нам выпала честь принять участие в международных ралли «За мир и дружбу». Советская команда добилась в этой встрече хороших результатов. Но они могли быть лучше, если бы не те досадные ошибки, которые имели место при подготовке и проведении соревнования. ,j W спешное выступление з междунэрод" ных автомобильных соревнованиях в большой степени зависит от правильного комплектования команды, подбора автомобилей, подготовки машин и участников. В этой связи нельзя не признать тактической ошибкой Автомобильного комитета ФАМС включение в состав национальной команды СССР экипажа на автомобиле «Победа». Как показал опыт проведения соревнований, выступая на «Победах» сейчас нельзя рассчитывать на успех в абсолютном зачете. Более правильным было бы включение в состав национальной команды экипажа на автомобиле «Москвич-407». Другой ошибкой, допущенной Автомобильным комитетом, следует считать отсутствие в нашей национальной команде опытных эстонских раллистов на их хорошо подготовленных автомобилях. Это тем более досадно, что подготовка к соревнованиям машин участников оставляла желать лучшего. Далеко не все возможности в этом отношении были использованы на Московском заводе малолитражных автомобилей и особенно на Горьковском автозаводе. Большинство стартов на скоростных состязаниях давалось с места, с заведенными двигателями. Правильно взятый старт определял очень многое. Но не все советские спортсмены правильно стартовали. Некоторые из них зместо трогания с пробуксовкой сцепления резко отпускали педаль. Колеса пробуксовывали по асфальту, двигатель терял обороты, и лишь после этого автомобиль начинал медленно разгоняться. В этом сказалась недостаточная подготовленность наших раллистов. Принятие старта и прохождение поворотов советскими спортсменами надо отработать более тщательно. Наши «Москвичи» по динамическимкачествам не уступали «Шкодам». Они быстрее разгонялись до 50—60 км/час. Но максимальная скорость у «Москвичей» ниже. Поэтому на участках скоростных гонок, позволявших идти с высокими скоростями, мы проигрывали. На ко ротких же трассах, где разгонная динамика автомобиля играла большую роль, чем максимальная скорость, результаты были в нашу пользу, хотя зарубежные автомобили гораздо ниже и поэтому более устойчивы на поворотах. Ралли «За мир и дружбу» были хорошо организованы. Заправка везде производилась без задержек, на многих пунктах KB выдавались черное кофе, булочки, вода; стояли умывальники. В Польше, например, пункты KB были оборудованы часами с большими циферблатами. Стрелки приводились в движение либо механизмом, либо их переводил каждую минуту судья, что избавляло спортсменов от напрасной траты времени для сверки часов. Все это следовало бы перенять и нам при проведении таких соревнований. Проезжая по территории дружественных нам стран, мы везде встречали хороший прием. Днем и ночью жители го родов и деревень приветствовали участников соревнований, забрасывали нас цветами. Особенно хочется отметить высокую дисциплину населения и водителей транспорта. На всем пути следования по Польше, Германской Демократической Республике и Чехословакии мы смогли благодаря этому двигаться на высоких скоростях. Сравнивая прошедшие соревнования с автомобильными ралли «1000 озер» в Финляндии, надо сказать, что по сложности трассы и скоростных состязаний финское ралли было труднее и интереснее. Будем надеяться, что организаторы следующего международного ралли «За мир и дружбу» подыщут такие трассы, которые позволят в большей степени выявить спортивное мастерство участников, а не только техническое превосходство автомобилей. Мастер спорта А, БРЕНЦИС. Мастер спорта С. ТЕНИШЕВ.ожалуй, ни одно соревнование российских мотоспортсменов не выявляло так много способных гонщиков, как первенство в Курске. Чемпионкой Федерации неожиданно стала второразрядница Галина Лашина, всего год занимающаяся мотоспортом. Победа двадцатилетней фрезеровщицы «Ростсельмаша» над мастерами спорта Р. Ивониной и В. Липской была не единственной сенсацией первенства. Яркое впечатление осталось от выступления ее сверстников Г. Мотова и Д. Попова — новых чемпионов РСФСР в классе мотоциклов с колясками. Экипаж свердловских перворазрядников, блеснув боевым духом, доказал свое умение бороться до конца. Стремительную темповую езду продемонстрировали ростовские перворазрядники Ю. Марков и А. Ласковец, 3. Борисенко из Нальчика, свердловчанин Р. Солдаткин, рязанский спортсмен С. Ястребоз, ижевский досаафовец В. Погудин, курянин И. Королев — словом, целая когорта способных молодых спортсменов. За год, отделяющий нынешнее первенство от прошлогодних соревнований Российских мотоспортсменов в Расторгуево, произошли две отрадных перемены. Значительно выросла тактическая зрелость гонщиков и главное они стали гораздо лучше работать с техникой: лишь немногие участники (не считая юношей) покинули поле боя из-за неисправности мотоциклов. Первенство в Курске со всей очевидностью показало также, что в Российской Федерации непочатый край резервов развития мотоспорта, который приобретает все большую популярность и признание. Число заявок на участие в первенстве в четыре раза превышало запланированную «норму». Многие спортсмены, не получившие вызова, приехали в Курск на свои личные средства, причем не только из соседнего Орла, но даже из далекой Сибири. Среди нескольких тысяч зрителей были и иногородние, прибывшие лишь затем, чтобы посмотреть состязания сильнейших кроссменов России. Все это радостные и обнадеживающие факты. Но было бы ошибкой не увидеть за ними другого, что заставляет бить тревогу. Ахиллесовой пятой у российских мотоспортсменов по-прежнему остается индивидуальное мастерство. Почти асе участники первенства в Курске стремились добиться успеха с псчмощью напора, энергии, смелости, но никак не за счет отточенной техники. Такое отставание тем более обидно, что среди российских гонщиков много способной молодежи, прекрасного материала, из ко торого можно «вылепить» настоящих мастеров. Увы, за исключением свердловчанина М. Гребкина, воспитавшего трех чемпионов РСФСР, и ростовского тренера Г. Бочкова, подготовившего несколько хороших гонщиков в классе до 125 см 3 , в Российской Федерации, как показало первенство, нет квалифицированных наставников. Многие тренеры, по их собственному признанию, имеют смутное представление ио современных кроссовых трассах, и о рациональных приемах вождения мотоциклов. Все их усилия направлены на то, чтобы воспитанники набрали необходимое количество классификационных очков для получения спортивного разряда. Подобная система подготовкиПСоревнования окончены. Начался разъезд участников. Советские спортсмены на привале по пути домой обмениваются воспоминаниями о перипетиях спортивной борьбы.10