22
23
МОЙ САМОДЕЛЬНЫЙлем, имел мотоцикл ИЖ-49. На базе его мне удалось в 1957 году построить свой первый автомобиль. Собственно говоря, это был «мотоцикл в упряжке». Он оказался удобным транспортным средством, но имел серьезные недостатки. Маленькая удача окрылила меня. Я решил построить новый автомобиль. К проектированию его приступил зимой 1958 года. Работал около двух лет, да и сейчас, когда уже езжу на нем, продолжаю совершенствовать узлы и агрегаты. Что же представляет собой моя машина? Это четырехместная четырехколесная микролитражка длиной 3200 мм, шириной 1500 мм, высотой (без нагрузки) 1300 мм. Колея ее передних колес равна 1250 мм, задних — 1150 мм, колесная база — 2000 мм. Передний угол свеса составляет 30°, задний — 20°, минимальный дорожный просвет — 170 мм. Сухой вес автомобиля — 340 кг. Сиденье водителя и одного пассажира выполнены по общепринятой схеме. Сиденья двух других пассажиров расположены сзади вдоль бортов кузова одно против другого. Колеса взяты с мотоколяски Серпуховского мотоциклетного завода. Кузов — дюралевый, клепанный, безрамной конструкции. Основу его составляют два продольных борта, связанных между собой профилированным полом и двумя поперечинами, сваренными из тонкостенных труб. Вс& изгибающие моменты, действующие в продольной плоскости машины, воспринимаются бортами, а действующие в поперечной плоскости — сварными фермами. Прочный и легкий кузов удалось получить не только благодаря применению профилированного дюраля, но и вследствие отсутствия дверных проемов. В автомобиль можно садиться, «перешагивая» с наружной вспомогательной подножки через невысокие борта кузова. верх кузова представляет собой передний неподвижный козырек, среднюю сдвигающуюся часть и задний откидывающийся козырек. 'Каждая из 3 частей имеет каркас из тонких .стальных труб и обшивку из органического стекла. Последняя обеспечивает хорошую обзорность как водителю, так и пассажирам. Средняя часть верха с помощью малогабаритных шарикоподшипников может перемещаться вдоль автомобиля на специальных направляющих, приклепанных к бортам. Она сдвигается на 80 процентов длины пассажирской части кузова, благодаря чему можно беспрепятственно производить посадку и высадку, а также в зависимости от метеорологических условий совершать поездку «под крышей» или с открытым верхом. Сзади направляющие вместе с обводами бортов и габаритными фонарями образуют как бы два маленьких киля. Задний козырек изготовлен за одно целое с задним поперечным листом обшивки, который является капотом дви-мысль о создании автомобиля своиВ. ЯНУСОВ гателя. При закрытом капоте сдвигающаяся часть верха проходит над задним козырьком, а при открытом козырек уходит под нее. ДВИГАТЕЛЬ Двигатель расположен сзади. Он взят с серийного мотоцикла М-72 и установлен «задом наперед». Мотоциклетный двигатель подвергнут незначительной переделке. Его пришлось снабдить специальной системой охлаждения. Для этой цели вместо генератора установлен такой же по форме корпус привода вентилятора, внутри которого на двух шарикоподшипниках вращается валик привода. На одном его конце по ­ сажена шестерня, снятая с валика генератора, а на другом — монтируется фрикционный ролик привода самого вентилятора. Вентилятор представляет собой диск с8 лопатками. В ступице последнего монтируются два 'подшипника — один конический роликовый, а другой шариковый; вентилятор вращается на консольной неподвижной оси, закрепленной своим основанием в гнезде воздушного фильтра на коробке передач. Вентилятор заключен в дюралевый кожух, от которого отходят два рукава к кожухам, охватывающим цилиндры. В том месте, где воздухоподводящме рукава проходят над карбюраторами, сделаны легкосъемные крышки для доступа к ним. Генератор пришлось разместить на раме, сбоку двигателя. Его якорь получает вращение посредством клиновидного ремня от шкива, устанавливаемого на удлинителе коленчатого вала. Удлинитель монтируется на носке коленчатого вала. Конец его выполнен как храповик и служит для пуска холодного двигателя пусковой рукояткой. Подогретый двигатель пускается с места водителя специальным ручным рычагом, который тросом соединяется с сектором, насаживаемым на валик кик-стартера взамен мотоциклетной ножной педали запуска. Вместо рычага ножного переключателя передач монтируется соленоидная катушка дистанционного управления коробкой передач, а вместо рычага ручноми силами возникла меня давно. | Долгие годы я был у мотолюбитего переключателя — ролик. На последнем размещается пара тросов, идущая к сектору ручного переключения передач на левом борту у сиденья водителя. Туда же на левый борт к другому сектору выводится трос от механизма опережения зажигания. Этим и ограничивается переделка, если не считать установку датчиков термопар под свечи зажигания для контроля за температурой головок цилиндров. ПЕРЕДАЧА И ПО ЭДВЕСКА ЗАДНИХ КОЛЕС Главная передача выполнена по обычной автомобильной схеме. В цилиндрической коробке, являющейся картером, располагается пара конических шестерен со спиральным зубом и подшипниками. Валик малой ведущей шестерни через упругую резиновую муфту (от мотоцикла М-72) соединяется с выходным валиком коробки передач. Большая ведомая шестерня крепится болтами к коробке собственно дифференциала. В качестве полуосевых шестерен и шестерен сателлитов использованы одноименные шестерни дифференциала автомобиля «Москвич». Картер главной передачи крепится болтами к задней ферме кузова. Полуоси у выхода из картера обрезаются и здесь монтируются резиновые эластичные муфты от мотоцикла М-72. Дальнейшее продолжение полуосей представляет собой уже подвеску задних колес. Полуоси доходят до вилок задних колес, проходят через их верхние концы и вращаются в вилках на игольчатых герметических подшипниках. Сами вилки с помощью бронзовых втулок закрепляются на задней поперечине кузова так, что каждая из них может качаться независимо одна от другой. На полуосях внутри вилок 'крепятся ведущие звездочки цепной передачи. Це-Рис. 2. Схема управления переключением передач.Рис. 1. Общий вид автомобиля.пи от них идут к звездочкам на ступицах колес. Оси колес закрепляются в перьях вилок подобно задним колесам мотоциклов, что позволяет регулировать натяжение цепей.22 АВТОМОБИЛЬТормозные барабаны крепятся на ступицах колес. Тормоза имеют механический привод. На каждом колесе — по 4 колодочки от тормозов мотоциклов К-125, К-55 и им подобных. Свободные концы вилок посредством амортизаторов от мотоцикла ИЖ-56 соединяются с бортами кузова и подмоторной рамой. Амплитуда колебаний колес на неровностях дороги составляет в зависимости от нагрузки от 75 до 120 мм. благодаря такой системе удалось получить большой дорожный просвет, мягкость и независимость подвески. В дальнейшем предполагается заключить цепную .передачу в масляную ванну, а тормоза снабдить гидравлическим приводом. ПОДВЕСКА И УПРАВЛЕНИЕ П< ОБОРОТОМ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС Передние колеса крепятся к передней поперечине кузова посредством вилок мотоциклетного типа, в поперечине имеются узлы с шариковыми упорными подшипниками от мотоцикла М-72. В «их и вращаются оси главных вилок. Перья последних заканчиваются двумя бронзовыми втулками, через которые проходят пальцы маятниковых вилок, На своих свободных задних концах они имеют проушины для осей колес и для крепления амортизаторов от мотоцикла К-175. К внешним перьям маятниковых вилок крепятся ступицы тормозных дисков. Передние колеса, тормозные барабаны и колодки такие же, как и задние. Колебания передних колес на неровностях дороги при такой подвеске независимые. Амплитуда колебаний такая же, как у задних колес. Каждая из осей главных вилок в своей верхней части имеет квадратный запил, на котором фиксируется гайкой поворотный рычаг. Поворотные рычаги вместе с соединяющей их горизонтальной тягой образуют рулевую трапецию, необходимую для дифференциального поворота колес при повороте машины в ту или иную сторону. Таким образом, оба колеса при поворотах бывают взаимосвязанными. Ведущей вилкой является левая. На ее внутреннем пере имеется шарнир-проушина, к которому подходит тяга от механизма управления. Последний состоит из продольного вала с кронштейном и рычагом, закрепленного под полом впереди водителя, и ручки управления самолетного типа. Ручка закрепляется в кронштейне зала и может совершать движения самостоятельные (вперед и назад) и совместные с валом (влево — вправо). Рычаг, приваренный к переднему концу вала* управления, лежит в одной плоскости с ручкой и соединяется при помощи тяги с главной вилкой левого колеса. Работает вся система следующим образом. Например, водитель отклонил ручку влево. Вал управления вместе с рычагом повернется тоже влево и переместит тягу. Последняя, воздействуя на левую вилку, развернет ее влево, а поворотный рычаг через верхнюю соединительную горизонтальную тягу повернет в ту же сторону правую вилку вместе с колесом. В результате автомобиль начнет поворачиваться влево. УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ, СЦЕПЛЕНИЕМ И ДРОССЕЛЯМ! Ш КАРБЮРАТОРОВ Управление тормозами, сцеплением и дросселями карбюраторов связано с продольными движениями указанной выШе ручки. Если водитель .потянул ручку управления полностью на себя, то это будет соРис. 5. Схема управления сцеплением.Рис. 4, Схема управления тормозами и газом.Рис. 3. Схема автомобилем.рулевогоуправленияРисунки Г. Возлинского.После разгона на второй передаче аналогично включается третья и т. д. При необходимости экстренной остановки водитель берет .ручку «на себя» и тем самым сбрасывает полностью газ, выключает сцепление и зажимает тормоза. Контроль за положением выключенного оцепления по зеленой лампочке необходим начинающему водителю. После 5—10 переключений этот момент легко запоминается по давлению на ручке, и водитель уже не смотрит на лампочку. Объединенная работа всех этих устройств осуществляется с помощью блокирующего механизма. К нему ик тормозам идут тросы от нижнего конца ручки управления, а от него — к сцеплению и дросселю. Механизм представляет собой систему профилированных кулачков и рычагов, заключенных в герметическую коробку. Располагается он в задней части автомобиля, рядом с двигателем. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ Электрооборудование — обычного автомобильного типа. Источников тока два: генератор с двигателя М-72 и аккумуляторная батарея автомобиля «Москвич». Размещены они в отсека двигателя. Потребители тока: две фары (с мотоцикла К-125) с дальним, ближним и стояночным светом, по два передних и задних указателя поворота, два задних габаритных огня, фонарь номерного знака и стоп-сигнал. На щитке приборов смонтированы: спидометр с мотоцикла М-72, два указателя температуры головок цилиндров, трехстрелочный индикатор (показывающий температуру, давление масла и наличие бензина) и вольтметр.ответствовать полностью заторможенному состоянию автомобиля, выключенному сцеплению и малому «газу». Когда он начнет отклонять ручку «от себя», т. е. вперед, то сначала отпустятся тормоза, затем начнет увеличиваться открытие дросселя и включаться сцепление. При дальнейшем перемещении ручки вперед будет прибавляться «газ» вплоть до полного открытия дросселя. При обратном ее движении все будет происходить наоборот. О моменте выключения и включения оцепления сигнализирует загорание или потухание зеленой лампочки на щитке приборов. Передачи переключаются механически или электрически. Рычаг механического переключателя находится на борту под левой рукой водителя, а кнопка электрического переключателя — в верхнем торце ручки управления .под большим пальцем правой руки. Кнопка может иметь 5 положений. Среднее (I) — нейтральное; правое (IV) — включаются указатели правого поворота; левое (V) — включаются указатели левого поворота; заднее (II)—дается импульс тока на уменьшение 'передачи; переднее (III) — дается импульс тока на увеличение передачи. Провода от позиций переключения идут к соленоиду, сердечник которого связан с рычагом ножного переключения передач на коробке. Таким образом, управлять машиной можно только одной правой рукой. После того как двигатель прогрет, ручка берется на себя до загорания зеленой лампочки и нажимается кнопка «назад». Тем самым включается первая передача. Затем ручка плавно отклоняется вперед и автомобиль трогается с места. После разгона ручка берется на себя опять до загорания зеленой лампочки и кнопка нажимается 2 раза «вперед». Тем самым производится переключение с первой передачи на вторую.Калуга.23