УКРАИНСКИЕ В ОДНО МО ТО I'll II КЛ 1ШВГКДИПЕРВЕНСТВО ДОСААФС ЧЕГО НАЧАТЬ? нынешнем *~оду Тернополь стол центром ряда состязаний водномоторнииои, В начале августа на терноТакие сложные соревнования, как ралпольском озере были проведены всесо юJныелич но • ко мандн ыо со рс внооания ли, требуют определенных расходов. Д ОСААФ по водно-моторному спорту . В Чтобы легче справиться с этим, к учан ихпринялоучастиеболее . с та спортсстию в соревновании следует привлечь менов — п редставителейсборных команд Москвы , Л енинграда , РСФСР, У краины , как ыожно больше спортивных коллекБ елоруссии , Г рузии , А рмении , Дз.ербай? тивов. Нужно заранее определить проджана, Эстонии, Латвии и Литвы. должительность соревнования и примерПрограмма предусматривала гонки ное количество участников. Средства скутеров класса СИ иС А, мотолодок МА I глиссеров ГА. С остязанияначались должны быть запланированы заранее истартами судов всех классов на дистанвыделены автомотоклубу соответствуюц ию1км . В первый день соревнований щим комитетом ДОСААФ . Кроме того, лидером стала команда Москвы , сборная Украинызанимала второе место. желательно, чтобы перзичные и другие Интересная борьба развернулась на организации, участвующие в проведении дистанции -2 < 10 км . После двух дней и ралли, приняли на себя часть расходов здесь впереди былиспортсменыМосквыИУкраины . М еждуэтимидвумя коллеклибопредоставили обслуживающий тивами . на третий день развернулась остранспорт, бензин и т. д. н овная борьба. Первое место и перехоПодробную смету нужно составлять дящий ну бок ЦК ДОСААФ по водно-мот орномуспорту завоевали гонщики Укнесколько позже, когда будет разрабор аины (582,809 очков), второе — п ервая тано и утверждено положение о соревКоманда Москвы (520.123). т ретье -?к омандаЛенинграда (485,788). нованиях. В смете необходимо предуСоревнования продемонстрировали возсмотреть средства на сохранение зарр осшее .мастерство гонщиков . Ж ивойин платы м «а питание спортсменов и судей; терес уучастникови зрителей вызвали на медицинское обслуживание, спортивг лиссер Воронеж ца В. Сл инковаискутерказанскогоинженера К. З олотько . Хороное оборудование и инвентарь; на рабошие ходовые качествапоказали мототы по оборудованию старта-финиша и зал одки эстонцев Л. Сульби и Р. ИльоссЛу : крытого парка; на размножение спорл енинградцев А. К ипинаи А. Смирнова, м осквичей (£. Х рущевойи 8. Лаврова, тивной документации; на командировки Следует отмстить большие техничедля выбора трассы и организации на ней скиеиспортивныедостижения ленинконтрольных пунктов; на награждения градца О, Гавр и лова, в ыступавшего пне участников (призы, подарки, желательно конкурса . В классе судов СИ на самод ельном моторе он установи ; : дна новых также значки или жетоны). в сесоюзныхрекорда на дистанциях1 им Следует запланировать средства на (76.109 км/час), и 10 км (68,441 км ) . На соревнованияхбыли отдельные наагитационно-пропагандистские цели (рар ушенияправилнекоторыми спортсмедио, объявления в местной печати, лин ами : неверное хождениев предстартостовки, афиши). Как сказано в постановвой зоне инеточныйвыход на старт ; подход игл большойскоростикстоянке лении президиума ЦК ДОСААФ , нужно судов. Следует отмститьи недостаточстремиться, чтобы соревнования были нуюподготовку моторов кстартам . платными. Поэтому необходимо позабоУспех соревнований был бы несравненно более значительным , если бы натиться о билетах и об организации их ши спортсмены располагали хорошими продажи. Платными легко сделать разотечественными двигателями . Отсутстличные дополнительные соревнования, вие надежных моторов не позволяет спортсменамдобитьсявысоких резульвходящие в комплекс ралли (ипподромтатов изначительноснижаетэффектив ные гонки, фигурное вождение и др.). ность многихсостязаний . Поэтому ЦК ДОСААФ наметилпровести ряд мероВ зависимости от местных условий моп риятий , к оторыебудут способствовать гут потребоваться и 'расходы на аренду .тому,' ч тобыв 1961—1962 годах был напомещения для дирекции соревнований лаженвыпускхорошихподвесных моторов. и судейской коллегии. • Необходимо отметитьравнодушное отн ошение ряда республиканских комитеПОЛОЖЕНИЕ О СОРЕВНОВАНИЯХ тов ДОСААФкразвитию аодно-моторног о спорта. В Молдавии, К азахстане , Кирг изии , Т уркмении слабо привлекаютсяк Разработка Положения о соревноваводно-моторному спортуширокие слои ниях обычно поручается кому-либо из молодежи . Эти республики не прислали На соревнование своих команд . О пираясь активистов, имеющих наибольший опыт. на штатныеисамодеятельныеморские Далее оно рассматривается на расшик лубы , н ужношире создавать секциии ренном заседании автомобильной секции кружки водно-моторного спорта на мес тах , в овлекаявних наибе nee способс привлечением спортсменов, работнин ую молодежь. ков АМК и комитета ДОСААФ , спортивИ. К УЛИК , ных судей. Окончательно отработанное главныйсудьясоревнований , судья республиканской категории, Положение утверждается соответствуюТ.срнопояь, щим комитетом ДОСААФ . В Положении должны быть включены следующие основные вопросы: место и время проведения соревнований; программа 'соревнования; участники соревнований; автомобили участников; вопросы зачета; документация; условия проведения соревнований; порядок награждения победителей. 8 разделе «Программа соревнований» должны быть установлены продолжительность состязаний и протяженность трассы в соответствии с Единой спор-Вфинальные соревнования Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта включено, как известно, и автомобильное ралли. Отбор участников будет проводиться на районных, городских, областных и республиканских спартакиадах.тивной классификацией, изложен примерный перечень дополнительных соревнований (по видам). В Положении нецелесообразно точно устанавливать количество и определять виды дополнительных соревнований, так как это поставит будущего начальника дистанции в сложное положение. Тут же нужно поместить и расписание соревнования, т. е. указать сроки приезда или сбора участников, прохождения ими мандатной комиссии, начала технического осмотра, старта и пр. 6 третьем разделе указывается состав команд и экипажей. Иногда спортивную квалификацию участников приходится ограничивать в зависимости от масштаба и сложности соревнований. Если к ним допускаются спортсмены, не имеющие спортивных разрядов, то для них нужно установить минимальный водительский стаж. В разделе о документах, представляемых участниками, должны быть указаны: удостоверение на право управления автомобилем; паспорт или другой документ, его заменяющий; медицинская справка о допуске спортсмена к данным соревнованиям. К роме того, Положением могут быть предусмотрены следующие документы: классификационный билет (если к соревнованиям допускаются только спортсмены-разрядники); талон технического паспорта, предъявляемый одним из членов экипажа (если к соревнованиям допускаются только спортсмены на собственных автомобилях); страховой полис и др. НА КАКИХ АВТОМОБИЛЯХ МОЖНО СОРЕВНОВАТЬСЯ в Положении должно быть совершенно четко определено, какие автомобили допускаются к соревнованиям, по каким группам и классам. При этом нужно использовать классификацию, которую ежегодно разрабатывает Федерация автомотоспорта СССР для Всесоюзного первенства. В зависимости от местных условий разрешается допускать к соревнованиям и другие автомобили. Иногда можно ограничивать их принадлежность. Например, к некоторым ралли, проводимым Московским АМК, допускаются спортсмены только на собственных автомобилях. Это уравнивает условия для всех участников, повышает их заинтересованность и позволяет привлечь к соревнованиям широкие круги шоферовлюбителей. Такое ограничение было при-ПОБЕДИТЕЛИ ВСЕСОЮЗНЫХ СОРЕВНОВАНИИ ДОСААФ ПО ВОДНО-МОТОРНОМУ СПОРТУ КЛАСС СИ. 1 км. Воинова (Москва), В. Жуков (Украина); 2 х 10 км. Г. Войнова (Москва), В. Жуков (Украина). КЛАСС СА. 1 км. Г. Пенько (Москва); 2 X 10 км. В. Петрухин (Москва). КЛАСС МА. 1 км. Л. Сульби и Р. Ильвес (Эстония); 2 х 10 км. Е. Хрущева и В. Лавров (Москва). КЛАСС ГА. 1 км. Е. Калинин (Москва); 10 км. В. Слинков (РСФСР)24 JB помощьучастникуспартакиадыС этого номера редакция начинает публиковать серию статей в помощь организаторам местных ралли. Публикуемые здесь практические советы по проведению соревнований основаны на опыте Центрального и Московского автомотоклубов ДОСААФ.менено, например, в «Ралли Кавказ», «Ралли. Севастополь» и др. Обычно в ралли принимают участие спортсмены только на стандартных автомобилях. Однако иногда к соревнованиям допускаются и специально подготовленные автомобили. В этом случае необходимо установить комплекс технических требований, предъявляемых к ним, и указать, в какой класс или группу они могут быть включены. Что касается стандартных автомобилей, то большинство участников сами снабжают их дополнительным оборудованием и различными усовершенствованиями. Чтобы не было недоразумений, следует оговорить, какие отклонения от заводской комплектности допустимы. Это могут быть дополнительные запасные колеса, покрышки, электрооборудование, приборы, облегчающие соблюдение заданных скоростей и для контроля за работой двигателя, а также масляные радиаторы и устройства туристского назначения. Кроме того, в машинах могут быть дополнительные емкости для горючего, воды, масла, разрешается применять приспособления для обмыза стекол. В отдельных случаях, например, на зимних ралли может быть рекомендовано применение средств, повышающих проходимость автомобилей.ЗАЧЕТ И ПРИНЦИП РАСПИСАНИЯвопросы зачета в Положении нужно оговорить особо. Располагая предварительными данными о количественном составе автомобилей по классам или группам, нужно решить, в каких зачетных группах они будут допущены к соревнованиям. Иногда при небольшом количестве участников бывает целесообразно' объединить некоторые классы или даже все участвующие автомобили в одну группу. Тогда в дорожных соревнованиях скорости для всех участников задаются одинаковые, а в дополнительных — применяется гандикап. Это обострит спортивную борьбу, если, конечно, уравнивающие коэффициенты (гандикап) будут назначены правильно. 'Коэффициенты могут быть вычислены, исходя из максимальной силы тяги на окружности колес, отнесенной к весу 'автомобиля. Иногда можно использовать опыт прошлых соревнований и установить коэффициенты практическим путем. Но этот способ сложен и не всегда дает правильные результаты. Применять гандикап следует .как можно режеи только в тех случаях, 'когда общее количество заявленных к старту спортсменов невелико, а выступают они на автомобилях нескольких разных марок или моделей. Разумеется, прежде всего следует решить, какой принцип будет положен в основу дорожных испытаний. В литературе за последнее время часто упоминаются так называемые «три принципа расписания 'ралли»; не оспаривая этой терминологии, мы думаем, что здесь лучше и удобнее было бы говорить о двух основных принципах — «постоянного расписания» и «скользящего расписания». В первом случае расписание прихода на пункты KB остается неизменным, несмотря ни на какие отклонения от графика. Участники, имеющие опоздание, штрафуются на каждом пункте KB до тех пор, пока «не войдут в график». Во втором случае постоянным является время, заданное на прохождение расстояния между смежными пунктами KB, и график при опоздании соответственно сдвигается. Этот принцип имеет две разновидности — иногда Положением участникам разрешается уменьшать опоздание по отношению к основному графику (до полной ликвидации), а иногда оговаривается, что участник обязан идти по новому, «сдвинутому» графику. В этом случае ликвидировать опоздание запрещается. Когда используется первый из названных принципов, соревнования нередко приобретают скоростной характер. Рекомендовать этот принцип можно только для сильного состава спортсменов. Второй принцип безопаснее. Его целесообразно применять в ралли любителей. Но расчеты как в пути, так и при подведении результатов гораздо сложнее. Рассмотрим оба принципа на конкретных примерах. Предположим, что имеется следующий график: КВ-5 — прибытие 12 час. 00 мин. КВ-6 — прибытие 13 час. 15 мин. КВ-7 — прибытие 14 час. 25 мин. время движения между пунктами соответственно равно 1 час 15 мин. и 1 час 10 мин. (Для упрощения льготное время не учитывается). Предположим, что ралли проводятся по принципу «постоянного расписания». Экипаж прибыл на КВ-5 в 12 час. 20 мин., на КВ-6 в 13 час. 25 мин., на КВ-7 в 14 час. 25 мин. Таким образом, экипаж, прибывший на КВ-5 с опозданием на 20 мин., получает 20 штрафных очков. На КВ-6 он приходит с опозданием на 10 мин. и получает еще 10 штрафных очков, несмотря на то, что по графику ему положен 1 час 15 мин., а он затратил 1 час 05 мин. Далее, на прохождение данного участка от КВ-6 до КВ-7 экипаж вновь затрачивает времени меньше, чем положено по основному графику, и приходит в 14 час. 25 мин., т. е. ликвидирует опоздание. Теперь посмотрим, как изменится картина при том же графике, если применять «скользящее расписание». Естественно, что за двадцатиминутное опоздание на пункт КВ-5 экипажу начисляется 20 штрафных очков, но зато в дальнейшем его график сдвигается на 20 мин. Таким образом, на КВ-6 экипаж согласно новому графику имеет право прибыть в 13 час. 35 мин. (фактическое время прибытия на предыдущий пункт контроля времени плюс заданное время прохождения участка между пунктами КВ-5 и КВ-6: 12 час. 20 мин. + 1 час. 15 мин. = 13 час. 35 мин.). Поскольку он фактически прибыл в 13 час. 25 мин., ему на КВ-6 штрафные очки не начисляются. График снова сдвигается, но уже в сторону уменьшения отклонения от судейского графика. При дальнейшем движении от КВ-6 до КВ-7 экипаж затратил не 1 час 10 мин., а 1 час 15 мин., т. е. снова увеличил опоздание на 5 мин. по отношению к новому графику. На КВ-7 он прибывает уже не в 14 час. 35 мин., а в 14 час. 40 мин., за что ему вновь начисляется 5 штрафных очков. График соответственно сдвигается на 5 мин. (а по отношению к графику, заданному судейской коллегией, опоздание составляет 15 мин.). Порядок награждения победителей особых пояснений не требует. Желательно, кроме основных личных и командных призов, разыгрывать еще и дополнительные, например, в каждой группе автомобилей по результатам определенного скоростного соревнования. К Положению могут быть приложены «Основные условия» проведения ралли, в которых излагаются дополнительные требования, указания, разъяснения, не вошедшие в данное Положение. Например, если в Положении указано, что основные агрегаты и приборы маркируются, то в «Основных условиях» подробно перечисляются все эти агрегаты и способы их маркировки или клеймения. В «Основных условиях» должны содержаться правила поведения участников в закрытом парке, описание упражнений по фигурному вождению или других дополнительных соревнований. Таблица пенализации, принципы исчисления уравновешивающих коэффициентов и тому подобные сведения также включаются в «Основные условия». Требования «Основных условий» обязательны для всех участников и судей. Конечно, не всегда нужны эти два документа. Иногда при проведении соревнования небольшого масштаба можно ограничиться одним Положением. Но в этом случае оно должно охватывать все вопросы. Нужно, однако, учесть, что «Основные условия» не пишут для одного соревнования. Это своего рода правила проведения и судейства ралли. Базироваться эти правила должны на «Общих условиях проведения автомобильных ралли», разрабатываемых ежегодно автомобильным комитетом ФАМС. Вл. ЕГОРОВ, мастер спорта, судья республиканской категории; В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИЙ, тренер-инструктор ЦАМК, судья республиканской категории. (Продолжение следует)25