26
27
МФЪ4е4£*4^Ъ4б€<€^Как известно, автомобиль «Фольксвагену не подвергался модернизации в течение ряда лет. Недавно в печати появились сообщения о существенной модернизации конструкции этого автомобиля, произведенной в нынешнем году. Обращает на себя внимание, что форма кузова автомобиля не претерпела изменений. Новая модель «Фольксвагена» по внешнему виду ничем не отличается от старой. Зато большим изменениям подвергнуты двигатель (рис. 1), коробка передач, рулевое управление и подвеска передних колес.действием специального термостата и вакуума во впускном коллекторе. Подогрев воздуха осуществляется с помощью спе-«ФОЛЬКСВАГЕН» 1961 ГОДАциального устройства, размещенного на рубашке цилиндров: оно действует при работе двигателя с неполной нагрузкой; при дальнейшем повышении оборотов двигателя специальная воздушная заслонка инерционного типа (с грузиками) автоматически выключает подогрев до тех пор. пока снова не уменьшится число оборотов двигателя; другая заслонка, регулируемая термостатом, обеспечивает подогрев воздуха при пуске холодного двигателя. На двигателе установлен также новый вакуум-корректор для автоматического изменения угла опережения зажигания. действующий не только в зависимости от числа оборотов, но и от нагрузки двигателя. Кроме того, на двигателе осуществлены некоторые другие конструктивные изменения. Коробка передач заменена новой — четырехступенчатой, с синхронизаторами на всех передачах, в том числе и на первой. Первая передача может быть использована для медленной езды в часы пик в условиях города либо при движении автомобилей колонной, причем переключение со второй передачи на первую может осуществляться при скорости 20—25 км/час без перегазовки. Установка полностью синхронизированной коробки передач открывает близкую перспективу применения на «Фольксвагене» также и автоматического сцепления. Передаточные числа новой коробки передач и главной передачи (4,37 вместо 4,43) соответствуют повышенной мощности двигателя; все передачи сделаны несколько «медленнее». Вместе с упомянутым выше повышением максимального крутящего момента при прежнем режиме оборотов это дает весьма ощутимое улучшение разгонной динамики. До скорости 80 км/час автомобиль разгоняется за 18 секунд после трогания с места, т. е. на три секунды быстрее, чем «Фольксваген» старой модели. Изменения в рулевом управлении коснулись главным образом рулевой трапеции; для защиты рулевых тяг от вибрации введен гидравлический амортизатор (рис. 2), укрепленный одним концом к кожуху оси, а другим — к качающемус'я рычагу. Он оказывает малое сопротивление усилиям, возникающим при медленных поворотах рулевого колеса, но интенсивно гасит колебания и толчки, возникающие от неровностей дороги и передающиеся от колес на рулевые тяги, а следовательно, и на рулевое колесо. Последнее лежит спокойно в руках водителя даже при движении по «гребенке». Максимальная скорость автомобиля «Фольксваген» увеличилась со 110 км/час до 115 км /час.НОВОЕ В КОНСТРУКЦИИ ПОРШНЕЙ /Интересные нововведения в конструкцию поршней для карбюраторных и дизельных двигателей применены в ФРГ. Поршень с приливами вокруг маслопроводных отверстий с внутренней стороны юбки (а) значительно снижает расход масла. Кованые поршни с камерой сгорания в днище (б) отличаются высокой прочностью. Алюминиевые поршни (в, г) с запрессованными в их юбку стальными перфорированными лентами имеют весьма малый коэффициент термического расширения и устанавливаются в цилиндрах с зазором 0,03—0.05 мм.ПЛАСТИНА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ НА ШАРИКОВЫХ ПОДШИПНИКАХНа распределителях зажигания автомобилей «Форд». «Линкольн» и «Меркюри» модели 1960 года установлены подвижные пластины на шариковых подшипниках. Это усовершенствование устраняет колебания контактов прерывателя во время работы двигателя и улучшает работу автоматических регуляторов опережения зажигания.Рис. 1. Двигатель «Фольксваген». Хотя рабочий объем цилиндров двигателя сохранился (1193 смз), мощность его возросла с 30 до 34 л. с. при 3600 об/мин. а крутящий момент имеет максимальное значение 8,4 кгм при 2000 об/мин. Повышение мощности достигнуто не только средствами форсировки, но целым комплексом мероприятий. Основным из них является изменение формы камеры сгорания, а также повышение степени сжатия. которая увеличилась с 6.6 до 7. Большую роль играет также усовершенствование процесса карбюрации. Несмотря на повышение степени сжатия, новый двигатель работает на тех же стандартных сортах бензина, что и старый. В свою очередь, увеличение максимального значения крутящего момента с 7,7 кгм до 6,4 кгм при изменившемся числе оборотов создает еще большие, чем раньше, «ножницы» между оборотами максимальной мощности и оборотами максимального крутящего момента, что означает улучшение эластичности двигателя при разгонах с малых оборотов и повышение способности автомобиля преодолевать подъемы. На двигателе установлен новый карбюратор с автоматическим приспособлением для пуска двигателя в холодное время и подогревом засасываемого воздуха. Это сделало ненужной кнопку подсоса на щитке приборов. Карбюратор дозирует смесь при пуске холодного двигателя автоматически и без всякого воздействия водителя обеспечивает переход от богатой смеси к бедной с помощью заслонки, находящейся под комбинированным возРис. 2. Р улевая трапеция.НОВЫЕ ДАННЫЕ О ГАЗОВОЙ ТУРБИНЕ ФОРДАВ американской печати опубликованы некоторые новые сведения об автомобильном газотурбинном двигателе «Форд», описанном в журнале «За рулем» J * 12 за 1959 год. Газовая турбина была установлена на шасси грузовика «Форд» и опробована в длительной эксплуатации. Практика эксплуатации подтвердила, что расход топлива в газовой турбине на режиме полной нагрузки составляет 250 г/л.с.ч.. а при половинной нагрузке даже 214 г/л.с.ч., что следует признать удовлетворительным результатом, впервые достигнутым на газовой турбине транспортного назначения. В наиболее неблагоприятном случае, т. е. при режиме нагрузки, не превышающей 25 процентов от полной, удельный расход топлива составлял 260 г/л.с.ч. Габаритные размеры двигателя (см. фото): длина — 970 мм. ширина — 740 мм. высота — 71 мм. Вес турбины составил 300 кг, что дает исключительно высокий удельный показатель соотношения веса и мощности двигателя, а именно—1 кг/л. с. (как указывалось ранее, двигатель развивает мощность 300 л. с ) . Устанавливаемый обычно на грузовике «Форд» двигатель Дизеля той же мощности весит 1220 кг. т. е. он более чем в четыре раза тяжелее газовой турбины.ррн1 *8L_3 '«•"; ^'ШШfluff* %ik %1• ^ДДуЛЧгШ26 ШИНЫ ПОВЫШЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИФирма «Дюнлоп» разработала новые составы синтетической резины, которая, в сочетании с новым рисунком протектора, значительно повышает эксплуатационные качества автомобильных шин. Особенно это касается такого важного качества шин, как сопротивление скольжению. Посредством некоторого уменьшения эластичности шины нового состава и разработки рисунка протектора, показаного на фото (рис. 1), удалось значительно повысить поглощение энергии, благодаря чему на мокром асфальте достигается лучшее «держание дороги» автомобилем и сокращается его тормозной путь. треку с радиусом 30 м, мог развивать скорость до 53 км/час, а при скорости 54 км/час водитель терял контроль над управлением автомобиля. С новыми шинами тот же автомобиль под управлением того же водителя проходил по указанному треку с максимальной скоростью 63 км/час; причем заноса задних колес не наблюдалось. Все эти качества свидетельствуют о прогрессе в области безопасности движения (не говоря уже о меньшей стоимости синтетического каучука, по сравнению с натуральным), однако новым шинам свойственны и недостатки. В результате меньшей эластичности беговая дорожка шины часто перегревается; приходится снабжать эти шины специальным теплоустойчивым каркасом из нейлона. Кроме того, повышение трения качения вызывает несколько больший расход топлива, который на автомобиле «Ягуар» с рабочим объемом цилиндров двигателя 2000 CMS достигает 2—3 процентов. На данной стадии своего развития шины «Элита» еще не могут быть использованы для продолжительной езды со ско^ ростью выше 130 км/час, а кратковременная максимальная скорость, которую можно развить, равна 160 км/час. Для спортивных и гоночных автомобилей разработаны шины «Род спид» с так называемым «плечиком безопасности» (рис. 2), представляющим собой округленную снаружи, доходящую до самой боковины слоистую накладку, которая позволяет шине проходить по продольным канавкам, дорожным «швам» или трамвайным линиям без закидывания в сторону и вообще какого-либо воздействия на стабильность направления движения. Протектор образуется из 3000 наклоненных под различными углами поперечно к дороге слоистых борозд, обеспечивающих лучшую устойчивость. В отличие от применявшихся до сих пор скоростных шин новая конструкция имеет не угловатые, либо прямолинейные переходы к боковине, а весьма мягко округленное «плечо». Шины «Род спид» также имеют теплостойкий нейлоновый каркас, увеличивающий прочность и повышенную сопротивляемость термическим влиянием, возникающим при движении автомобиля с большой скоростью.i*^e4£4*>t€*&te€sБЕЗЗОЛЬНЫЕ МОТОРНЫЕ МАСЛАВ научно-исследовательском центре фирмы «Шелл» в Стэнлоу (Англия) закончены работы по созданию беззольных моторных масел, значительно улучшающих условия работы тоущихся деталей в двигателях внутреннего сгорания. Известно, что в результате сгорания топлива на головках цилиндров. Днищах поршней, свечах и клапанах двигателей внутреннего сгорания появляются с течением времени отложения, снижающие коэффициент полезного действия. Пока степень сжатия в двигателях оставалась на невысоком уровне 5—7. влияние этих отложений было не очень ощутимо; сейчас же при наблюдающемся в последние годы общем росте степени сжатия борьба с этими отложениями и нагаром вырастает в актуальную техническую проблему. Можно считать, во всяком случае, что дальнейшее повышение степени сжатия в автомобильных двигателях стало бы невозможным, если бы не была разрешена эта проблема. Фирма «Шелл» в поисках средств борьбы с отложениями тетраэтилсвинца, который присаживается в настоящее время ко многим сортовым бензинам, пошла по пути создания масел, способных уменьшать эти отложения. В дальнейшем эксперименты привели к выводу, что отложения являются смесью коксообразных остатков не столько горючего, сколько смазочных средств; они возникают при сгорании содержащихся в моторных маслах металлоорганических присадков, а вернее — при золообразовании этих присадков. Борьба с ними возможна лишь путем замены содержащихся сейчас в маслах присадок полностью безметаллическими присадками. Такие моторные масла с безметаллическимн присадками, созданными на фосфорной основе, испытывались в течение длительного времени. В настоящее время выпущено два сорта беззольных моторных масел, имеющих вполне удовлетворительные эксплуатационные качества.Рис. 1 Проведенные испытания показали, что новые шины (получившие название «Элита») превосходят выпускавшиеся до сих пор шины той же фирмы типа «Сил» по следующим показателям: увод в сторону — меньше на 24 процента, тормозные качества—лучше на 15 процентов, скольжение — меньше на 45 процентов (данные приводятся применительно к опыту эксплуатации на мокрой дороге). Преимуществом новых шин является также более спокойный ход, особенно при прохождении автомобилем по виражу. Другие испытания, проведенные на спортивном автомобиле «Ягуар», показали следующее: с шинами старой конструкции автомобиль, проходя по маломуЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ КЛАПАНОВВыпускные клапаны автомобильных двигателей изготовляются, как известно. из дорогостоящих сверхжаростойких материалов. По мере совершенствования конструкции и повышения литровой мощности двигателей требования к качеству металла выпускных клапанов все более возрастают. Это объясняется тем. что почти все средства увеличения мощности (и особенно повышение степени сжатия) неизбежно связаны с ростом температуры клапанов, при которой опасность обгорания их рабочих фасок, корродирования и термических повреждений становится весьма серьезной. Поэтому представляют большой интерес сообщения о предпринятых в ряде стран попытках создать защитные покрытия для выпускных клапанов (и даже для поршней) с помощью наплавки специальных сплавов и материалов. Для наплавки применяют, в частности, сплав никеля и хрома (в пропорции 4 : 1), либо сверхтвердый сплав из хрома, кобальта и вольфрама; эти сплавы применяются для защиты рабочей фаски клапанов; другие поверхности головки клапана, требующие защиты, покрываются специальным материалом в виде металлического порошка. Он наносится на клапан не путем наплавки, а методом горячей металлизации. Хорошо соединяясь с материалом клапана, порошок надежно защищает его от вредного воздействия высоких температур и коррозии". Опыты показали, что сроки службы выпускных клапанов, имеющих защитные покрытия, возрастают в несколько раз; кроме того, применение таких покрытий открывает широкие возможности дальнейшего форсирования поршневых двигателей. Большой интерес представляют они также для конструкторов гоночных и спортивных автомобилей и мотоциклов.ИСКАТЕЛЬ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙВ США выпускается портативный прибор для обнаруживания коротких замыканий в электрических проводах автомобиля, закрытых металлическими панелями, стойками, декоративными накладками и т. д. Прибор помещается в небольшом футляре и состоит из специального элемента, к которому подсоединены два провода, заканчивающиеся зажимами типа «аллигатор», и самостоятельного индукционного указателя со шкалой. При пользовании прибором зажимы присоединяют к клеммам перегоревшего или разомкнутого предохранителя, благодаря чему можно включать ток в цепи, имеющей короткое замыкание Затем индукционный указатель, не имеющий никаких присоединительных проводов, подносят к проводу проверяемой цепи возле предохранителя. При этом стрелка указателя отклоняется в какую-либо сторону. Медленно передвигая указатель вдоль провода, наблюдают за стрелкой, угол отклонения которой по мере удаления от предохранителя должен увеличиваться. Прекращение дальнейшего отклонения стрелки в какомлибо месте указывает на то, что здесь произошло короткое замыкание.ЛЕТАЮЩИЙ МОТОЦИКЛ«Летающими мотоциклами» или «ротоцнклами» называют в США эти миниатюрные вертолеты компании «Жиродин». предназначенные для американского военно-морского флота. Вес «летающего мотоцикла» составляет около 200 кг, полезная нагрузка — 120 кг. На вертолете установлен малолитражный двигатель Порше. Радиус действия вертолета с запасом топлива 23 л составляет 100 км.27