14
15
СО СКАМЬИ ЗАПАСНЫХ — НА ПЬЕДЕСТАЛ ПОЧЕТА Сюрпризы, неожиданности... Они хорошо известны тем, кто близок к техническим видам спорта. И все же эти люди год назад были крайне удивлены, когда узнали, что чемпионом СССР в гонках по а ипподрому на мотоцикле класса 125 см стал ранее никому не известный спортсмен из Владивостока Рудольф Богданов. Недавно на том же одесском ипподроме произошли события еще более поразительные. Вместе с Богдановым, с блеском подтвердившим свое право на звание сильнейшего, на «золотую» ступеньку пьедестала почета впервые поднялся его земляк и ученик Виктор Успенский, тоже питомец владивостокского автомотоклуба, тоже до последнего времени не известный своими высокими спортивными достижениями. Он выиграл звание чемпиона страны, выступая на мо ­ тоцикле класса 350 см". Две золотые медали разыгрывались на этот раз в чемпионате страны по ипподрому. И обе с берегов Черного моря «уплыли» к берегам Тихого океана. Но самое поразительное состояло втом , что Успенский не значился в основном списке участников первенства^ Он являлся запасным. В его обязанности входило лишь подстраховывать финалистов, т. е. выходить «а старт тогда, когда ктолибо из них по какой-либо причине не сможет участвовать в заеаде. Спортсмены-одноклубники шли кдо ­ стижению заветной цели разными путями. Для Богданова, вопрос быть или не быть чемпионом решался в семнадцатом заезде, где он встречался со втор ым претендентом на почетное звание Борисом Захаровым. Д о этого каждый гонщик одержал по четыре победы и имел в активе 12 очков. И вот решающий заезд. Доля секунды, выигранная Богдановым на старте, позволила ему сразу возглавить гонку. Но уже на следующей прямой Захаров опередил лидера. Спортсмены пять раз менялись местами, н е отпуская друг друга, вперед более чем на длину мотоцикла. Со стороны казалось, что их машины связаны между собой невидимой нитью. На последний круг первым уходит Захаров. Его неотступно' преследует Богданов. Хорошо видно, как он умело использует возмущенный лидером воздушный поток, чтобы увеличить скорость и затем обойти своего упорного соперника. Захаров тут же пытается повторить этот опыт. Но владивостокский мастер бросками в сторону не дает ему такой возможности. Финишную черту старший инженер Приморского совнархоза, кандидат технических наук Рудольф Богданов пересекает первым. 15 очков из 15 возможных! Блестящий результат! Захаров смог наврать только 14. О запасном гонщике, на положении которого находился В. Успенский, в условиях соревнований говорилось, что он может стать победителем, если в пяти заездах наберет очков больше, чем другие спортсмены. На снимках: вверху — чемпионы СССР Виктор Успенский и Рудольф Богданов; внизу — момент старта на мотоциклах класса 350 см5.ОДЕССКИЕ СЮРПРИЗЫПЕРВЕНСТВО СССР ПО ГОНКАМ НА ИППОДРОМЕ Три дня над одесским ипподромом стоял неумолчный гул мотоциклетных моторов. Это сильнейшие спортсмены Советского Союза оспаривали почетное право на титул чемпиона СССР 1960 года в гонках по земляной дорожке. Соревнования начались с розыгрыша первенства между командами союзных республик. Уверенную победу одержали спортсмены Российской Федерации. Они отобрали переходящий приз у эстонской команды, которая на этот раз оказалась третьей. Украинские гонщики сохранили за собой второе место. В классе мотоциклов до 125 см3 золотую медаль чемпиона СССР вновь завоевал Р. Богданов, серебряную и бронзовую — представители Московской области Б. Захаров и В. Земляное. На машинах класса до 350 см3 чемпионом страны стал молодой спортсмен В. Успенский, второе место занял иркутянин Н. Сорокоумов, третье — одессит Л. Дробязко. Успенский вступил в бой в самом начале состязания, когда у одного из финалистов основного состава не зазелся двигатель, и сразу добился двух важных результатов: победы с заметным преимуществом и горячей признательности со стороны зрителей. Публика была покорена смелой ив то же время расчетливой ездой молодого мастера. После дебюта ему пришлось довольно долго сидеть без дела. А потом вызовы стали поступать один за другим. Второй и третий старт — вторая и третья победа. Зрители неистовствуют. В шести заездах набрано 18 очков. Это больше, чем нужно для получения золотой медали. Несколько раз улучшен рекорд трассы. Но в шеренге финалистов опять брешь. Запасной вновь первым уходит со старта и первым финиширует. Так еще до окончания соревнования определился новый чемпион, который со скамьи запасных прямо шагнул на высшую ступеньку пьедестала почета. Случай, конечно, исключительный. К сожалению, помимо того, что он свидетельствует о силе гонщика, он говорит еще ио крупных просчетах в организации самих соревнований.ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ 180, 99, 40 — так за последние три года стремительно убывало количество участников первенства Советского Союза по мотоциклетным гонкам на ипподроме. Вряд ли сейчас есть смысл касаться вопроса, почему почти вдвое уменьшилась эта цифра в прошлом го ­ ду. Но о причинах и следствиях нового, более чем двукратного, «сокращения штата» чемпионата стоит поговорить. •Соревнования на первенство страны, безусловно, должны быть представительными, т. е. нужно, чтобы а них выступали спортсмены всех союзных республик. Вместе с тем необходимо, чтобы состязания были и достаточно содержательными, так как это не просто спортивный праздник, а еще и деловой отчет о проделанной работе. Проходивший в Одессе очередной чемпионат страны по мотогонкам на ипподроме, на наш взгляд, не вполне удовлетворял этим основным требованиям. На него приехали мотоциклисты девяти республик (не было латвийских, литовских, молдавских, армянских, туркменских и таджикских спортсменов), И в спортивном отношении гонки на этот раз проходили менее интересно, чем раньше. Причина того, что несколько республик, несмотря на официальное приглашение, не приняли участия в чемпионате может состоять только > одном: не в нашлось достаточно подготовленных спортсменов, которые могли бы с успехом защищать спортивную честь своих коллективов. Тревожный факт! Ведь сейчас в разгаре Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта, в программу ко ­ торой входят и ипподромные гонки. В будущем году по ним в Москве состоится финал. Тогда выступать придется всем. И ныне тайная слабость мотоспорта этих республик завтра станет не только явной, но в итоговой таблице Спар-такиады еще неизбежно обернется тяжелым грузом штрафных очков. Что касается бедности содержания соревнований, то она явилась результатом нескольких причин. На первенство не прибыло также ни одной команды мотоциклетных заводов. В общем чемпионат собрал около половины того количества участников, которое было запланировано. А дальше началась своего рода «цепная реакция». В ходе розыгрыша командного первенства предполагалось отобрать сильнейших для последующей борьбы за золотые, серебряные и бронзовые медали в личном зачете. Но этот отбор, по существу, не состоялся, поскольку почти все выступавшие на первом этапе, 3 стартовали и во втором. А класс 125 см даже пришлось на ходу доукомплектовывать за счет случайно оказавшихся под рукой мотоциклистов. Недостаточно строгий отбор з свою очередь резко снизил остроту спортивной борьбы в финале. Уж слишком велика разница была в уровне подготовленности спортсменов! Заключительная часть соревнований не удовлетворила ни зрителей, ни организаторов, ни даже самих гонщиков. Скучно—такоз был суровый приговор большинства. Нужно сказать, что раньше первенство СССР складывалось из нескольких этапов — финала, полуфинала, четвертьфинала. К тому же полностью использовались возможности 12-метровой ипподромной дорожки: на старт одновременно выходило по 6—8 гонщиков. Этим обеспечивалось возрастание накала спортивной борьбы, зрители с неослабевающим интересом следили за ней. На этот раз для выявления победителей в личном зачете была применена новинка — круговая очковая система зачета, известная по гонкам на льду и гари. Суть ее состоит в том, что на последнем этапе 16 сильнейших встречаются между собой «каждый с каждым», для чего проводится 20 равнозначных заездов. Стартуют одновременно по 4 человека в различных комбинациях. В принципе круговая система отнюдь не противопоказана гонкам на ипподроме. Более того, она позволяет надежней выявить лучшего и правильней распределить последующие места. Но эта система предъявляет повышенные требования к составу спортсменов, к их отбору. Многократные выступления одних и тех же, но разных по своей подготовленности гонщиков ослабляют интерес зрителей, и они начинают покидать трибуны, не дожидаясь конца соревнования,На 400-метровой гаревой или ледяной дорожках, где заезд в среднем продолжается полторы-две минуты, разрыв между лидером и аутсайдером обычно не достигает больших размеров. Дистанция на ипподроме в четыре раза длиннее (4 круга по 1600 м), скорости ее прохождения выше, поэтому за 4—5 минут гонки между спортсменами возникает «просвет», иногда превышающий целый круг. Видимо, не все то, что приемлемо для гонок на стадионе, можно механически переносить на ипподром. В частности, нужно подумать об увеличении числа спортсменов, выступающих в одном заезде. Ипподром с его размахом не только позволяет, а и требует этого. Возможно, следует сократить дистанцию, допустим с 6400 до 3200 метров. Главное же необходимо, чтобы в финале встречались равные с равными. В этой связи нельзя не заметить, что численный состав команд, представленных на чемпионате (3 человека), был явно мал. Он не позволял предъявить к финалистам достаточно высокие отборочные требования. Если и впредь командные соревнования должны выполнять роль отборочных, то в спортивные коллективы республик нужно включать значительно большее число спортсменов и, кроме того, на чемпионат следует персонально приглашать всех победителей зон РСФСР. Как показали результаты соревнования в Одессе, ипподромный мотоспорт наиболее сильно развит именно в Российской Федерации, особенно в ее восточных районах. Гонщики РСФСР с большим преимуществом победили в борьбе за командный приз. Они заняли пять призовых мест из шести в личном зачете. Мастерство чемпионоз отдельных зон РСФСР по ипподрому никак не ниже мастерства чемпионов республик.Нашему патриотическому Обществу принадлежит бесспорная заслуга в возрождении и успешном развитии мотоциклетных гонок по ипподрому. Этот интересный вид соревнований имеет многочисленных приверженцев. Нельзя допустить, чтобы увлечение состязаниями на гаревой и ледяной дорожках привело к постепенному угасанию ипподромного мотоспорта. Б. КУЗНЕЦОВ Одесса. Фото автораВорьба на финишной прямой.3*.