14
15
Гонщиков, показавших лучшие результаты по сумме двух этапов, венчают лаврами чемпионов. Этого высокого звания удостоился и москвич Б. Курбатов, выступивший на спортивном автомобиле группы А. на третьем месте в гонке четырех участников, из которых один к тому же сходит по причине неисправности двигателя!) А вот спортивные автомобили были представлены в изобилии, которое, по правде говоря, никого не радовало. Кому нужны сейчас, например, спортивные «Победы», соревнования на которых лишены практического смысла для промышленности? Можно ли мириться с тем, что в группе спортивных «Москвичей» лишь один (I) автомобиль имел специальный кузов, а остальные ничем не отличались от стандартных? И. наконец, даже в группе «Волг» едва ли две-три машины соответствовали по своему внешнему виду элементарным эстетическим требованиям зрителей; большинство же спортивных автомобилей оставляло тяжелое впечатление. В будущем году на стартах первенства страны будет около 40 «пятисоток» и не менее 30 «юниоров». Думается, что на этом фоне невозможно уже будет терпеть спортивные автомобили со стандартными, а также с кустарно-консервными кузовами; автомобильному комитету ФАМС следовало бы предусмотреть это в Положении ив технических условиях допуска автомобилей к соревнованиям. А руководителям добровольных спортивных обществ, культивирующих автомобильный спорт (это особенно касается «Труда» и «Спартака»), надо будет немало поработать в этом направлении, если они хотят сохранить завоеванные позиции, ПОБЕДИТЕЛЕЙ СУДЯТ! Кстати, об этих позициях. Мы говорим о них, имея в виду итоги командного зачета в минувшем первенстве. Спортсмены ДСО «Спартак» набрали в соревнованиях 68 очков, завоевав первое место; армейцы отстали ит них на 3 очка, а третье место (с общим количеством очков 56) заняла команда ДСО «Труд». Победа «Спартака» выглядит внушительно, однако не хотелось бы, чтобыее переоценили. Бросается в глаза, что две трети очков (а именно 44) принесла команде давно известная «троица» спортсменов из 1-го ленинградского таксомоторного парка (В. Марейкин, Н. Сорочинский и А. Суховей), в то время как среди пятнадцати спартаковцевмосквичей лишь один стал призером первенства. Если учесть, что спартаковцы в подавляющем большинстве выступали на старых машинах, а минимальный перевес в очках определился лишь в результате неожиданного вклада Г. Шаронова, то станет ясно, что соревнования этого года не выявили реального соотношения сил в автомобильном спорте. Не приятно говорить такое победителям, но, судя по всему, сказать надо. Ведь несмотря на это, а также на беспрецедентный случай, когда группу спартаковцев пришлось выпроводить из Ленинграда за дебош и пьянку, представитель команды т. Деревянкин ходил с видом победителя и заставлял позировать своих «орлов» перед фотографами. Видимо, и воспитательная работа в «Спартаке» оставляет желать лучшего. МНОГООБЕЩАЮЩИЙ ДЕБЮТ Для руководителей и спортсменов нашего оборонного патриотического Общества минувшее первенство страны по шоссейно-кольцевым гонкам было знаменательным в том отношении, что здесь впервые были представлены силы автомотоклубов ДОСААФ — московского, мытищинского, тбилисского и таллинского. И, надо сказать, что дебют прошел довольно удачно. Досаафовские спортсмены выиграли две гонки (О. Гарсеванишвили иЛ . Кырге), трижды оставались вторыми (А. Оганезов и Ш. Мамрикашвили), а также занимали третьи и четвертые места (В. Лапин, В. Галкин, Б. Боришанский). К сожалению, в общем зачете нашим спортсменам не посчастливилось. Если, скажем, Евгению Веретову в группе Г было достаточно двух вторых мест (12 очков), чтобы стать чемпионом, то Ш. Мамрикашвили, который на обеих трассах столь же уверенно занимал вторые места, вынужден был довольствоваться лишь бронзовой медалью. О том, как скоропостижно изменила свой цвет медаль, завоеванная О. Гарсеванишвили, читателю уже известно. Наконец нельзя не упомянуть о бронзовой медали досаафовца Л. Кырге, который в блестящем стиле выиграл гонку на автомобилях I формулы у таких сильных и опытных противников, как М. Ковалев, В. Шахвердоз и А. Кузнецов. Все это красноречиво говорит о том, что досаафовцами в нынешнем первенстве страны сделан добрый почин, внушающий серьезные надежды на будущее. Ю. КЛЕМАНОВ (спец. корр.).отогонки по ледяной дорожке стали у нас традиционными соревнованиями. Интерес к ним возрос еще более с тех пор, как в этом виде мотоспорта стало разыгрываться первенство страны. Сегодня много сильных гонщиков по льду имеют автомотоклубы Москвы, Уфы, Ижевска и других городов. В состоявшихся в этом году международных соревнованиях на кубок «Дружба народов» мы на равных выступали с такими многоопытными спортсменами, как гонщики Швеции и Финляндии, —• стран, где подобные состязания проводятся уже десятки лет. Наши первые успехи могли быть еще более значительными,.если бы не недочеты и ошибки в подготовке мотоциклов к этим своеобразным и сложным соревнованиям. Известным тормозом в развитии гонок на льду является отсутствие у нас специальных мотоциклов отечественного производства. Необходимость переоборудования для этих целей уже имеющихся в нашем распоряжении машин ставит перед спортсменом много различных вопросов, на которые не всегда сразу можно найти правильные ответы. В овязи с этим мне хотелось бы поделиться опытом подготовки мотоцикла класса до 350 см 3к таким состязаниям.МПОБЕДИТЕЛИ первенства СССР по шоссейно-кольцевой гонкеI формула «Юниор» III формула Группа Группа Группа Группа АБВГ ГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ 1. В. Шахвердов 2. М. Ковалев 1. Г. Шаронов 2. Д. Банников 1. Г. Сургучев 2. Д. Борисов 1. 1. 1. 1. Б. В. В. Е. СПОРТИВНЫЕ Курбатов 2. Марейкин 2. Виноградов 2. Веретов 2. АВТОМОБИЛИ А. Суховей Н. Сорочинский О. Гарсеванишвили Н. Аполлонов 3. Л. Кырге 3. В. Косенков 3. Э. Гриффель 3. 3. 3. 3. Ш. Мамрикишвнли А. Соболев В. Птушкин К, ГалыгинЛюбому начинающему спортсмену известно, что для мотогонок на льду колеса мотоцикла следует оснастить шипами. Но каким при этом следовать правилам и нормам? Какое требуется количество шипов? Каков должен быть размер их и порядок установки? Наконец, какой способ крепления шипов считать наилучшим? Для соревнований на льду лучше всего изготовить точеные стальные шипы и затем закалить их. Размеры шипа выбираются с учетом расположения колеса (переднее или заднее) и состояния льда. Длина выступающей части шипа не должна превышать 30 мм. Причем по сырому и мягкому льду желательны шипы длиной 28—30 мм, а по твердому и жесткому льду — 24—26 мм. Более высокие шипы на твердом льду не обеспечивают нужной устойчивости мотоцикла. Наивыгоднейший диаметр шипов — 8 мм. Длина ножки шипа для передних покрышек — 14 мм, а задних — 17, так как слой корда у последних толще. Какое необходимо количество шипов? Я перепробовал множество вариантов и пришел к следующему выводу: на колесах должно быть 130—140 шипов. Шипы следует устанавливать в строго определенном, точнее в шахматном порядке. Делается это так. Первоначально следует срезать рельеф протектора покрышки. Затем по левой стороне ее установить в шахматном порядке два ряда так называемых14 Трибуна мастераОБУВЬ" М ОТОЦИКЛАО ПОДГОТОВКЕ К ГОНКАМ НА ЛЕДЯНОЙ ДОРОЖКЕ рабочих шипов с расстоянием между шипами 35 мм. Первый ряд устанавливается по второй канавке рисунка протектора, а второй через 10 мм от нее. При таком порядке вы установите на покрышку 3,25—19" около 64 шипов и 2,75—23" — около 70. По средней линии покрышки и справа от нее ставят еще два ряда так называемых стартовых шипов, с тем же расстоянием между шипами, но несколько большим между рядами — 25 мм. На фото вы видите такое колесо в сборе. При более частой установке шипов покрышка теряет нужную эластичность, нарушается устойчивость мотоцикла, падает его приемистость. Прежде я одинаково шиповал и правую и левую сторону покрышки. Но сейчас отказался от этого. Гонщик все время клонит машину в левую сторону, поэтому нет особой надобности в равной шайбе диаметром 25 мм и толщиной 2—2,2 мм. Этот способ прост и надежен, но с износом или повреждением покрышки ее приходится выбрасывать вместе с шипами. Поэтому более целесообразным следует признать шипы с резьбовой нарезкой М8Х1,0 и круглой гайкой крепления, расположенной сверху. Они сложнее в изготовлении, но упрощают процесс установки и могут быть перемонтированы при надобности. Шипы подобного устройства демонстрировали на последних соревнованиях шведские и финские гонщики (см. журнал «За рулем» № 4, 1960, стр. 16). При любом способе установки шипов под шайбы с внутренней стороны покрышки желательно подложить полосу брезента или другой плотной ткани^ а между камерой и покрышкой поставить резиновую ленту. . Несколько слов об отдельных конструктивных изменениях мотоциклов для гонок по льду. Изыскать возможность для макси-Точеный стальной шип и способ его крепления.Установка шипов на заднем (слева) и переднем колесах мотоцикла.номерном распределении шипов, которые, как известно, утяжеляют машину, снижают ее скорость. Для использования в зависимости от состояния льда желательно иметь два комплекта зашипованных покрышек. Отверстия под шипы можно сверлить или прожигать. Каким способом крепить шипы? До последнего времени я расклепывал ножку шипа, ставя с наружной и внутренней стороны покрышки по одной сталь-мального уменьшения веса мотоцикла — важный фактор в подготовка машины к соревнованиям. Уже успешно выдержали проверку легкие ограждения колес вместо тяжелых крыльев-щитков, маленькие топливные баки, рассчитанные для запаса топлива лишь на полуторакилометровую дистанцию. Дальнейшим шагом в этом направлении было бы применение облегченных рам. Но таких рам пока нет. К новому спортивному сезону некоторые наши мотогонщики, в том числе и автор этой статьи, пробуют самостоятельно изготовить облегченные рамы с еще большей жесткостью конструкции (благодаря применению спаренных цельнотянутых трубок диаметром 18—20 мм) и с большим углом наклона передней вилки, что дает возможность ниже установить руль, улучшить устойчивость мотоцикла. Кстати о руле. Широкий руль мешает гонщику. На сравнительно узких дорожках стадионов, где проводятся гонки на льду, такой руль создает опасность столкновений. Кроме того, он не позволяет спортсмену дать машине больший наклон при прохождении поворотов, что очень важно. Рекомендуется поэтому руль обрезать так, чтобы его длина не превышала 700 мм. Расстояние от конца ограждения колес до поверхности льда точно определено правилами. У переднего колеса оно составляет 150 мм, у заднего — 100 мм. Заднее колесо мотоцикла должно иметь защитную дугу, которая крепится к щитку и раме, и предохраняет колесо от ударов при возможных столкновениях на виражах. Вот то, чем я хотел поделиться с молодыми спортсменами. Я ничего не сказал о повышении мощности двигателя, ,но об этом в журнале и 'в других изданиях уже достаточно написано. Дальнейшие успехи мотогонок на льду зависят от того, как скоро будут созданы специально предназначенные для этого машины или переоборудованы существующие. Многое уже делается самими спортсменами, но это не выход из положения. Пора наладить массовое производство шипов, облегченных рам, защитных приспособлений для колес и другого оборудования. Г. ПЛЕШАКОВ, мастер спорта, чемпион СССР по мотогонкам на льду.з*15