24
25
от, кто следит за развитием отечественного мотоспорта, хорошо помнит первый выезд наших гонщиков на многодневку е Гармиш Лартенкирхен (ФРГ). Тогда мы не добились даже скромных успехов. За минувшие пять лет наш мотоспорт возмужал, обрел новую технику, пополнился молодыми способными гонщиками. В прошлом году советские спортсмены в розыгрыше главного приза—«Международного трофея» — заняли четвертое место, а в личном зачете 13 гонщиков завоевали золотые медали ФИМ. Это был первый успех в больших соревнованиях ФИМ. Именно тогда стало ясно, что наши многодневщики стали представлять грозную силу на международной арене. XXXV шестидневные мотосоревнования ФИМ проводились в районе Австрийских Альп с центром в Бад-Аусзее. Трасса соревнований пролегала по горным дорогам ив спортивном отношении представляла большой интерес. К сожалению, организаторы соревнований не везде обеспечили должный порядок на дистанции. На многих извилистых дорогах шириной 2—3 метра с большой скоростью проносился встречный поток машин. Это затрудняло движение гонщиков и приводило к несчастным случаям. На соревнования прибыло 286 мотоциклистов из 17 стран; больше всего гонщиков выставили мотоклубы ФРГ (65), Англии — (41), Чехословакии (26) и Австрии (23). Советская делегация состояла из 17 спортсменов. В розыгрыше главного приза — «Международного трофея» — участвовали национальные команды Австрии, Англии, ГДР, Италии, Польши, СССР, ФРГ, Чехословакии и Швеции на мотоциклах отечественного производства в трех классах. В состав нашей национальной команды входили мастера спорта В. Адоян и И. Григорьев, стартовавшие на К-175, Е. Субботин и Л. Воронович (ИЖ-250), Р. Решетнике и Ю. Дудорин (ИЖ-60М). На приз «Серебряная ваза» претендовали 22 команды. Среди них, кроме команд-участников розыгрыша «Международного трофея», были команды Бельгии, Голландии, Румынии, Швейцарии и Финляндии. Каждая из них включала четырех гонщиков, выступавших в двух классах' машин.ТКоманду Болгарии жюри не допустило к соревнованиям, так как она опоздала выслать официальную заявку, поэтому болгарские спортсмены участвовали лишь в личном зачете, как и гонщики Дании и США. От Центрального автомотоклуба СССР для розыгрыша приза «Серебряная ваза» были заявлены две команды. Первая — Б. Иванов, В. Пылаев, А. Корнеев, Н. Соколов и вторая — В . Семин, Э. Крузе, А. Егоров, С. Старых. Кроме того, наши спортсмены выступали в сорезнозаниях заводских команд на мотоциклах К-175 и ИЖ. Определенный интерес представляют данные о распределении мотоциклоз участников по кубатурам: до 50 см 3 — 7, до 75 смЗ — 8 и до 100 см» — 11 (на всех этих мотоциклах стартовали главным образом гонщики Италии и ФРГ). В классе 125 см3 соревновались 30 мотоциклистов, 175 смЗ — 70, 250 см» — 104, 350 смЗ — 37. В классах 500 смЗ и более выступало лишь 14 гонщиков, преимущественно из ФРГ и Англии. Техника, представленная на шестидневке, наглядно проиллюстрировала определенную тенденцию в современном мотоцнклостроении — сокращать рабочие объемы цилиндров двигателя. Основную часть программы шестидневки, 1как и всегда, составляли дорожные испытания (соревнования на регулярность движения). Протяженность дистанции равнялась 1760 км. Новостью явились дополнительные скоростные соревнования: два мотокросса на 12 и 20 км, два скоростных подъема на гору (высотой 1048 и 1790 м) и специальные соревнования на торможение, в которых участники должны были пройти на большой скорости 400 м по бетонированному шоссе, а затем резко затормозить и остановиться на участке длиной 2 м. В заключение шестидневки, как и всегда, проводилась скоростная шоссейнокольцезая гонка по бетонной дорожке на 45—55 км (в зависимости от класса мотоциклов). Таким образом, шестидневка ФИМ 1960 года, по существу, была большим многоборьем по мотоспорту. Согласно новым правилам для получения золотой медали ФИМ нужно было не только закончить «на нулях» дорожные испытания, но и набрать не менее 1500 положительных очков в дополнительных соревнованиях.Трасса в первый день соревнований (350 км) была сравнительно несложной. Очень многие спортсмены, в том числе и все советские, прошли ее без штрафных очков. Неудача постигла лишь национальную команду Италии, «потерявшую» одного гонщика. Из-за поломки двигателя он прекратил борьбу. В первый же день состоялись и соревнования на торможение. Наши гонщики довольно хорошо справились с ним. Большинство набрало по 320—330 положительных очков из 360 возможных. Лучших результатов достигли В. Семин (342 очка) и Ю. Дудорин (341). На следующий день стартовало 267 человек. Трасса была несколько сложнее и включала трудные горные участки. Из соревнований а этот день выбыло 5 английских спортсменов и по одному гонщику Чехословакии, Румынии, Австрии и ФРГ. 25 гонщиков из других стран получили штрафные очки. Все наши спортсмены успешно финишировали. Весьма сложными были соревнования по подъему на гору 'высотой 1790 м. Начавшийся дождь и облачность осложнили обстановку. И все же большинство членов советской команды хорошо преодолело подъем. Особенно отличились Б. Иванов (353 очка), И. Григорьев (350) и В. Адоян (344). На третий день трасса еще более усложнилась, а погода в горах резко ухудшилась. Но по-прежнему советские гонщики успешно шли на дистанции. Исключение составил лишь И. Григорьев. На старте он не завел в установленные две минуты двигатель и получил штрафное очко. Выехав с опозданием на трассу и стремясь наверстать потерянное время, он двигался с большой скоростью. На одном из закрытых поворотов Григорьев, чтобы избежать столкновения с автомобилем, свернул с дороги и упал, получив серьезные ушибы и погнув щиток заднего колеса. Это стоило советской команде 28 штрафных очков. С четвертого места по итогам двух дней она была отброшена сразу на 8 место. К чести И. Григорьева, Нужно сказать, что он все же продолжал гонку. С большим трудом спортсмен преодолел и скоростной подъем на гору Зальцберг. В этот день штрафные очки получили 14 иностранных гонщиков.24 XXXVмногодневные соревнованияФИМОбладатель золоток медали ФИМ Юрий Дудор? за осмотром мотоциклаЕще больше ухудшилась погода з четвертый день; было холодно и ветрено, непрестанно шел дождь, а в горах выпал снег. На старт вышло 238 мотоспортсменов. Учитывая усложнившуюся в связи с непогодой трассу, жюри продлило на 30 минут время прибытия на очередной пункт КВ. Несмотря на это, 21 участник выбыл из соревнований, а 34 получили гитрафные очки. В этот день прекратил борьбу единственный американский гонщик, а также спортсмен из национальной команды ФРГ. Команда СССР передвинулась на одно место выше. В предпоследний день снова был снег и мела пурга на перевалах. В таких условиях проходил второй горный мотокросс. Наши гонщики показали себя в нем зрелыми мастерами — они успешно преодолели трудную трассу. После кросса участников ожидала своеобразная «ловушка». На маршруткой карте участок между Катшем и Оберзельцем был показан, как дорога 3 класса (удовлетворительная). На самом деле это было каменистое бездорожье. Особенно трудно удавалось преодолеть здесь спуск в заданное время (скорость 40—45 км).мотоциклисты, развив высокие скорости. сумели прибыть на KB точно по графику. Успешно финишировали спортсмены Чехословакии и ГДР. Гонщики же Австрии и Англии, в том числе и из национальных команд, набрали много штрафных очков. Подсчет должен был показать, удастся ли им сохранить лидерство, тем более, что заключительную часть соревнования — часовую шоссейную гонку по бетонному кругу длиной 3,2 км — все советские спортсмены закончили успешно. В итоге всех дополнительных соревнований советские гонщики набрали от 1810 (С. Старых) до 1998 {Р. Решетнике) положительных очков, что давало право на золотые медали ^естественно, если при этом не было штрафных очков). Еще до объявления официальных результатов стало очевидным, что на первое место выходят гонщики Чехословакии. За ними могут оказаться спортсмены ГДР или СССР, хорошо прошедшие последний, наиболее тяжелый этап соревнований. Представители мотоциклетных фирм и национальных федераций подходят к руководителям чехословацкой и советской делегаций, чтобы обсудить с предполагаемыми победителями вопрос о месте проведения шестиВ «ловушку» попало много гонщидневки 1961 года. ков — 60 человек получили штрафные Но, как оказалось, это было преждеочки, а 6 — выбыло из соревнований. временно. Когда на следующий день Лишь представители Чехословакии1 и Авжюри собралось для окончательного стрии, хорошо знавшие трассу, миноваутверждения результатов, представители ее благополучно. Тяжелая неудача постигла на этом этапе поляков — у них ли Австрии и ФРГ подали идентичные протесты, в которых оспаривались репрекратили соревнования два гонщика, в зультаты последнего дня соревнований том числе член национальной команды. и содержалось требование — аннулироСоветские спортсмены за этот день вать их. улучшили свое положение—переместиНесмотря на то, что накануне аналолись на шестое место. гичные протесты были отклонены вследВ последний день, когда предстояло ствие их явной бездоказательности («гдепройти всего 130 ,км, из-за нераспорято кто-то снял стрелки указателей», дительности организаторов произошел «трасса была на 4 км длиннее объявленинцидент, нарушивший весь ход многоной», «кто-то кому-то оказывал подневки. На участке, обозначенном по мощь»), президент жюри спортивный карте «хорошо проходимым», оказался комиссар ФИМ Вотлинг счел возможным затяжной подъем без возможностей поставить протесты на гопосованйе. для обгона. Многие мотоциклисты на Видимо, опасаясь за исход этой процемашинах малых кубатур застряли здесь. дуры, «заинтересованные лица» добиСоздались «пробки». Гонщики вынужлись тайного голосования и восьмью годены были простаивать по 10—20 минут лосами против шести результаты последи прибывать на KB с большим опозданего этапа были аннулированы. нием. Это несправедливое, неспортивное реВсе же В. Адоян, И. Григорьев, В. Сешение жюри лишило гонщикоз Чехословакии заслуженной победы и ухудмин, Е. Субботин и другие советскиешило командное положение советских спортсменов. «Международный трофей» был вручен австрийцам (0 штрафных очков). На последующих местах Чехословакия (1 очко), Швеция (1 очко), Англия (2 очка), ГДР (14), СССР (28). Занявшие последние три места команды ФРГ, Польши и Италии закончили соревнования со значительно большим количеством штрафных очков (от 305 до 600). Неудача постигла и обе сезетские команды в борьбе за «Серебряную вазу». Из-за штрафных очков, полученных Карнеевым (2) и Семиным (1), они заняли только восьмое и дезятое места. Большого успеха добились советские спортсмены в соревнованиях заводских команд." На мотоциклах ИЖ в классах 3 250 и 350 см они завоевали две большие золотые медали ФИМ . Из 286 стартовавших 228 (78,8 проц. участников) закончили многодневку, в том числе — 150 без штрафных очков. Все советские спортсмены завершили дорожные и скоростные испытания. Тринадцать из семнадцати наших гонщиков награждены золотыми медалями ФИМ : В. Адоян, Ю. Васев, Л. Воронович, Ю. Дудорин, А. Егоров, Б. Иванов, Э. Крузе, Б. Мальчиков, В. Пылаев, Р. Решетнике, Н. Соколов, С. Старых и Е. Субботин. Серебряные медали получили А. Карнеев, В. Семин и Г. Чащилов, бронзовую — И. Григорьев. На XXXV многодневке были представлены мотоциклы 43 марок — почти всех фирм Европы. Больше всего участников (64) стартовало на известных чехословацких мотоциклах «Ява» и «Чезет», завоевавших славу благодаря своей надежности и мощным двигателям. Австрийцы выступали главным образом на отечественных мотоциклах «Пух», гонщики ФРГ — на мотоциклах «Майко», итальянцы на «Каприоло». В отличие от прежних лет очень мало спортсменов прибыло на некогда прославленных мотоциклах БМВ, БСА, «Матчлесс», «Триумф», «Жилера», «Гуцци», «Цюндап» и ДКВ. Отрадно отметить успешное выступление на мотоциклах производства стран социалистического лагеря. Хорошо прошли тяжелые испытания шестидневки MZи «Симеоны» (ГДР), болгарские «Балканы», польские мотороллеры и мотоциклы «Юнак» и ВЭМ. Ни один советский мотоцикл марок ИЖ и К-175 не выбыл из соревнований, в то время как ряд иностранных гонщиков, выступавших на знаменитых ДКВ, НСУ, «Майко», иПух», «Ариель», БСА, «Матчлесс» и «Каприоло», вынуждены были прекратить гонку. Наши мотозаводы проделали большую работу по подготовке мотоциклов к столь ответственным соревнованиям. Однако необходимо еще больше совершенствовать конструкции мотоциклов, учитывая достижения современной техники и прежде всего добиваться повышения их скоростных показателей. У мотоциклов ИЖ следует также повысить устойчивость и долговечность двигателей. XXXV международная шестидневка наглядно показала, что советские гонщики, сравнительно недавно вышедшие на международную арену, имеют все возможности для успешного выступления в многодневках ФИМ. Б. ТРАММ, . член президиума ЦК ДОСААФ СССР.25