ервенство СССР по многодневным гонкам в этом году было отлично от всех предыдущих. Впервые трасса этих сложных соревнований переместилась из равнинного Подмосковья на склоны Восточных Карпат. 'Горная местность с многочисленными подъемами и спусками, сильный состав участников, среди которых были и обладатели золотых медалей XXXV меж дународной многодневки и прошлогодние чемпионы страны, наконец, большое количество призов (здесь, к ро ме медалей чемпионов и командного первенства республик и спортобществ, разыгрывался также приз «Первенства заводской марки» и «Приз ЦАМК » — для лучшей клубной команды) — все это предвещало напряженную, интересную борьбу. У организаторов соревнований настроение было приподнятое: «Можно будет по-настоящему проверить готовность многих спортсменов (а не только участников сборной) и мотоциклов к большим многодневным соревнованиям, да еще в условиях, напоминающих международные многодневки». Но проверка эта не состоялась. Больше того — первенство СССР, которое должно было стать вехой в развитии мотоциклетного спорта, оказалось под угрозой срыва, и судьям пришлось проявить немалую изобретательность, чтобы как-нибудь спасти положение. Расскажем же , как прошли все шесть дней этой горной многодневки.ПКАПРИЗЫ КАРПАТСКОЙ ОСЕНИОсень вУжгороде мягкая, теплая. В октябре дождей «ет ив помине. Так было ив этом году, д о того самого дня, когда 139 спортсменов, представлявших 11 союзных республик, Москву и Ленинград, должны были принять старт. Но в ночь перед соревнованиями начался сильный затяжной дождь , спутавший все карты устроителей первенства и расчеты спортсменов. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Непрекращавшийся дождь превратил глинистую почву Карпат в сплошное месиво. Условия соревнований резко осложнились: даже небольшой склон становился труднопроходимым препятствием. Гонщики промокли что называется «до нитки». В довершение всего быстро спустились сумерки, заставшие многих спортсменов в пути. В этот день из соревнований выбыло S3 гонщика, причем самые большие потер и были понесены в классе до 175 см 3 . Лучше других выдержали тяжелое испытание спортсмены Российской Фе дерации. Они и захватили лидерство в командном зачете. На последующих местах оказались латыши и гонщики Моск вы. ДЕНЬ ВТОРОЙ. К утру дождь немного утих, но трасса оставалась настолько •тяжелой, что впервую половину днясошло еще 37 гонщиков, и судейская коллегия решила отменить послеобеденный этап. Среди оставивших «поле боя» в эти два дня оказались и такие испытанные мастера, как В. Адоян, В. Семин, А. Егоров, Б. Иванов, М. Репьев, Р. Решетнике, Г. Плешаков. Лишь восемь мотоциклистов — Э. Крузе, Э. Кирсис, Г. Крюченко, А. Руденко, Н. Соколов, ижевцы Ю. Васев, Ю. Иванов, Б. Мальчиков, проявив огромную волю и выдержку, заканчивают двухдневную борьбу «на нулях». В группе лидирующих команд произошли изменения: на третье место вышли спортсмены Узбекистана. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Чтобы спасти положение, судейская коллегия вынуждена предельно упростить трассу, изъяв из нее все подъемы и спуски. Наступает затишье после бури — путь гонщиков Лежит теперь только по дорогам первого и третьего классов. В этих условиях дождь не страшен спортсменам: из сорока восьми стартовавших сорок пять проходят дистанцию без штрафных очков. По сумме трех дней на первомме сте закрепляется команда РСФСР, гонщики Узбекистана перемещаются с третьего на второе место. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Та же спокойная трасса, что и накануне. Почти все гонщики успешно завершают ее. Не везет лишь победителям прошлогодней мно годневки — Е. Субботину и Г. К рючен к о . Из-за неисправности мотоциклов они прекращают состязание. В командном зачете москвичи, занимавшие четвертое место, пропускают вперед коллектив Украины. ДЕНЬ ПЯТЫЙ. После двухдневного «катания» условия соревнований усложняются: наряду с шоссейными и проселочными дорогами появляются участки кроссового характера с небольшими подъемами и спусками. И хотя трасса еще в плохом состоянии, большинство гонщиков благополучно финиширует. ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Он не приносит неожиданностей за исключением разве неудачи двух претендентов на золотую медаль в классе 500 см3 : Ю. Иванов прекращает борьбу, а Э. Крузе, не сумевший запустить двигатель на старте, получает штрафное очко . Право участвовать в шоссейно-кольцевой гонке завоевывает 41 спортсмен. СКОРОСТНАЯ ГОНКА. На этот раз заключительные шоссейно-кольцевые соревнования почти не влияли на распределение призовых мест в личном зачете, так как только пять спортсменов закончили дорожные испытания без штрафных очков: Ю. Васев и Э. Кирсис 3в классе до 250 см , А. Руденко —1-75 см 3 , Б. Мальчиков — 350 см3и Н. Соколов — 500 см 3 . И все же гонки прошли в остром соперничестве, хотя во время соревнований снова пошел проливной дождь. Вначале стартуют участники на ' мотоциклах до 350 см а . Им предстоит пройти 24 круга, протяженностью по 1,3 км . Первым линию финиша пересекает Б. Мальчиков и он же первым среди ижевских спортсменов удостаивается высокого звания чемпиона СССР по многодневке. В следующем классе — д о 250 см3 — снова побеждает спортсмен из Удмуртии — Ю. Васев, опередивший армейца Э. Кирсиса. Спортивную находчивость проявил гонщик из Киргизии А. Руденко. Перед скоростными соревнованиями у его мо тоцикла деформировался обод. РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОГО ПЕРВЕНСТВА>аранов (AUL. Москва). 175 смз. А. Руденко (ДОСААФ. Фрунзе), В. Мельник (ДОСААФ, УССР), Б. Кузнецов («Труд», Ковров). Класс 250 смз. Ю. Васев («Труд», Ижевск), Э. Кирсис (СКА, Рига), Г. Чащипов («Труд», Ижевск). 1 Класс 350 см . Б. Мальчиков («Tpyf Ижевск), Б. Юдин (СК Москва), А. Белкин (СН ГСВГ). Класс 500 смз. Н. Соколов (СКА, Моснва), Э. Крузе (ДОСААФ, Рига). С. Ястребов Класс РЕЗУЛЬТАТЫ КОМАНДНОГО ПЕРВЕНСТВА РСФСН; узоекская ttr; латвийская ССР; Украинская ССР; Москва; Ленинград; Киргизская ССР; Казахская ССР; Литовская ССР; Азербайджанская ССР; Грузинская ССР; Белорусская ССР; Таджикская ССР.д&ияи»...fo&xЗаключительная кольцевая гонка. Чтобы избежать разбортовки, Он «забинтовал» колесо медицинским пластырем и не только уложился в контрольное время, но И выиграл скоростные соревнования, став чемпионом страны. Победа А. Руденко не случайна. Уже третий раз досаафовец из Фрунзе становится призером первенства по многодневке. Среди мотоциклистов, выступающих на тяжелых машинах, чемпион определяется лишь в самом конце гонки. Лидировавший на протяжении почти всей дистанции Э. Крузе на предпоследнем круге прекращает гонку из-за разрыва цепи. Это «спасает» Н. Соколова, который становится победителем, хотя и не укладывается в контрольное время (он получает 2,5 штрафных очка). Чемпионом страны, несмотря на штрафные очки, стал также испытатель Минского мотозавода Э. Леонов, одержавший победу в классе до 125 см 3 . Нельзя не подчеркнуть, что он вынужден был стартовать не на заводской машине, так как спортивные мотоциклы Минского мотозавода оказались не пригодными для серьезных испытаний. С каждым годом на первенствах страны стартует все меньше и меньше минских мотоциклов, хотя их выпускают довольно большими сериями. В чем же дело? Почему ведущие спортсмены отказываются от минских машин? Почему даже первичные организации ДОСААФ не хотят приобретать М-201? Объяснить это не трудно: минские машины по своим динамическим и ходовым характеристикам намного уступают ковровским, причем качество изготовления их очень низкое. Работники АМК, спортсмены-мотоциклисты рассказывают, что прежде чем приступить к обкатке нового М-201 приходится его полностью перебирать. Многодневные соревнования в Ужгороде еще раз показали, что руководители Минского мотозавода не заботятся о создании хороших спортивных машин. .Итоги командного первенства принесли немало неожиданностей. Среди победителей не оказалось ленинградцев и украинцев, показавших лучшие результаты в прошлом году на Спартакиаде народов СССР. Первое место заняли спортсмены Российской Федерации. Большой успех сопутствовал команде Узбекистана, выГ!*Фото В. ЕГОРОВА.шедшей на второе место (в 1959 году она была на последнем, 17 месте). Третьими были латышские гонщики. Приз Центрального автомотоклуба СССР завоевала команда группы советских войск 'в Германии, опередившая СКА Москвы; на третьем месте коллектив Фрунзенского автомотоклуба. Обладателем приза спортивных организаций стали спортсмены Советской Армии; на последующих местах «Даугава» и «Труд-2». Первой команде ижевцев, получившей только 9 штрафных очков, вручен приз «Первенства заводской марки».ТОЛЬКО ли ПОГОДА ВИНОВАТА?Результаты первенства по многодневке вызывают чувство огорчения. Невольно напрашивается вопрос: можно ли было избежать столь больших потерь даже при плохой погоде? Можно ли было обойтись без спешной переделки трассы в ходе соревнований? Да, можно. Для этого организаторам следовало лишь соблюсти элементарное требование — предусмотреть второй вариант трассы на случай непогоды. Начальник дистанции В. Стеллиферовский и главный тренер ЦАМК 3. Дробицкийпонадеялись на прогнозы местных старожилов, которые считали, что дождя не будет. Такая доверчивость обошлась слишком дорого. Некоторый либерализм проявила и судейская коллегия (главный судья В. Певзнер), принявшая трассу без запасного варианта. И все же, даже в этих трудных условиях, итоги соревнований могли быть лучше. Шестидневка наглядно показала, что во многих республиках — Таджикской, Белорусской и других отсутствует регулярная учебно-спортивная работа со спортсменами, не ведется подготовка к многодневным соревнованиям. Собственно, только этим можно объяснить, что на первенство Союза, где собирается цвет мотоспорта, приехали гонщики, слабо знакомые с правилами соревнований. Некоторые из них не знали, что нужно делать на КВ. Были, например, случаи, когда гонщик останавливался у пункта контроля времени и, опасаясь штрафа, глушил двигатель. Отдельные спортсмены умудрялись после отметки на KB подъезжать к закрытому парку с заведенным двигателем, другие же вместо того, чтобы ставить машину в закрытый парк, принимались за ее осмотр и устранение мелких дефектов. Даже такой опытный спортсмен, как Н. Духанин, «забыл» заглушить двигатель при заправке мотоцикла. Судей-Воспользовавшись приездом в город сильнейших мотоспортсменов страны, ужгородский обком ДОСААФ провел после окончания многодневки гонку на «Приз Закарпатья». Входной билет давал право на участие в лотерее, в которой разыгрывались . различные призы. Лучший из них — мотоцикл — выиграл шофер ужгородского автобусно-таксомоторного парка Е. Колосов. Фото В. ЕГОРОВА