СПАРТАКИАДАШесть месяцев во всех пятнадцати союзных республиках на кроссовых и многодневных трассах, на стадионах и ипподромах реют стяги Спартаниааы по техническим видам спорта. Идет упорная спортивная борьба ' многих тысяч мотоциклистов и автомобилистов. Сейчас на промежуточном финише, в предверии нового года, можно подвести первые итоги, увидеть, к ак за это короткое время вырос и окреп наш автомотоспорт. Первый этап Спартакиады предусматривал, к ак известно, массовые соревнования в первичных организациях патриотического Общества. Ни по количеству участников, ни по числу самих соревнований наш автомотоспорт еще не видел такого размаха. В далеком узбекском совхозе «Каган» на старт Спартакиады вышло около 50 автомобилистов. Десятки водителей соревновались на Курганском машиностроительном заводе. Массовые состязания мотоциклистов и автомобилистов прошли на Новороссийском цементном заводе «Победа Октября» и Купавинской фабрике, на Челябинском металлургическом заводе ив колхозах Андижанской области. Во многих первичных организациях оспаривалось не только личное, к ак это было раньше, но и командное первенство — между цехами, отделами, бригадами, причем не по одному, а по нескольким видам соревнований. С кажем , на Казанском машиностроительном заводе участники Спартакиады померились силами в мотокроссе на 60 км , в соревнованиях по фигурному вождению мотоцикла ив мастерстве вождения автомобиля. Можно привести еще сотни примеров и цифр, свидетельствующих о том, что Спартакиада дала новый толчок развитию автомотоспорта. Особенно разительные сдвиги произошли в Тульской, Калининской и некоторых других областях Российской Федерации, на Украине , в Белоруссии, У з бекистане. К ак маленькие ручейки, соединяясь, образуют полноводную реку, т аки соревнования на заводах, фабоиках, в учебных заведениях, колхозах и совхозах вылились в мощный поток массовых соревнований. Только за пять месяцев в соревнованиях Спартакиады стартовало свыше 60 тысяч автомобилистов и 100 тысяч мотоциклистов. Небезынтересно в связи с этим вспомнить, что в 1958 году на Спартакиаде комсомольцев и молодежи в честь 40-летия ВЛКСМ участвовало всего 76 тысяч спортсменов-мотоцинлистов. Спартакиада всколыхнула спортивную жизнь первичных организаций Общества, приобщила к техническому спорту десятки тысяч трудящихся. Во многих республиках, краях и областях значительно увеличилось количество занимающихся вкружкахи на курсах по подготовке водителей (в Костромской области, например, в два раза). 3 «За рулем» № 12ВЗЯЛАРАЗБЕГОдним из самых знаменательных итогов первого этапа Спартакиады явилось рождение новых форм соревнований. Инициатива идет с мест. Так, Л уганский обком ДОСААФ, совнархоз и облпрофсовет провели комплексные автомобильные соревнования на перевозку полезного груза, экономию горюче-смазочных материалов и соблюдение правил уличного движения. Эти соревнования прошли во всех автобазах области и участвовало в них 7552 водителя грузовых автомобилей. Было перевезено более 180 тыс. тонн грузов, сэкономлено свыше 9,5 тыс. литров горючего, 657 спортсменов выполнили разрядные нормы. Большую помощь обкому ДОСААФ оказала спортивная общественность и работники ГАИ, обеспечившие контроль за ходом соревнований. Подобные же состязания провели досаафовцы Сарани (Карагандинская область), работавшие на вывозке зерна. Более восьмисот водителей, показав хорошие спортивные результаты, вывезли на заготовительные пункты тысячи тонн зерна. Этот почин был одобрен ЦКЛКСМ Казахстана и республиканским комитетом ДОСААФ. Если окинуть взглядом все новое, возникшее вжизни досаафовских организаций за последнее время, то невольно обратишь внимание на то, к ак умело в ряде мест соединяют чисто спортивные дела с агитационномассовыми мероприятиями. Краснодарский крайком ДОСААФ в связи со Спартакиадой провел первую кубанскую звездную мотоэстафету (по типу моторалли). Она включала два этапа: в первом приняли участие спортсмены первичных организаций на 3122 машинах (в том числе около 2000 личных). На втором этапе 32 районные и городские команды участвовали в однодневных соревнованиях на 300-километровой трассе ив состязаниях по фигурному вождению. 180 спортсменов выполнили разрядные нормы. Мотоэстафетой начала Спартакиаду и молодежь Башкирии. За полтора месяца эстафета прошла по всем районам республики и закончилась грандиозным спортивным праздником на стадионе «Динамо». Массовые мотопробеги были организованы ив других республиках и областях Советского Союза. Комсомольцы Кировского завода в Ленинграде провели большой мотопробег под девизом: «Каждый комсомолец — участник Спартакиады». Сотни красочно оформленных авто- и мотонолонн прошли по городам и селам страны. Пропаганде технического спорта среди населения содействовали показательные выступления лучших спортсменов на площадях, стадионах, в парках. Такие выступления стали традиционными в Москве, Казани, Орле и других городах. И не случайно поэтому большинство автомобильных и мотоциклетных соревнований стало проходить теперь в присутствии многочисленных зрителей.В честь Спартакиады досаафовцы Йошкар-Олы совершили агитпробег на мотоциклах по районам Марийской АССР. Еще дальше пошли акти висты Московского городского комитета ДОСААФ. По воскресеньям они проводят соревнования, в которых может участвовать каждый зритель, имеющий удостоверение на право вождения мотоцикла. Для этих целей используются площадки у стадиона вЛужниках , возле Всесоюзной выставки достиж ений народного хозяйства. За полгода, прошедшие с начала Спартакиады, технический спорт продвинулся втакие районы, где раньше о нем знали только понаслышке. Не малую роль в этом сыграло итакое агитационно-массовое мероприятие, к ак выезд мастеров и разрядников в сельские первичные организации ДОСААФ. В настоящий спортивный праздник вылился приезд в колхоз «Красный маяк» Городецкого района Горьковской области мотоциклистов городского АМКи спортсменов автозавода. Гости продемонстрировали приемы вождения спортивных автомобилей и мотоциклов, поделились опытом организации соревнований. Часто бывает, что в первичных организациях есть техника, есть люди, горячо желающие заниматься автомотоспортом и участвовать в соревнованиях, есть, наконец, место для соревнований, но нет квалифицированных организаторов. Учитывая это, комитеты ДОСААФ ряда республик и областей всерьез занялись подготовкой общественных инструкторов и судей по спорту, изданием необходимых инструктивных материалов и положений. Ставропольский крайком ДОСААФ подготовил для первичных организаций 111 судей. Белорусский республиканский комитет — 150. В республике издано Положение о Спартакиаде и Правила проведения соревнований, которые направлены во все первичные организации Общества. Т акуюже работу проделал и Московский областной комитет ДОСААФ. Первые успехи Спартакиады убедительны и очевидны. Но очевидны и многие недостатки в ее организации. В некоторых республиках, краях и областях соревнования по автомотоспорту не стали еще массовыми. Из-за бездеятельности областного оргкомитета по проведению Спартакиады в первичных организациях Ивановской области за четыре месяца не прошло ни одного соревнования автомобилистов, а в Читинской области во всех автомобильных, мотоциклетных и автомодельных состязаниях Спартакиады стартовало... 33 человека. При малом количестве участников проходят автомобильные соревнования в первичных организациях Хабаровского края. Томской, Рязанской и Курской областей. За четыре месяца в низовых коллективах Литвы и Киргизии проведено по одному соревнованию автомобилистов. В Северо-Осетинской АССР, где имеется хороший автомотоклуб, общественный ак тив и спортивная техника, в соревнованиях первичных организаций по мотоспорту выступило всего 4 человека. Подобное положение можно наблюдать в Астрахани, Вологде иеще некоторых городах. Объяснить это можно только одной причиной: некоторые автомотоклубы стоят в стороне от Спартакиады, не помогают досаафовцам низовых коллективов.Спартакиада по техническим видам спорта взяла разбег. Начинается период подготовки районных и областных соревнований, не за горами финалы Спартакиады. Сейчас необходимо проанализировать итоги первого этапа соревнований с тем, чтобы использовать накопленный опыт, исправить ошибки и выполнить ту большую задачу, которую поставил перед оборонным Обществом 111 пленум ЦК ДОСААФ — добиться в ходе Спартакиады дальнейшего развития технического спорта, роста массовости и мастерства наших спортсменов. А. ХОХЛАЧ ЕВ, заместитель начальника штаба Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта.13