18
19
новостиТЕХНИКИВЕЗДЕХОД ГАЗ-66На этих трех фотографиях запечатлены различные моменты дорожных испытаний нового автомобиля ГАЗ-66, производство которого Горьковский автомобильный завод должен будет освоить в ближайшие годы; этот вездеходный грузовик должен прийти на смену автомо билю ГАЗ-63, который уже не удовлетворяет требованиям народного хозяйства; ГАЗ-66 предназначен для эксплуатации на дорогах низкого качества ив условиях бездорожья. Соответственно этому назначению самой существенной чертой конструкции этого автомобиля является привод на все четыре колеса. Он осуществляется при помощи раздаточной коробки, которая равномерно распределяет крутящий момент двигателя на обе ведущие оси автомобиля. Особенностью конструкции коробки, установленной на автомобиле ГАЗ-66. является то. что здесь предусмотрено отключение шестерен вала привода на передний ведущий мост в том случае, когда он не включен; благодаря этому уменьшается износ деталей и увеличивается к.п.д. трансмиссии: кроме того, имеется еще один конструктивный узел, позволяющий снизить непроизводительные затраты мощности при передаче ее на переднюю ось. Речь идет о специальном устройстве в ступицах передних колес. исключающем вращение главной пары шестерен переднего моста при его отключении. Благодаря обоим конструктивным мероприятиям достигается очень важный при эксплуатации эффект — на обычных дорогах вездеход практически расходует не больше топлива. чем обычный грузовик с одной ведущей осью и лишь на бездорожье, когда включается второй мост, расход топлива соответственно возрастает. Такого преимущества не было на автомобиле ГАЗ-63. Наряду с достигнутым улучшением проходимости и экономичности автомобиля ГАЗ-66 по сравнению с его предшественником, надо отметить также значительное повышение устойчивости. Это достигнуто расширением колеи на 150—180 мм (они составляет у передних колес 1780 мм иу задних 1750 мм), пониясением центра тяжести автомобиля и его погрузочной высоты (благодаря размещению запасного колеса за кабиной). Применены шины увеличенного размера (12.0—18), допускающие возможность снижения давления; они не только улучшают проходимость автомобиля на заболоченных и песчаных грунтах, но и тоже способствуют повышению устойчивости. На автомобиле устанавливается восьмицилиндровый V-образный двигатель с рабочим объемом цилиндров 4.25 л, четырехступенчатая коробка передач, ведущие мосты с гипоидными главными передачами. Вполне современной является также и общая компоновка, принятая по схеме «кабина над двигателем». Именно она позволила разместить по-новому запасное колесо и увеличить полезную площадь платформы (без увеличения базы колес и габаритов автомобиля). Грузоподъемность автомобиля ГАЗ-66 составляет 2 тонны; на его базе разрабатывается конструкция седельного тягача повышенной проходимости ГАЗ-66П,который будет способен транспортировать полуприцеп грузоподъемностью до 4 тонн. Автомобиль ГАЗ-66 будет выпускаться о нескольких модификациях: с нормальной бортовой платформой, с высокими бортами и тентом, с кузовом типа «фургон», с цистерной и. наконец, с опрокидывающимся самосвальным кузовом.АВТОПОЕЗДЦЕМЕНТОВОЗНа Павши иском механическом заводе созданы полуприцепы для перевозки цемента С-570 и С-571. которые ~«ожно эксплуатировать соответственно с тягачом МАЗ 200И ис автомобилем-тягачом ЗНЛ-16-1Н. оборудованным седельным устройством. Такие автопоезда-цементовозы по сравнению с обычными автомобилями. оборудованными для перевозки цемента, позволяют уменьшить простои под погрузкой-разгрузкой цемента и более эффективныв эксплуатации.Новые полуприцепы оборудованы металлической сварной цистерной несущей конструкции. Задняя ось цистерны имеет подвеску на эллиптических рессорах. Передней частью она опирается на сцепное устройство тягача. Погрузка и выгрузка цемента полностью механизированы и выполняются с помощью компрессора. Производительность автоцементовоза С-570 при выгрузке цемента на склад — до 1 тонны в минуту. Грузоподъемность автопоезда 12 т. Габаритные размеры 11550 X 2750 XX 3275 мм.ШОССЕЙНЫЙ «КОВРОВЕЦ»Новый мотоцикл для шоссейных гонок модели 1961 года подготовил к производству завод Владимирского совнархоза. Мотоцикл снабжен форсированным двигателем с объемом цилиндра 173, 7см 8 (размерность цилиндра аналогична дорожному мотоциклу «Ковровец-175» — 61,75X58). Двигатель развивает мощность 16 л. с. при 8000 об/мин. Степень сжатия 12. Экипажная часть мотоцикла отличается сравнительно небольшим ходом передней вилки — 80 мм и задней подвески — 60 мм. Мотоцикл имеет батарейное зажигание от аккумулятора. Он отличается малым весом — 80 кг; максимальная скорость его — 120 км/час.ДАЧА НА КОЛЕСАХПрицеп-дача, изготовленный на Втором авторемонтном заводе Москвы, пока является опытным образцом. Он выполнен на двух колесах, с комбинированным кузовом, верхняя часть которого — пластмассовая, а нижняя — металлическая. Разборные диваны из поролона, миниатюрный откидывающийся столик. тумбочки, платяной шкаф , занавески на выдвижных стеклах окоп из оргстеклавсе это создает уютную обстановку внутри салона прнцепа-дачи. Прицеп рассчитан на буксировку его автомобилем «Волга», к которому он крепится с помощью сцепки на шаровых шарнирах .18 ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ-53На Горьковской автозаводе заканчиваются дорожные испытания опытных образцов нового грузового автомобиля ГАЗ-53, который представляет собой дальнейший шаг вперед в развитии основной базовой модели завода (ГАЗ-52); как известно, эта модель должна в текущей семилетке прийти на смену устаревшей ГАЗ-51А, изготовляющейся с 1946 года. Автомобиль ГАЗ-53 будет осваиваться в производстве наряду с ГАЗ-52. Сохраняя в себе основные преимущества модели ГАЗ-52, новый автомобиль отличается от нее значительно большей грузоподъемностью и рядом конструктивных особенностей. Эффективность автомобиля в эксплуатации должна, по предварительным расчетам, повыситься более чем на 30 процентов, без скольконибудь существенного снижения срока службы. Это достигается тем, что одновременно с увеличением колесной базы и грузовой платформы автомобиля приняты конструктивные меры по усилению его подвески, увеличению размера колес и пр.; установлен также значительно более мощный двигатель. Колесная база автомобиля ГАЗ-53 равна 3700 мм, т. е. на 400 мм превышает базу автомобиля ГАЗ-52. Еще более существенно увеличение размера платформы — до 3750 мм. т. е. на 680 мм больше, чем у автомобиля ГАЗ-52. Благодаря этому грузоподъемность автомобиля при эксплуатации по усовершенствованным и укатанным грунтовым дорогам повышается до 4 тонн (автомобиль ГАЗ-52 рассчитан на 2,5 тонны): одна из модификаций нового грузовика (ГАЗ53К) запроектирована с компоновкой по типу «кабина над двигателем», что даст возможность еще более увеличить полезную длину платформы и тем самым емкость кузова. Иными словами, автомобиль ГАЗ-53К сможет перевозить Груз, не только на 1,5 тонны тяжелее, но и гораздо большего объема в пределах той же грузоподъемности, автомобиль может перевозить много легковесных грузов, что важно при эксплуатации в черте города. Чтобы обеспечить такое повышение грузоподъемности без ущерба для конструкции, на всех модификациях автомобиля ГАЗ-53 значительно усиливается задняя подвеска, выполненная на полуэллинтических рессорах с заделкой концов в резиновые подушки; надежность и долговечность рессор при такой схеме сама по себе достаточно велика, не говоря уже об упрощении обслуживания, а в автомобиле ГАЗ-53 обеспечивается еще и усилением листов; в подвеске передних колес применены телескопические амортизаторы. Колеса автомобиля ГАЗ-53 имеют расширенный обод с коническими полками; по сравнению с шинами ГАЗ-52 (7.50—20) на ГАЗ-53 размеры шин увеличены (8,25 — 20). Но самым существенным отличием от автомобиля ГАЗ-52 является, разумеется, установка нового двигателя. Вместо форкамерно-факельного двигателя модели ГАЗ-52 (имеющего рабочий объем цилиндров 3,48 ли развивающего мощность 80 л. с. при 3000 об/мин) на автомобиле ГАЗ-53 предполагается устанавливать искровой V-образный восьмицилиндровый короткоходный двигатель, который развивает мощность 120 л. с. при 3000 об/мин и имеет более высокий крутящий момент — 29.5 кгм при 2200 об/мин.НОВОСТИ&4?*&^*а:<**<£€?*&ТЕХНИКИРабочий объем двигателя 4,25 л (диаметр цилиндра 92 мм, ход поршня 80 мм). Так же каки восьмицилиндровый V-образный двигатель легкового автомобиля «Чайка» (5,5 л), он будет выпускаться Заволжским моторным заводом, кооперированным с Горьковским автозаводом. Конструкцию отличает высокая культура проектирования, при котором учтены современные достижения мирового двигателестроения и обеспечены наилучшие эксплуатационные и конструктивные параметры. Двигатель — короткоходный, двухрядный (угол развала 90°), компактный; допускаемая благодаря короткоходности высокая оборотность. верхнеклапанная конструкция газораспределения, компактная камера сгорания и достаточно высокая (для грузовика) степень сжатия (6,7) обеспечивают хорошую экономичность, низкий удельный показатель расхода топлива. Во многих деталях двигатель унифицирован с четырехцилиндровым, что весьма облегчит освоение его в массовом производстве. По поршневой группе, например, он базируется на двигатель «Волги» (у которого такой же диаметр цилиндра — 92 мм). В остальном конструктивные узлы и агрегаты автомобиля ГАЗ-53 не отличаются от ГАЗ-52. На автомобиле устанавливается четырехступенчатая коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления и синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Задний мост имеет главную пару гипоидного типа; возможно, что будет применен также дифференциал повышенного трения (кулачкового типа), предназначенный для повышения проходимости автомобилей ГАЗ-52, которые будут работать в сельской местности. Руль, тормоза и карданные шарниры также унифицированы с автомобилем ГАЗ-52, но в тормозной системе есть существенное отличие — применен гидровакуумный усилитель тормозов. В настоящее время изготовлены две серии опытных образцов автомобиля ГАЗ-53. В типаже автомобилей Горьковского завода он займет видное место, так как будет выпускаться в пяти модификациях (с бортовой платформой, с решетчатыми бортами, с тентом, с бортовым краном, с кузовом типа фургон), а шасси его будет использоваться также и для автобусов средней и малой вместимости, которые будут выпускаться Павловским и Курганским автобусными заводами. На базе основной модели грузовика ГАЗ-53 будет также выпускаться автомобиль ГАЗ-53К (с кабиной, расположенной над двигателем) и седельный тягач ГАЗ-53П.«КАРПАТЫ»Это новый междугородный автобус ЛАЗ-698. Цельнометаллический несущий кузов вагонного типа привлекает внимание своей обтекаемостью, красивой облицовкой крыши и бортов. Панорамное ветровое стекло кабины водителя, остекленные скаты крыши и увеличенные (по сравнению, например, с автобусом ЗИЛ-127) боковые проемы создают хорошую обзорность и способствуют лучшему освещению салона. Но не только внешними формами отличается новый автобус. По своей внутренней отделке и комфорту, созданному в салоне для пассажиров, он может смело конкурировать с современным самолетом. Регулируемые сиденья с подлокотниками выполнены так, чтобы многочасовая поездка из одного города в другой не была для пассажиров утомительной. На спинках сидений из пористой резины одеты чехлы с карманами для газет и журналов. Имеются также индивидуальные плафоны освещения для пассажиров; при желании пассажиры могут послушать в пути радио, закусить в буфете. В автобусе есть большой багажник, сетки для мелких вещей, вешалка для одежды, туалетная комната. ЛАЗ-698 рассчитан на 26 мест, в том числе для проводника и стюардессы. Автобус оборудован приточно-вытяжной вентиляцией. Проветрить пассажирское помещение в летнее время можно также, раздвинув крышу или открыв потолочные люки и форточки. Для поддержания в салоне комнатной температуры предусмотрено отопление. Наличие пневматической подвески колес обеспечивает плавность хода автобуса. Пассажир почти не ощущает при движении толчки от неровностей дороги. Другим важным преимуществом этой подвески по сравнению с рессорной, является то, что она не требует смазки. Передняя подвеска снабжена стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы — телескопического типа. Управление автобусом значительно облегчено благодаря применению в конструкции гидромеханической передачи и пневматического усилителя рулевого механизма. Передачи переключаются автоматически. Но предусмотрено и ручное переключение передач. Установленный на автобусе двигатель ЗИЛ-130 развивает мощность 150 л. с. Он расположен в задней части машины. Максимальная скорость автобуса 74 км/час. Габаритные размеры 9200 X 2500 X 3100 мм. Серийный выпуск автобусов ЛАЗ-698 начат на Львовском автобусном заводе.Слева: автомобиль ГАЗ-53 на испытаниях. Справа: автобус «Карпаты».