14
15
ВМЕСТО ОТЧЕТА О ПЕРВЕНСТВЕ СССР ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ КРОССУоследний раз мне довелось побывать на автомобильном кроссе четыре года назад. Он проводился в Ленинграде по традиционно-тяжелой программе. Тридцатикилометровое кольцо, которое нужно было описать три раза. На нем два труднопроходимых, вернее почти непроходимых участка — через реку Охта, где скапливалось иногда до десятка намертво завязших машин (их поочередно выволакивал на берег гусеничный тягач), и торфяное болото, для форсирования которого водители применяли целую серию различных приспособлений — от простой лестницы до сложных барабанных самовытаскивателей. Сколько машин получило тогда технические повреждения — трудно сказать, известно лишь, что к финишу их прибыло 34 из 65 стартовавших. Остальные. как говорится, «легли костьми на поле брани». Видимо, поэтому, когда в конце сезона собралась на свое заседание Всесоюзная автомобильная секция, чтобы обсудить вопрос, как сделать кроссы массовыми, никаких реальных путей предложено не было. Должно быть, присутствовавшие на совещании отцы автоспорта еще находились под впечатлением недавно содеянного, их мучили угрызения совести. С тех пор только еще один раз, в 1957 году, было проведено первенство страны по кроссу. А затем в течение трех лет лишь кое-где, скорее всего в силу инерции, еще практиковались удельные кроссовые гонки на грузови. ках. По многим признакам было видно, что пройдет еще год-другой и такие соревнования повсеместно отойдут в область предания. Этого, однако, не случилось. В октябре 1960 года под Горьким вновь состоялся автомобильный кросс на первенство Советского Союза. Он привлек 79 участников, прибывших на автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-69, ГАЗ-63, ЗИЛ164, УралЗИС из разных мест — Новосибирска, Ташкента, Москвы, Ленинграда, Ставрополя, Минска, Риги. Устроители кросса приняли многие меры к тому, чтобы условия соревнования как можно лучше отвечали характеру и особенностям привлеченной техники, а сама встреча была по-настоящему содержательной и эмоциональной. С этой целью длину кольцевой трассы сократили до 7 км. В результате зрители получили возможность видеть каждого спортсмена на дистанции 12 раз (а не три, как в Ленинграде) и в зависимости от этого столько же раз корректировать свои прогнозы о вероятном поПбедителе. Другими словами, в Горьком проводился автокросс на короткой трассе, т. е. на основе принципа, который уже несколько лет используется в мотоциклетном спорте. Кроме того, трасса на берегу Оки на всех участках была вполне проходимой для машин. Зато она почти не имела и прямых участков. Вслед за одним крутым поворотом тут же следовал другой и так без конца. Это обеспечивало надежную проверку боевых качеств участников — мастерства вождения, выносливости, воли к победе. В отличие от прошлых 1лет, когда на каждом автомобиле находилось двое (водитель и механик), на горьковском кроссе в кабине машины от старта до финиша был только один гонщик. Такой порядок упрощал систему зачета и, в условиях облегченной короткой трассы, вполне себя оправдал. Старты в этом автокроссе давались не раздельные и не парные, как это делалось раньше, а общие для всего класса машин сразу. Исключение составили лишь автомобили ГАЗ-51 и только потому, что их было слишком много (41). ГАЗ-51 уходили на дистанцию десятками с интервалами в две минуты. Но это являлось своего рода репетицией. На следующий день по сигналу одновременно пускалось в путь до 17 машин. Широкая стартовая площадка и удобный послестартовый отрезок трассы позволяли автомобилям свободно разойтись по дистанции. Наконец еще об одной важной новинке — об участии в кроссе спортсменов на автомобилях ГАЗ-69. Вездеходные автомобили впервые вышли на старт всесоюзных соревнований. И нужно сказать, что дебют оставил хорошее впечатление. Газики стремительно проходили дистанцию, легко справлялись с немногочисленными препятствиями, имевшимися на пути, чего, впрочем, никак нельзя сказать о тяжелых машинах. И только на песчаном броду некоторым из них, при попытке преодолеть ручей на слишком высокой скорости, пришлось не раз постоять с залитым водой двигателем. Но это уже от неумеренного стремления к победе. Все эти нововведения, несомненно, положительно сказались на кроссе, сделали его более живым, увлекательным. Многочисленные зрители, побывавшие на соревновании, несмотря на бедность радиорепортажа и отсутствие программы и списков участников, все же с интересом следили за ходом состязаний. В итоге двухдневной борьбы наилучших результатов добились армейскиеспортсмены. Они заняли первое и второе места в общекомандном зачете (в состав команд входило по шесть спортсменов). Три представителя Советской Армии — Н. Сокорев, И. Леонов и Н. Рохлин стали чемпионами Советского Союза. Третье общекомандное место осталось за «Спартаком». Спортсмен этого общества А. Погудин был удостоен золотой медали за победу в классе ЗИЛ164 — УралЗИС. Для спортсменов ДОСААФ участие в автомобильном кроссе явилось своего рода боевым крещением — они впервые выступали в столь крупном состязании. Поэтому, несмотря на то, что наше Общество было представлено на чемпионате наибольшим количеством участников (тридцатью), ни одному из них не удалось войти в число призеров. Нельзя не отметить, что в ходе кросса не четко был организован финиш участников. Некоторые из них, в силу недостаточного личного спортивного опыта и плохой работы судей-счетчиков кругов, прошли на один круг больше чем следует (13 вместо 12).*Теперь, когда отдано должное победителям и побежденным, организаторам, судьям и зрителям, мне хотелось бы поговорить о более важном и существенном. Между ярыми приверженцами кроссов и их не менее убежденными противниками давно ведутся дебаты о том — спорт это или не спорт? Почему же во взглядах, например, на водно-моторный или мотоциклетный спорт не существует двух мнений, а тут они налицо? Сторонники автомобильных кроссов утверждают, что эти соревнования, особенно если учитывать еще недостаточно развитую у нас дорожную сеть, имеют большое народнохозяйственное и военно-прикладное значение, поскольку участники приобретают ценные практические навыки в прохождении трудных дорожных участков. Кроме того, кроссы наряду с воспитанием высоких морально-волевых качеств позволяют проверять надежность конструкций машин и таким образом служат делу технического прогресса в автомобилестроении. Противники проведения гонок на грузовиках, в общем не отрицая доводов своих оппонентов, тем не менее считают, что речь идет не о спортивных соревнованиях, а о демонстрации шоферами своих производственных навыков, своего профессионального мастерства в вождении машин по бездорожью; кроме того, грузовые автомобили, поскольку они являются транспортными средст-14 вами народнохозяйственного назначения, не могут и не должны быть средствами спорта. Кросс в Горьком, хотя он, по общему мнению, выглядел лучше, чем предыдущие, все же сохранил в себе все типичные черты и недостатки, на которые обычно указывают критики подобного рода соревнований. Достаточно сказать, что многие участники первенства страны приехали без какой бы то ни было предварительной подготовки к нему. Исключение составили лишь армейцы, которые накануне провели отборочные соревнования. О том, что успех в кроссе зависел от чисто профессиональной подготовки, а не от спортивной квалификации участников, убедительно свидетельствуют такие факты, когда безразрядник Д . Ряженов («Труд») показал результат, значительно более высокий, чем, например, мастера спорта С. Акимов и Ю. Сидненко.Автомобильные кроссы возникли у нас в то время, когда автоспорт в стране, по существу, только зарождался. Не было специальной техники, предназначенной для спортивных целей, не было подготовленных трасс, не было учебной базы. Но молодежь не хотела ждать, она рвалась к техническому спорту. Естественно, что начинать пришлось с того, что было под рукой — на службу спорту были поставлены стандартные автомобили массового производства. На них стали проводиться соревнования по фигурному вождению, на экономию горючего, потом кроссы. Ареной состязаний являлись городские улицы и площади, дороги, естественные площадки. Цель соревнований состояла в выработке (и демонстрации) приемов и навыков искусного обращения с машинами, распространении передового опыта для использования его в народном хозяйстве. С тех пор много воды утекло. У нас,не предшествует никакая тренировочная работа, не предшествуют отборочные встречи и специальная подготовка машин? Соревнования у нас никогда не были самоцелью. Даже самые крупные из них являются прежде всего средством популяризации спорта, средством вовлечения в него масс молодежи, которая в процессе тренировок и подготовки к выступлениям закаляется физически, вырабатывает в себе ценные моральные качества, приобретает нужные технические знания и навыки. Возможно ли все это в автомобильных кроссах? Думается, что нет. Ведь не соревнуются же люди ни на' пароходах (для этого есть скутера), ни на паровозах, ни на грузопассажирских самолетах (для этого есть спортивная авиация). Нет никакого основания для вовлечения в орбиту спорта и грузовых автомобилей. Предназначенные для эксплуатации на средних режимах работы, они весьма болезненно реагируют на всякую перенагрузку, которая является прямым и неизбежным результатом скоростного характера кроссовых соревнований. Зачем же укорачивать жизнь этих машин? Тем более, что вносить серьезные конструктивные изменения в автомобили в порядке подготовки их к соревнованиям категорически запрещено правилами, так как это отрицательно влияет на эксплуатационные качества машин. Но это только одна сторона дела. Не менее важно учитывать отрыв автомобилей от выполнения хозяйственных задач и нерациональный расход их моторесурсов. Именно по этой причине до сих пор не удавалось хоть мало-мальски наладить тренировочную работу с кроссменами на местах. Вряд ли ее можно будет наладить и впредь. Руководители автотранспортных организаций бдительно стоят на страже хозяйственных интересов. И правильно делают. Нельзя ради сомнительной пользы от участия в кроссе нескольких спортсменов рисковать исправностью дорогих машин, безрассудно расходовать их моторесурсы и лишать предприятия транспортных средств.На финише В кроссе участвовало одиннадцать мастеров спорта. Но только один из них (Н. Сокорев, СКА, Новосибирск) получил золотую медаль. В классе ЗИЛ-164 — УралЗИС победу одержал спортсмен третьего разряда А. Погудин, в остальных двух классах — перворазрядники. Любопытный штрих. Когда до старта участников на автомобилях ГАЗ-51 оставалось несколько минут и была подана команда к построению гонщиков впереди машин, нужно было видеть, какой густой папиросный дым поплыл над поляной. Это спортсмены перед заездом для успокоения души спешили «затянуться на дорожку». Больше того, некоторые из них ухитрялись курить и во время гонки. В кроссе в группе автомобилей повышенной проходимости стартовали машины, имевшие арочные шины. Применение технической новинки вполне себя оправдало. Фото В. ДО В хотя ив небольшом количестве, появились специализированные спортивные и гоночные автомобили, появились гоночные трассы, организована широкая сеть автомобильных клубов, секций и кружков. Обогатился и «репертуар» автоспорта — за счет такого весьма перспективного вида состязаний как автомобильные ралли. Стали проводиться соревнования на собственных автомобилях, на очереди развитие картинга, который быстро может стать массовым. Сейчас мы можем полнее удовлетворить стремление молодежи к высоким скоростям средствами более эффективными и экономичными, чем грузовой транспорт. Настало время решить вопрос — можно ли отнести к спорту соревнования, которымАвтомобильный спорт должен развиваться на базе спортивного автомобилестроения. Поскольку оно у нас еще не широко развито, можно согласиться на привлечение к спорту легковых автомобилей, прежде всего для участия в ралли. Большим резервом автоспорта являются индивидуальные владельцы автомобилей. Выступлению же на грузовых автомобилях и особенно в кроссах пришла пора положить конец. По моему глубокому убеждению, с этим суррогатом автомобильного спорта должно быть покончено. Б. КУЗНЕЦОВ.От редакции: Публикуя эту статью в порядке обсуждения, редакция приглашает читателейособенно спортсменов и тренеров — высказаться на страницах журнала по существу затронутого вопроса..,£#&$Wз*