26
27
выступали в классах 125, 250 и 350 см 3 . Польский союз автомотоспорта ежегодно организует одно из крупнейших в Европе многодневных мотосоревнований — «Татранский рейд». По традиции эта трехдневна проходит в сердце польских гор — Закопане. В нынешнем году она проводилась в восемнадцатый раз и завершилась победой команды Чехословакии, завоевавшей «Большой приз Татр». Польские спортсмены заняли третье место, проиграв несколько очков гонщикам Германской Демократической Республики. Девять наших мотоспортсменов завоевали в этом соревновании золотые медали. «Польски Звензек Моторвы» принимает энергичные меры для повышения мастерства «многодневщиков». В этих целях трассы соревнований все больше усложняются: в "них вводятся новые элементы, требующие от гонщиков высокого индивидуального мастерства, выносливости, умения ориентироваться в различных ситуациях. Вся учебнотренировочная работа в клубах и направлена на воспитание этих качеств у спортсменов. Первенство Польши по мотокроссу проводится в шесть этапов. Победитель — чемпион страны — определяется по сумме очков, набранных в этих соревнованиях. Мотокроссы по числу участников уступают многодневкам, но популярность ~их неуклонно растет. Постепенно устраняется основное препятствие, тормозившее развитие кроссового спорта — недостаток специальных мотоциклов, особенно в классах 250 и 500 см'. Большой любовью у польских зрителей пользуются шоссейно-кольцевые гонки, но, к сожалению, они проводятся теперь реже, чем раньше. Объяс-Пожалуй, самое захватывающее зрелище экипажей на мотоциклах с колясками.намотокроссе • бор —няется это отчасти тем, что ряды кольцевиков в течение ряда лет не пополняются способной молодежью, которая предпочитает «жужель» — гаревые гонки, получившие у нас огромный размах. Этот захватывающий вид мотоспорта привлекает спортивную молодежь своей эмоциональностью, высоким накалом борьбы, обилием интересных международных встреч. «Жужель» стал столь же популярным в Польше, как, скажем, футбол или бокс. Первенство по гаревым гонкам разыгрывается в трех лигах. В первую лигу входят 10 ведущих клубов, во вторую и третью — по 8. Сильнейшими в стране являются спортивные клубы «Влукняж» («Текстильщик»), «Гурник» («Шахтер») и «Легия» (спортивный клуб армии). Ежегодно в стране разыгрывают личное и командное первенство с предварительными встречами и финалами. Итоги командного первенства страны не только выявляют чемпиона и призеров, но и определяют, каким двум клубам придется уступить место в первой лиге чемпиону и вицечемпиону второй лиги. Польский гаревый спорт добился успехов и на международной арене. Европейский финал первенства мира, разыгранный в августе минувшего года во Вроцлаве, принес победу известному польскому спортсмену Мариану Кайзеру, ставшему чемпионом Европы. Спортсмены Квочарский, Эннто и Полукард заняли соответственно третье, пятое и седьмое места. Трое наших гонщиков завоевали право участвовать в финальных соревнованиях на первенство мира. Все это говорит о несомненных успехах польсних мотоциклистов. В то же время мы отлично понимаем, что предстоит еще большая работа по дальнейшему развитию мотоциклетного спорта. Нашей «ахиллесовой пятой» является недостаточная массовость. В Польше зарегистрировано 750 000 мотоциклов, а клубы и спортивные секции насчитывают всего 30 000 членов. Сейчас намечены новые пути для вовлечения владельцев мотоциклов в клубы. Польский союз автомотоспорта в своей большой работе опирается' на поддержку всех клубов и спортивной общественности страны. В этом мы видим залог новых успехов нашего мотоспорта.На этом снимке запечатлен острый момент борьбы участников первенства по мотокроссу. Спортсмены идут «колесо в колесо».ВаршаваЗДИСЛАВ КУБЯК.27 Продолжение. См. «За рулем» Л£ / — / 5 за I960 г.и№1 за 1961 г. У СОЛЕНОГО ОЗЕРА Анкара — современный город, насчитывающий около полумиллиона жителей. Ее архитектура — смесь древних восточных и ультрамодных стилей. Через центр столицы протянулся бульвар Ататюрка, благодаря которому можно легко ориентироваться в городе. Самые красивые здания — в квартале Чанкайя, где размещены почти все дипломатические представительства. На противоположном холме древняя анкарская цитадель. За ней еще один холм с пыльными улочками без мостовых. Это уже предместье Анкары. Тут живет много людей, преимущественно бедняков. Выехав из города, мы движемся со скоростью 70 км/час прямо на юг. Затем широкая с асфальтовым покрытием дорога разветвляется. Поворачиваем налево. Наш путь лежит на Аксарай. Вскоре местность переходит в выжженую степь. Засохшая трава, чертополох, раскаленные камни. Вдруг с правой стороны видим большую белую площадь, напоминающую ледник. Перед нами — соленое озеро Туз Гелю. Оно лежит в самом центре Анатолии. Вода его так насыщена солью, что на поверхности озера откладываются кристаллы. Необозрим белый «ледник». Местами дорога проходит не более чем в 40 м от его берегов. Можно потрогать рукой это чудо природы. Мы проехали вокруг соленого озера более 80 км, но не видели ни колодца, ни источника. Здесь нет никаких поселений; окрестности мертвы и пустынны. Соль не добывают. ЛАГЕРЬ В СКАЛАХ Первоклассное шоссе сменяется плохой каменистой, пыльной и узкой дорогой. Жалобно скрипят кузова и оси автомобилей. Дорога медленно поднимается в гору. Едем на высоте примерно 1300 м над уровнем моря. Голубой автомобиль сзади, красный впереди. Из-за пыли сохраняем значительный интервал. Вдруг двигатель голубого автомобиля несколько раз чихнул; ему явно не хватает «пищи». Автомобиль проехал еще несколько метров и остановился.. — Что случилось? Приводим в действие электрический насос. Бензина в баке больше, чем достаточно. Почему же он не поступает к двигателю? Остановился и красный автомобиль. Проверяем топливный насос. Работает, но не подает бензина в достаточном количестве. Подсоединяем специальную трубку и погружаем ее в канистру с бензином. Двигатель заработал. Итак, трубопровод, но в каком месте? Несколько дней назад бензин капал из-под правого бака. Определяем, хорошо ли присоединен к нему трубопровод. Наконец загадка решена; оказались негерметичными запорные краны, которые вместо бензина засасывали воздух. Чтобы раскусить этот «орешек», потребовалось 4 часа. За Невшехиром начинается удивительная местность. Конусы песчаника, похожего на горные породы, высятся вокруг, как языческие божества. Под нами, на глубине 200 м, долина, в которой расположен целый городок с такими туфовыми фигурами. Поворачиваем влево к Терему. Дорога буквально низвергается в пропасть, к скалам. Когда-то чешские монахи скрывались в строениях из песчаника. Но то, что создано здесь христианами, превосходит все ожидания. Не только жилища в несколько этажей, но и целые храмы в скалах, причем со сводами и искусными украшениями. До сих пор сохранились надписи и византийские рисунки, фрески времен крестовых походов. Целый день осматриваем их и не перестаем Удивляться. Солнце накаляет скалы. Кровь стучит в висках, нужна во что бы то ни стало холодная вода. Ее в Гереме нет. На пыльной дороге Невшехир — Ургюп между строениями в скалах — небольшая площадка как бы специально созданная для лагеря. Над дорогой из скалы бьет мощный источник. Вода чистая, искристая и вкусная! У всех поднимается настроение. Раздеваемся, льем на себя воду. Снова и снова подставляем разгоряченные головы под струю холодной жидкости. Освещаем местность фарами. Туфовые фигуры под нами и около нас в вечернем свете придают всей местности таинственность. Вот уже в кастрюльке булькает гуляш. Разрезаем хлеб. Нам здесь особенно хорошо, и поэтому на столе появляется бутылка армянского коньяка — подарок, сделанный советскими друзьями в Албании. Условия приема радиопередач сегодня благоприятны. Известия чехословацкого радио разносятся по долинам и утесам. Но вот снова становится тихо. Только монотонно струится по каменному желобу источник, доставивший так много радости уставшим путешественникам. ЕЩЕ РАЗ ЧЕРЕЗ ТАВР Внутренняя Анатолия соединена горными дорогами с побережьем Средиземного моря. Въезд в предгорья Тавр через Нигдэ ничем не примечателен. Город Нигдэ — оазис в степной области, за которой тянутся ступенчатые плоскогорья высотой от 1000 до 1400 м над уровнем моря. У подножья погасшего вулкана Эрдживас (3990 м) большая равнина, по которой пролегает дорога, ведущая к перевалам Тавра. Посреди плоскогорья тянутся так называемые Султановы болота. Несколько километров далее дорога скрывается между утесами и через 200 м спускается на следующую 100-километровую, покрытую сожженной травой равнину, которая переходит в каменистую степь. Нет воды, нет даже признаков жизни. Укатанная дорога пылит. При встрече с каким-либо автомобилем машинально глотаем воздух, сдерживаем дыхание и снова вдыхаем только через несколько десятков секунд, когда главная туча пыли нас уже миновала. После подъема оказываемся на полуторакилометровом перевале. Пики высотой 3500 м покрыты снегом. Они похожи на вершины Татр или Альп. Но тут нет леса, растительность крайне скудна. Небольшие зеленые оазисы кажутся чудом. Выезжаем на дорогу первой категории, ведущую из Стамбула к Адану. Она пересекает по диагонали всю Турцию до границ Сирии. Преодолеваем первый большой подъем. Край меняется. Туи и сосны образуют леса на отвесных склонах гор. Поселений здесь больше, снова появляются колодцы и источники. Спускаемся до 900 м над уровнем моря. Вокруг автомобилей звучат цикады. Движение по горной дороге очень интенсивное. Много автобусов и грузовиков. Деревни и городки более современные и чистые, чем во внутренней Анатолии. Подчас они напоминают дачные места. Кое-где расширяются дороги. Нам приходится объезжать участки строительства ло бездорожью, руслам рек, иногда по болотам. Как же здесь пройдут легковые автомобили? Снова подъем на перевал высотой 1268 м над уровнем моря. Поражает контраст — современные виллы богачей и палаточные поселки турецкой бедноты, лесорубов и дорожных рабочих. Последний перевал и медленный спуск на равнину. Вокруг простирается плодородная область — вечнозеленая, весь год богатая водой. Достаточно получаса езды, чтобы попасть из плоскогорья Тавра в райское место, где плещутся волны Средиземного моря, растут пальмы, финики, лимоны, апельсины. Перед нашим взором огромные плантации цитрусовых; сейчас они пока еще зеленые, но через несколько недель станут оранжевыми, наступит время сбора урожая. К СИРИЙСКОЙ ГРАНИЦЕЮжную часть Турции нужно проезжать без задержки. А жаль, край очень интересный. Отличная автомобильная дорога между финиковыми пальмами и хлопковыми полями приводит прямо в Адану. Вскоре с правой стороны появляются Гатайские холмы. Они покрыты редкой травой. Целый день дует с моря ветер,28