алкоголь на психику и двигательные рефлексы организма. В условиях все более интенсивного движения по улицам и дорогам нашей страны автомобиль, управляемый нетрезвым водителем, становится источником особо повышенной опасности. Вот почему при расследовании серьезное внимание всегда уделяется выяонвнию вопроса о состоянии водителей, участвовавших в происшествии. Современные методы медицинского исследования позволяют с большой точностью установить, находится ли человек в той или иной степени опьянения. Об этом следует знать и помнить не только самим водителям, но всем окружающим. Как часто приходится слышать: радушные хозяева уговаривают приехавшего к ним в гости водителя выпить «за компанию». — От рюмки вина ничего не случится! — канючат недальновидные хлебосолы. — Вы нас обижаете! И вот гость, чтобы не обидеть хозяев, выпивает услужливо налитую ему рюмку... Вскоре наступает время отъезда, иРАВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮБИТЕЛЕИ ПРОФЕССИОНАЛОВводитель садится за руль. Иногда он без всяких происшествий благополучно доезжает до дома. Но с гражданином М., которого я защищал несколько лет назад, случилось иначе. ©месте с двумя знакомыми супружескими тарами он и его жена поехали на «Победе» навестить детей в пионерский лагерь километрах в семидесяти от города, Повидали детей, весело и хорошо отдохнули и перед отъездом сели закусить. Открыли бутылку портвейна, женщины приготовили еду. Зная, что ему, как водителю, пить вино нельзя, М. еще из города захватил несколько бутылок лимонада. Так как посуды было мало, он пил лимонад из того же стакана, в котором на самом донышке осталось немного вина, недопитого его женой. На обратном пути, проезжал через деревню, М. увидел на пути следования автомобиля двух девушек, идущих в том же направлении по краю шоссе. Ему показалось, что они собираются перейти на другую сторону, и он подал предупредительный звуковой сигнал. Одна из девушек остановилась, а другая отскочила влево ив тот же момент оказалась под колесами автомобиля. Не приходя в сознание, потерпевшая скончалась в больнице через несколько часов. Врач, обследовавший водителя, написал в заключении: «легкая степень опьянения». В суд были представлены прекрасные характеристики М. как производственника; коллектив ходатайствовал за него; обстоятельства наезда свидетельствовали о том, что потерпевшая сама допустила неосторожность; спутники, с2*которыми ехал М., говорили о том, что он не пил с ними вино, — все было напрасно, Нескольких 'Иапешь вина, оставшихся в стакане, из которого М. пил лимонад, оказалось достаточно, чтобы экспертиза установила наличие алкоголя. Опьянение водителя в совокупности с тяжкими последствиями происшествия обусловили осуждение М. к длительному сроку лишения свободы, Вышестоящие судебные инстанции, проверявшие по нашим жалобам дело, не нашли оснований к пересмотру приговора. Пары алкоголя у водителя не только усугубляют вину, но лишают его доверия следователя и суда. Никто тогда уже не верит обычным в таких случаях объяснениям оправдмвающи1хся водителей о «кружке пива» или рюмке слабого вина. Ни капли (спиртного за рулем — таково непреложное требование закона! Уголовный кодекс предусматривает ответственность других лиц, нарушающих действующие на транспорте правила об охране порядка и безопасности движения, если это повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, устанавливая наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (от. 213). По этой статье, например, могут быть привлечены к уголовной ответственности лица, оставившие без ограждения какие-либо препятствия на проезжей части улицы, в результате чего произошла авария с тяжкими последствиями. Несколько лет назад на одной из улиц небольшого южного городка производились ремонтные работы, во время которых на мостовой была вырыта довольно глубокая яма. Работы днем не успели закончить, однако на ночь яма не только не была освещена сигнальными фонарями, но даже осталась неогороженной. Этой же ночью в яму попал мотоцикл, причем водитель, вылетевший из седла, погиб, а пассажир, ехавший в коляске, получил тяжелые увечья. Среди местных юристов шли долгие споры о том, кого и по какой статье следует привлекать за это к ответственности. Теперь такие споры не возникли бы. По этой же статье может быть наказан и пешеход, грубо нарушивший правила уличного движения, если в результате созданной им аварийной обстановки произошел несчастный случай. Из кузова едущего по улице грузовика неожиданно выпрыгнул человек. Водитель следовавшей сзади «Победы», стараясь избежать наезда, круто вывернул руль и затормозил. В результате юза машина оказалась на трамвайном пути, проложенном с правой стороны улицы, где столкнулась с Двигавшимся навстречу трамваем. Машина была полностью разбита, в ее водитель погиб. Виновник этой трагедии — человек, спрыгнувший из кузова грузовика, отделался тогда штрафом в 25 рублей. Теперь он был бы привлечен к уголовной ответственности по ст. 213 Уголовного кодекса. Новое законодательство необходимо внимательно изучить во всех автомотоклубах и курсах но подготовке шоферов нашего оборонно-патриотического Общества. Надо, чтобы о возросшей ответственности за жизнь людей знал каждый выпускник АМК или курсов шоферов-любителей. Для этой цели было бы полезно, на мой взгляд, иметь в 11ПЕШЕХОДОВ, АВАРИЙНУЮ Б.У ДУТСОЗДАЮЩИХ ОБСТАНОВКУ, С УДИТЬклассах, где проходят 'занятия по правилам уличного движения, выписки из соответствующих статей Уголовного ко ­ декса. в долгу перед шоферами наши издательства. Д о сих шор не выпущено ни одной книжки, где бы в популярной форме раскрывались основные положения советского законодательства, касающиеся работы водителей автомобилей и мотоциклов. Хотелось бы, нтобы больше строгости проявляли работники квалификационных комиссий Госавтоинспекции при выдаче водительских удостоверений. Все эти меры в совокупности с введением общесоюзных правил движения должны способствовать повышению безопасности на улицах городов и дорогах страны. В. РОММ, адвокат.ЛО следамяашпхвыступлеингПРОКАТНЫМ ПУНКТАМ — АВТОМОБИЛИ С АВТОМАТИЧЕСКИМИ ПЕРЕДАЧАМИ Организация в соответствии с решением июльского Пленума ЦК КПСС прокатных пунктов выдвинула ряд вопросов по эксплуатации прокатных автомобилей, о чем писалось в8 номере журнала" «За рулем» в статье «Проблемы проката». Одна из таких проблем состоит в том, что большое количество прокатных автомобилей простаивает из-за поломок агрегатов и аварий, происшедших по вине водителей. Это является в какой-то степени закономерным. Действительно, большая часть клиентов прокатного пункта — начинающие автолюбители. Отсутствие достаточных навыков управления автомобилем нередко приводит к сжиганию сцеплений и поломкам коробок передач, затрудняет управление автомобилем. Всего этого можно избежать, если основную массу подвижного состава прокатных пунктов будут составлять автомобили «Волга» с автоматическими передачами, работа которых совершенно не зависит от квалификации водителей. К настоящему времени Горьковскин автомобильный завод накопил большой опыт в изготовлении таких передач. Устранены конструктивные дефекты, отработана технология производства. В 1961 году ГАЗ предполагает начать выпуск автомобилей «Волга» с модернизированной автоматической передачей. Прокатные пункты могут легко приобрести необходимые приспособления для обслуживания, проверки и регулировки таких передач и подготовить в течение 1—2 месяцев специалистов из числа штатных слесарей и механиков. Значительно упростятся вопросы снабжения этих машин запчастями и специальным маслом. В. СОЛОВЬЕВ, зам. главного конструктора ГАЗ.