• устарел программа ?HeК НАЛ ДА ОСС СН ОХО РС АНТ ИЬ ТЬВ статье «Не устарела ли программа?» ( с м . № 12, 1960 г.) авторы совершенно справедливо ставят актуальный вопросо пересмотре программ обучения шоферов III класса иповышении их квалифи к ации на II иI классы. Действующие программы обучения, изданные в 1957 годуМинистерством авт омобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, не отвечают требованиям сегодняшнего дня и нуждаются в переработке. Но нельзя согласиться с авторами статьи, что незначительное увеличение знаний при повышении квалификации сводится, по существу, только козна комлению с различными конструкциями автомобиля. В действительности это не так. Так, н апример , по квалификационной характеристике шофер II класса, к роме знаний, полученьых при обучении на III класс, д олжен дополнительно уметь управлять автомобилями всех типов имарок , определять и устранять эксплуатационные неисправности и самостоятельно выполнять все виды технического обслуживания автомобилей, проверять качество работ по техническому обслуж иваниюитекущемуремонту автомобилей иприцепов . К роме того, ш офер II «лаооа обязательно должен знать устройство, р аботуи техобслуживание наиболее распространенных автомобилей отечественного производства, правила пользования гаражнымоборудованием , основные сортагорюче - с мазочных материалов, м етоды работы передовых шо феров по увеличению производительности автомобилей и т. д . Шофер I класса, к роме навыков и знаний, обязательных для шоферов III и II классов, д олжен дополнительно уметь производить основные регулировочные работы, в том числе требующие снятия с автомобиля иразборки агрегатов и механизмов, п роизводить работы по ре монту автомобилей вобъеме , соответств ующем квалификации слесаря-монтажника 5-го разряда . К рометого , он должен получить основные сведения о материалах, применяемых при изготовлении иремонте основных деталей автомобиля, изучить организац ию ремонта автомобиля, технические условия работ, выполняемых при эксплуатационных ремонтах, основы организа ции первичного учета в автохозяйстве И т. д . Шоферы II иI классов должны не только твердо знать правила движения L*автотранспорта, но и уметь раскрыть их существо и объяснить вкаждомконкрет н ом случае, ч ем вызваны или обусловлены те или иные правила, а также их значение ворганизациибезопасногодвиже ния. Из приведенного выше видно, что шо фер, п ройдякурс обучения по повыше н ию квалификации, повышает вместе с тем свой культурно-технический уровень, углубляет и расширяет знания, полученные на различных этапах обучения, Что касается выдвигаемого авторами положенияотом , что критериемоценки повышения квалификации шоферовмо гут быть только уровень знаний о научных основах автомобильной техники иуровень навыков по отдельным ее отраслям, то оно весьма расплывчато, лишено конкретностии не может быть приемлемымпоотношениюк такой массовой рабочей профессии, к акшофер . Существующие программы подготовки и повышения квалификации шоферов , нуждаясь вопределеннойпереработкесучетом новейшей автомобильной техник и , развитием централизованных перево з окиизменением условий эксплуатации автомобиля восновном все же правильно определяютобъем знаний ипракти ческих навыков для водительских кадров. Главный недостаток в деле подготовкии повышения квалификации шоферов заключается, по нашему мнению , в низком качестве процесса обучения , неполноц енномпроведении практических работ, недостаточной учебно-материальной базе для проведения занятий по техничес комуобслуживаниюивождению автом обиля , отсутствии в школах новейшегооборудованияи новых моделей автомобилей. Для приближения обучения шоферов кпроизводственнымусловиями лучшег о освоения учащимися практических навыков по техобслуживанию автомобиля ивождениюнеобходимо создать при автошколах учебно-производственные автобазы с установленным планом пере возок. Учитывая, что большое количество во дителей имеютнизкуюобщеобразова тельную подготовку , н еобходимо ввести впрограмму , повышения квалификации шоферов на I класс раздел общетехни ческих сведений (основы физикиихи мии). Д о 1956 года органы Госавтоинспекции проводили экзамены по вождениюприповышении классности шоферов . С1956 года они были отменены . Ж изньпо казала, что экзамены по проверкема стерства вождениянеобходимо возобновить, о собенно исходя из требований безопасности движения . У сложнившиеся условия городскогодвижения , ш ирокое применение прицепов, автопоездов и т. д . т ребуют от водителя высокого мастерства вождения . Это значит, 'что при пересмотре программ необходимо включить вкурсобучениянекоторое количество часов на приобретениешоферамипра вильных навыков вождения автомобилей новых мароки управления ими вуслож ненных условиях. Так кик значительное количество водителей имеют слабый общеобразова тельный уровень знаний , крайне важно , чтобы шоферымоглипериодическипо вышать свою квалификацию, п ереходя последовательно из одного класса в другой (III—II—I). Исходя из того, что автомобильный парк непрерывно совершенствуется, внед ряются более производительные мето д ыорганизацииперевозокгрузови пасс ажиров , представляется необходимым увеличить стаж производственной работы для шоферов , п овышающихсвоюквалификацию на I класс, д о двух лет. Д оводы авторов статьи, что повыше ние классности шоферов не отражается на повышении производительности труда водителей, а приводит только к получ ению надбавки к зарплате, голословны иопытом работы водителей, р аботаю щих в автохозяйствах Главмосавтотранса, не подтверждаются. Наоборот, как правило, ш оферами - н оваторами , участникам ибригадкоммунистическоготруда являются водители, повысившие свою квалификацию. Д ля поднятия роли классности шофе р ов очень важно , чтобы руководство автобаз более строгоподходилокотборушоферов , направляемых на курсы повышения квалификации, учитывая не тольк оформальный стаж, но и деловые качества (высокие показатели производст венной деятельности, отсутствие нарушения правил движенияи т. д.). П одготовка водителей и повышение их квалификации — дело государственной важности инадо повести об этом на страницах нашего журнала большой раз говор. В. СТОЛОВИЦКИЙ, заведующий филиалом № 1 учебного комбината Главмосавтотранса.7