МотоцикламВ пятом номере нашего журнала за 1960 год была напечатана статья ленинградских инженеров В. Кушпиля и Ф. Субботина о замене двух карбюраторов мотоцикла М-72 одним. Статья вызвала много откликов. Это говорит о том, что недостатки существующей системы питания двухцилиндровых двигателей глубоко волнуют наших мотоциклистов. О чем же пишут нам читатели!НАДО СМОТРЕТЬ ВПЕРЕДотоциклы пришли ксовременному техническому уровню вследствие длительного процесса постоянных улучшений. Появление в свое время двигателей с двумя карбюраторами было большим шагом по пути увеличения его мощности — она возросла сразу на 20 проц. О бсудим серьезно, целесообразна ли замена двух карбюратороводним , т. е. возвращение к старой конструктивной схеме? Д аже те читатели, к оторыев своих письмах выступают за один кар б юратор , признают, что при нормальной работе двух мощность двигателя повышается. С переходомже на один карбю ратор при малых диаметрах коллекторов ( о коло 24 мм) ввиду большой длины трубопроводов возникает значительное сопротивление движению смеси, в ре зультате чего максимальная мощность машины снижается на 3—4 л. с. П риме нение жеколлекторовбольшого диаметра вызывает конденсацию смеси. При этом резко ухудшается работа двигателя и наступает ускоренный износ цилиндров. Нормальная работа двигателя соднимкарбюраторомвозможна , как показал многолетний опыт, только при до полнительном обогревательном устройстве. Н екоторые считают, что зимойлюбой двигатель (с одним или двумя карбюра торами) пускается одинаковолегко или одинаково трудно . Это не верно: в холодное время года при двух карбюрато рах легче пустить двигатель. При эксплуатации мотоцикла вследствие различных причин цилиндры неред к о начинают работать неравномерно . С помощью двух карбюраторов эту неравномерность можно свести доминимума . Один карбюратор такой возможности не предоставляет. М ожно назвать еще много «за» в пользу двух карбюраторов , но и приведенных должно быть достаточно. Почему же возникла проблема «одного карбюратора»? М ожнопредположить , что вследствие недостаточного знакомства мотоциклистов с правилами обслужи вания двухкарбюраторного двигателя (на это, в частности, у казываюти строки из многих писем). Но главная причина вдругом . Возникшая с появлением статьи В. Кушпиля иФ . Субботина дискуссия не случайна. Попытки любителей-мотоциклистов самостоятельно улучшить работу системы питания мотоцикла М-72 ибольшой поток писем вредакцию являются серьезным упреком конструкторам карбюраторных заводов, р обкозанимающимся вопросами технического прогресса. Д авно назрела потребность в выпуске новогокарбю ратора для двухцилиндровых двигателей свысокой точностью регулировоки большой износостойкостью, равной при м ерносрокуслужбы двигателя. Пока жеможнорекомендовать след ующее . Износ дроссельных золотниковМОДИН ИЛИ ДВА?НА ОДНОЙ МОДЕЛИ... 25 ЛЕТ!се авторы писем согласны тем, В используемые в настоящее свремя что на тяжелых мотоциклах карбюраторы К-37 морально устарели и не обеспечивают нормальной и бесперебойной работы двигателя. «Отечественным карбюраторным заводам пора пересмотреть конструкцию карбюратора К-37, имеющую двадцатипятилетнюю давность. В существующем конструктивном исполнении они затрудняют рациональную эксплуатацию двигателей» — такова основная мысль, высказанная авторами большинства писем. Об этом пишет нам по поручению rj пы мотоциклистов уЭв§дующ] Лежневского райистаиш^/ Уц^аивВтГкой области А. Мошксе^^^/даЯалев из Не винномысска, мосяЙГч Л. Зайцев. «Карбюратор К-37 с подъемным дроссельным золотником быстро изнашивается и золотник начинает дребезжать», — соглашается с ними Е. Настевич из Самарканда. Он пишет также, что регулировка карбюраторов часто нарушается, ее надо сделать более надежной и упростить. Этого же мнения придерживаются в своих письмах В. Карасев из Ростовской области, С. Шарапов из Новосибирской области, житель Ухты Г. Хомарито и многие другие. «Лишь тот понимает до конца «прелести» карбюраторов, кто сталкивался с ними на практике, — с горечью сообщает Н. Слесаренко из села Явленка СевероКазахстанской области. — Мой М-72 прошел всего лишь 8000 километров, а карбюратор уже вышел из строя. П. Ф. Воробьев из Кемерово, кроме того, считает, что при этих карбюраторах чрезмерно велик расход топлива — до десяти-двенадцати литров на 100 км пробега. К таким же выводам пришли и авторы многих других писем.СВОИМИ РУКАМИтинской области Б. Дугалов, В. Константинов из Джанкоя, И. Балыкин с завода Ростсельмаш и другие. Некоторые из приславших письма не только поддержали В. Кушпиля и Ф. Субботина, но и поделились опытом, рассказали, как своими силами осуществить такую переделку. Причем доводы в ее пользу приводились самые различные. По мнению т. Константинова два карбюратора должны повысить мощность двигателя, но на практике получается обратное, так как «добиться синхронной работы карбюраторов" очень трудно. Это обстоятельедег/Д^ожняет и эксплуатал ию ^ й ^ ^ м ^ » « * т ! г яд читателей мотиви'7Р0*тЛ'£ е *ВДна один карбюратор еще и ^моздкостыо существующей топливоподводящей системы.ОДИН ВМЕСТО ДВУХ —ЭТОНЕ ВЫХОДО днако в рядеи В. Кушпиляеудовлетворенные работой карбюраН торов предложение мотоциклисты подК-37 многие держали ленинградцев о замене двух К-37 одним К-59. «Иметь один карбюратор вместо двух — давняя мечта мотоциклистов», — пишет мотолюбитель из Орла Е. Батурин. Как бы в подтверждение этому читатель из Ростова Яковенко сообщает, что многие мотолюбители в городе переделали систему питания на «однокарбюраторную схему». За такую переделку высказались работник Агинской РТС Чиписем предложение Ф. Субботина было подвергнуто критике. «Считаю предложение технически неграмотным, ухудшающим не только характеристику двигателя, но и эксплуатационные качества машины в целом, — пишет Д. Мардер. — Два карбюратора обеспечивают несравненно лучшее наполнение цилиндров горючей смесью, а следовательно, увеличивают мощность двигателя. Кроме того, замена двух карбюраторов одним очень трудоемкая работа». Того же мнения придерживается и главный конструктор Ирбитского мотоциклетного завода т. Федоров: «Один карбюратор при оппозитном расположении цилиндров имеет серьезные недостатки. Возможность установки его вместо двух нам известна. Но стендовые и дорожные испытания двигателя с различными коллекторами и карбюраторами доказали нецелесообразность такой переделки». Таким образом, при обсуждении предложения В. Кушпиля и Ф. Субботина мнения разделились. Часть любителеймотоциклистов — за один карбюратор, другая (преимущественно специалисты) — за двухкарбюраторный двигатель. Кто же из них прав? Что лучше — один карбюратор или два? Какими должны быть эти карбюраторы? На эти вопросы редакция журнала попросила ответить автора книг по эксплуатации и ремонту мотоциклов М. Гинцбурга и инженера В. Бекмана. Ниже приводятся их ответы.22