Пленума ЦК КПСС. Для того чтобы успешно провести уборочные работы, учебным организациям Казахстана в этом году надо подготовить вдвое больше механизаторов, чем их было выпущено в прошлом году. Причем наряду с обучением шоферов и трактористов, мы будем готовить и комбайнеров. Эту почетную роль взяла на себя республиканская организация оборонного Общества. В Целинном крае потребность в водителях мы намечаем удовлетворить путем организации сети нештатных автотракторных школ уже в этом году, а потребность в комбайнерах — в будущем. Нашу инициативу поддержали партийные и советские организации края. Под автошколы уже выделены помещения; оплату преподавателей берут на себя организации предприятий и учреждений, чьих работников мы будем обучать. Все шире и шире развивается у нас в республике и движение за совмещение профессий. В совхозе имени Павлова Карасуского района Кустанайской области 30 шоферов приобретают специальность комбайнеров, а их жены овладевают навыками вождения автомобиля с тем, чтобы в страдную пору подменить своих мужей на уборочных работах. На многих курсах шоферов-любителей одновременно с изучением автомобиля учат и управлению комбайном. Прошлым летом 174 сотрудника железнодорожной станции Караганда, окончившие курсы ДОСААФ , у же работали на уборке урожая трактористами и комбайнерами. Но, конечно, движение за совмещение профессий, по существу, только начинается и должно стать поистине массовым. И оно скоро будет таким. Из учреждений и учебных заведений, с предприятий и строек республики поступаютмногочисленные заявки, в которых содержится просьба об организации курсов шоферов, трактористов, комбайнеров. Мы хорошо понимаем, что организации ДОСААФ не вправе ограничивать свою работу только учебными вопросами. Ведь к овладению техникой в основном стремится молодежь, любящая спорт. Областные и районные комитеты Общества обязаны как можно чаще проводить различные соревнования на автомобилях и мотоциклах. Примером в этом отношении у нас могут служить Алма-Атинский, Северо-Казахстанский и Джамбульский автомотоклубы. В СевероКазахстанском автомотоклубе, например, стало традицией по окончании программы подготовки шоферов проводить с выпускниками спортивные праздники, в частности, соревнования на мастерство вождения. Часто проводятся здесь и соревнования на знание правил уличного движения и экономию горючего. В них принимают участие на своих автомобилях и мотоциклах сотни жителей района. Северо-Казахстанский автомотоклуб выступил инициатором в проведении междугородных комплексных мотоциклетных соревнований, на которые пригласил спортсменов Западной Сибири и соседних областей Казахстана. Эти состязания с большим успехом прошли на основе самоокупаемости в городе Петропавловске. Заслуживает внимания инициатива комитета ДОСААФ г. Сарань Карагандинской области, выступившего в сентябре минувшего года организатором соревнования шоферов на вывозке целинного хлеба. В местной газете «Голос шахтера» было опубликовано обращение к водителям автотранспорта, занятым на вывозке зерна, и положение о соревновании. В положении предусматривалось, что первенство будет присуждаться за наибольшую переброску хлеба в закрома Родины с учетом тонна-километрового пробега автомобиля, соблюдения правил движения автотранспорта, экономии горюче-смазочных материалов и наименьшего пробега порожняком. На долевом участии автохозяйств был создан премиальный фонд для поощрения победителей. Судейскую коллегию возглавил секретарь горкома партии тов. К. Бегимов, а в ее состав вошли представители ДОСААФ , комсомола и профсоюзов. В соревновании приняло участие свыше 900 водителей; используя автопоезда, участники за два с половиной месяца вывезли 15 миллионов 221 тысячу пудов хлеба нового урожая. Инициатива саранцев была подхвачена водителями Кокчетава, Семипалатинска, Кустаная и других городов и районов республики. Большие и почетные задачи стоят перед нашей организацией. Но мы уверены, что при поддержке партийных и советских организаций республики, опираясь на народную инициативу, досаафовцы Казахстана с честью выполнят Их, помогут полностью обеспечить народное хозяйство республики кадрами высококвалифицированных технических специалистов. А. ПИКАНОВСКИЙ, заместитель председателя республиканского комитета ДОСААФ Казахской ССР.ВОЖДЕНИЕзяться за перо нас заставило острое чувство тревоги, вызванное результатами выпускных экзаме нов в ряде автомотоклубов столицы. Д ля нас явились полной неожиданностью многочисленные «провалы» наших учеников. Так, в АМК Калининского района пересдавать экзамены в ГАИ пришлось более чем половине слушателей курсов , в Мытищинском самодеятельном АМК из 27 человек 20 получили двойки , на курсах вЛюберцах не смогло сдать экзамены спервого раза 90 процентов буду щих шоферов. Внешне причиной такого плачевного итога работы преподавателей некоторыхАМКикурсов явилось изменение в практике приема экзаменов по правилам уличного движенияивождению автомобиля. Если раньше курсант решал задачи восновномв классе, на макете, — то теперь работники ГАИ стали совершенно правильно проверять не только теоретические знания, но и умение применять их в реальной обстановке движения транспорта и пешеходов, т. е. н епосредствен но в кабине автомобиля. Это позволило установить истинную причину неудач. В ходе обучения кур сантов мы допустили разрыв теории и практики. Естественно, что первая же глубокая проверка вскрыла порочность такой методики . Каковы же более конкретные проявления главного недостатка? Как преодолеть его в практической работе? Большой вред делу, на наш взгляд, наносит то, что в большинстве учебных заведений ДОСААФ преподаватели правил уличного движения работают в отрыве от инструкторов по вождению . А между тем преподаватели ПУД могли бы проходить темы целого ряда разделов программы непосредственно в условиях интенсивного движения транспорта, находясь сгруппойвкузове учебного автомобиля. Для этого в тематичес ком плане необходимо предусмотреть согласованное по времени проведение теоретических занятий с вождением автомобиля. Было бы целесообразно, чтобы разделы тем по вождению преподаватели отрабатывали совместно синструкторами . Д ля этого можно использовать макеты, на которых воспроизведены маршруты движения учебных автомобилей. Имеет смысл вменить в обязанность преподавателей выезжать синструкторами на трассу и там контролировать методикупро ведения занятия. Наконец, желательно, чтобы преподавательский состав имел инструкторские права и удостоверения шофера I—II класса. Опыт работы автомотоклуба Киевско го района городаМосквы полностью подтверждает целесообразность таких форм сочетания теории спрактикой . Преподавателем ПУДиодновременноинструктором по вождению автомобиля здесь работает И. Зельцер. Его курсан ты, как правило, сдают выпускные экзам еныспервого раза. Отрицательно влияет на качество под готовки шоферов также то, что во мно гих учебных заведениях при обученииВЗанятия по автоделу в Южно-Казахстанском автомотоклубе (г. Чимкент). -ОСНОВА ПОДГОТОВКИв ождению не соблюдается последовательность перехода от теоретических знаний кпрактическим , от простых элементов ксложным , от отдельных прие мов ккомплекснымупражнениямс постепенно возрастающей нагрузкой усложнением условий и обстановки обучения. Почти всегда это происходит из-за неправильного планирования изложения курса вождения автомобиля. Выполнение графика практическойезды попадает в зависимость от наличия инструктор ови исправности автомобилей, п ричем иногда разрыв впрактическом обучении достигает 1—2 месяцев. Н екоторые руководители планируют наибольшее коли чество часов вождения (до 40—50 про центов) на последний месяц, рассчитывая, что путем «натаскивания» они сум еют добиться высоких результатов на экзаменах. М ыглубокоубеждены , что часы, отводимые на вождение , необход иморавномерно распределять по всему курсу зследующемпорядке . Месяцы Кол. час. 1 023 Г! 10 4 12 5 121ловии — к огда курсант использует на вождение все положенные ему часы. А ведь практически две пятых из них уходят на подготовкук выезду, на постановку задачи перед курсантом , на вын ужденные остановки в пути. М ы считаем, что время, о тводимое на подготовку автомобиля к выезду и на вынужденные остановки, не должно идти за счет курсанта. К роме того, м ожно рекомендовать в пределах 5—6 часов увеличивать времявождения слабым кур сантам за счет отлично успевающих. М ногие автомотоклубы разрабатывают впомощь инструкторам маршрутные карты. Д елают их вкаждомучебном заведении по-своему. По нашему мнению , в такой карте целесообразно указывать: наименование задания иупражнения , вид машрута, его протяженность, направление и особенности движения . У пражне ния по вождениюв зависимости от их характера следует «привязывать» к оп ределенным участкам маршрута, что мо ж ет быть показано графически на марш рутной карте. Наличие такой продуманно составленной карты будет способствовать выработке единого взгляда на методикупро ведения того или иного упражнения , п о м ожет организовать изучение правил уличного движенияв тесной связи спрактикой . Понятно, что маршрутную карту можно менять и совершенствовать в зависимости от времени года. Влияет на качество подготовки шоферов иподборинструкторов . Среди них немало людейснизкимобщеобразова тельным уровнем . Бывает и так, что кобучениювождению привлекаются лица, не имеющие на это права. Значительная часть инструкторов работает по совместительству. На занятия у них уходит по 9—10 часов в день, а это значит, что практически, они не успевают следить за новинками автомобильной литературы, теряют свою квалификацию как преподаватели. Начальники школ иАМК зачастую не имеют возможности собрать инструкторов на методические сборы хотя бы раз в 2—3 месяца. М ы считаем, что вопрос подбора инструкторских кадров следует реши тельно пересмотреть. К обучению будущих шоферовможно допускать лишь людейсобразованием не ниже 7—8 классов, б езупречно знающих автомобиль и правила уличного движения , хор ошо владеющих методикой преподавания. С инструкторами необходимо систематически проводить занятия по правилам движения транспорта иметодикепрове дения занятий. Проведение таких занятий следует поручать лучшим методи стам-преподавателям автомотоклубов и школ. Подготовку молодых инструкторов можно вести, н апример , в городских (областных) автомотоклубах. При этом существующая программа их обучения (в Москве она утверждена городскимко митетом ДОСААФ ) д олжна , на наш взгляд, претерпеть ряд изменений . На методическую подготовку необходимоотвести 50 часов вместо 24, п редусмот ренных сейчас. Полезно дополнительно ввести 1—2 часа практической езды на каждогообучающегося , использовав это время для закрепления теоретических знаний на наиболее сложных участках местности. При продолжительности курсав3 месяца следовало бы предусмотреть не менее 8 дней на практику под руко водством опытного преподавателя. Несколько слов о контроле за работой инструктора по вождению . И нструктор , как известно, занимается не с большой группой курсантов, а скаждымв отдельности, п ричемв отрыве от распол оженияшколы или автомотоклуба. П ро верки, к оторые делаются начальниками учебных частей или начальниками АМК , бессистемны и мало эффективны. Поэтому мы предлагаем ввести в школах, к аждом автомотоклубе по одному старшему инструктору, о свобожденному полностью или на 50 процентов от практи ческих занятий, или ввести должности 2—3 старших инструкторов областного ( г ородского ) автомотоклуба. До решения этого вопроса следует все же значительно улучшить систему кон троля. К этому делу можно привлечь актив клуба, ввести дежурства наиболее опытных членов совета, к оторыепрове ряли бы работу инструкторов, оказывали им помощьвоформлениидокумен тов, следили за полным использованием времени, отведенного на практическое вождение. Еще одной серьезной причиной , м е ш ающей правильной организации учебного процесса и занятий по вождению , является плохое техническое состояние автомобилей, на которых обучаются кур санты. Перебои в снабжении запасными частями часто срывают графикипрофи лактики идругих ремонтных работ, п ри водят кпростоям автомобилей на ре монте значительно больше запланированного времени. Все это создает неор ганизованность вучебном процессе. Зачастую автобазы учебных организа ций ДОСААФ не полностью оборудова ны и не отвечают требованиям правил эксплуатации. Есть и такие, к оторыевообще ничего не имеют. К ним следует отнести, н апример , автобазу Московско го городского автомотоклуба. Такое положениесовершенно нетерпимо. М ы считаем, что вкаждой автобазе целесообразно иметь не менее 4—5 ре зервных автомобилей для подмены ушедших в средний и капитальный ре м онты или вышедших из строя на линии. Наконец базы постоянно должны иметь достаточное количество запасных частей с тем, чтобы не допускать про стоев во время ремонта и тем самым срыва графика подготовки шоферов. Пора прекратить комплектованиешколи автомотоклубов автомобилями, н егод ными для практическойезды . Вот некоторые вопросы, которые влияют на работу автомотоклубов. От их решения во многом зависит выполнение постановления IV пленума ЦК ДОСААФ СССР — дать стране два миллиона квалифицированных технических специалистов. А. ПАВЛОВ, старший методист МАМК ; М. ГОЛЬДЕНБЕРГ, инструктор-методист МАМК ./а 6-го 8П режде чем сесть за руль автомобиля, курсанты должныв классе приобре сти необходимые знания по устройству двигателя, сцепления, рулевого управления, т ормозов . Следует запретить допу скать квождению курсантов, если они не усвоили первые четыре темы по правилам движения . К сожалению , по различным причинам практическоевождениеопережает изучение ПУД иногда на 16—20 часов. Но ведь 20 часов вождения — это 40 про центов всей программы . За это время курсанты должны научиться водить автомобиль на разных передачах, п реодо левать дорсжные препятствия и управлять им вгородских условиях со ско ростью 20—25 км/час. Как жеможно обучить людей всему этому, если они не имеют никакого представления о правилах движения , если они не знают хотя бы основные дорожные сигнальные знаки! Расписание занятий нужно составлять так, чтобы изучение материальной части, П УДи эксплуатации предшествовало соответствующимупражнениям по вождению. При отработке 1-й темы по вождениюнепрерывное пребывание курсанта за рулем не должно превышать 30—60 ми нут, а в условиях городскогодвижения (после 20—25 часов занятий) п родолжи тельность непрерывного обучения не должна превышать 2—3 часов. При обучении вождениюнеобходимо строго соблюдать режим занятия и учебн уюнагрузку . П режде чем приступить к отработке упражнения , особенно впер воначальном периоде , полезно шире использовать учебные тренажеры . В АМКможно иной раз слышать реплики о необходимости увеличить коли чество часов на вождение . М ы считаем, что 50 часов вполне достаточно для высококачественной подготовки шофера III класса, но достаточно при одном ус1*3