12
13
замкнутых трассах со сложнымпрофи ­ лем, что приведет кповышению мастерства гонщиков , не говоряужеозначи ­ тельном увеличении интереса зрителей и вытекающих отсюда возможностяхор ­ ганизации соревнований на основе само ­ окупаемости. П ереход от заданногокилометражакзаданному времени движенияв часах приопределениигруппыв ралли такжеположительно скажется на выбореди ­ станций. Начальники их, о свобожденные от «погони за километражем » , смогут устраивать больше дополнительных со ­ ревнований и не бояться включать в состав трасс, н апример , г орныедороги , не позволяющие двигаться на больших ско ­ ростях, но зато необходимые для со ­ вершенствования мастерства спортсме ­ нов. Ш агом вперед является, безусловно, введение классификации для участников командных соревнований, в которыхне ­ с колькоэкипажей от старта до финиша единымколлективомборются за по ­ беду. О собое значение командные ралли икроссыприобретают , к огда стремятся сделать их круглогодичными видами спорта. В самом деле, з имойвснежных районах пороймогут возникнуть труд ­ ности, преодолеть которыеодномуэки ­ п ажу не под силу, но скоторымилегкоможет справиться команда. К томуже так ойпринципорганизации соревнований помогает обеспечить безопасность их участников. Н аконец , н есколько слов осоревно ­ ваниях по фигурномувождению или, как их теперь часто называют, на мастерство вождения в искусственно ограниченных проездах. Н ужноожидать , что на дальнейшем развитии этого полезного для всех автомобилистов вида спорта положительно скажетсявозможность проводить со ­ ревнования по третьей группе . Важно и то, что Федерация автомотоспорта СССР предоставляет теперь право пересматривать условия ипрограмму этих сорев ­ нований, вносить в них все лучшее, что подсказывают опыт и мастерство спортсменов. Правильно ли, что теперь прекращено начисление классификационных очков механикам автомобилей? Большинство считает это решение правильным. Те, к тос этим не согласен, б еспокоятсяотом , что уменьшится приростразрядников . Но разве нужно ради этого продолжатьпорочнуюпрактику увеличения рядов спортсменов-автомобилистов за счет ме ­ хаников, к оторым во времягоноки за руль-то браться строго - н астрогозапре ­ щено. Не исключено , что опыт вскорепод ­ с кажет необходимость каких-либо изме ­ нений ив новой классификации. Известны случаи впрошлом , к огда отдельные положения удавалось уточнить или под ­ править еще впериод действия классиф икации . Вот почемуспортсменам , т ре ­ н ерам , с удьям — всем, к омублизок авт омобильный спорт, — надо внимательно наблюдать за тем, к акое влияние она оказывает на развитие массовости и рост мастерства спортсменов , и сообщать свои замечания и пожелания Федерации автомотоспорта. Ю. Г ОФМАН , главный тренер по автоспорту ЦАМК СССР.ЧЕМПИОНСССРподводитНА ФИНИШЕ ЛЕДЯНЫХ ГОНОКР. БОГДАНОВ, чемпион СССР по гонкам на ледяной дорожке не довелось участвовать во всех первенствах страны и РСФСР по гонкам на льду, начиная с 1958 года , т. е. с тоговремени , к огда эти состязания были включеныв календарь. Л едяныегонки развивались стремительно. М отоциклы со стальными шипам и на колесах пробивали себе дорогу на стадионы многихгородов . И все жеу нас, с портсменов , специализировавшихся вэтом виде соревнований, не было удовлетворения . Н есмотря на рас тущую популярность, г онки на льду пребывали в числе второразрядных. Первенства носили полуофициальный характер. 1961 год принес, наконец, то, ч его так настойчиво добивалась наша спор ­ тивная общественность. Г онки на льду уравняли в правах сдругими видами мотоспорта . Ч емпионам впервые вручи ­ ли большие золотые медали . Но не ме ­ нее, а может быть, более важно, что все соревнования были проведеныпоопределенной системе, п озволившей вовлечь вмотоспорт тысячи мотоциклистов . Раньше первенство страны разыгрыва ­ лось междугонщиками , сравнительно небольшой группы . В этом году оно явилось заключительным этапом большо ­ го количества соревнований, п роведен ­ ных по единомуположениюиобщим правилам. О собенно показательна в этом отношении Российская Федерация . Здесь состоялись первенства городов , затем областей и, н аконец , первенства зон , где были отобраны кандидаты для финальных соревнований в Уфе. С юда съехались действительно сильнейшие гонщи ­ ки Федерации (одних мастеров спорта было более 30). Командная победаоста ­ лась за коллективомСвердловскойзоны , в состав которой входили уфимцы . В январе — феврале прошли первенства Белоруссии, У краины , М осквыиЛе ­ нинграда. О дной из любопытных особенностей соревнований этого сезона было проведениеоткрытых первенств, в результате которых , например, ленинградец А. З имин стал чемпионом Белоруссии. Трудно переоценить значение таких встреч для роста мастерства, о б ­ мена спортивно - т ехническимопытом . Чемпионат страны такжепроходилв Уфе — п ризнанном центре ледяногои гаревого мотоспорта . Г онщики продем онстрироваливысокое искусство езды , П ожалуй , единственным недостаткомсе ­ зона явилось отсутствие международ ­ ных соревнований. Наши гонщики были настроены по - б оевому . И мнекажется , победители прошлогоднего «Кубка дружбы » , ш веды Кнутссон иАндерссен , в этом году имели бы очень мало шансов попасть впервуютройку . М отогонки на льду чем-то напоминают бег спринтера. Заезд длится секун ­ д ы . За это короткоевремя надо моби ­ лизовать все умение, весь опыт, н акоп ­ ленный впроцессе длительных трениро ­ вок, иными словами, «выложиться до конца». Здесь почти нельзя ошибаться, п отому что времени для исправленияМо шибок нет. Только высокая техника ездыв сочетании с тактической гибко ­ стью может обеспечить успех. П ервен ­ ство страны дало в этом отношениибо ­ гатый материал для спортсменов итре ­ неров, выявило наличие разных стилей и различной тактики. По всем показателямгонщиком № 1 на льду является сейчас уфимскийма ­ стер Б. С амородов . Д везолотые медали, завоеванные имв классе 350 и 500 см " — лучшее тому доказательство. Ч емже Характеризуется мастерство двукратно ­ г о чемпиона? С амородов избегает риск ованнойборьбыи добивается успеха за счет высокой техники. Обладая отл ичным стартом, о н стремится сразу же вырваться вперед, но не для того , ч то ­ бы захватить внутреннююбровку , а чтобы иметь возможность беспрепятственно пройти вираж по средней линии. Здесь можно развить очень высокую скорость, не рискуя упасть, и такимоб ­ р азом , е ще больше увеличить отрыв. Р едкокому удавалось обойтиСаморо дова. Только дважды он уступил победув заездах. П о - и ному ведет гонкумосковский мастер А. Егоров (третье место, класс 350 см 3 ). О н не стремится занять какую- 1 то определеннуюлинию на дорожке . Его оружием является умение подобрать ключккаждомугонщику , найти лазейку для обгонав любых, казалось бы , самых безнадежных ситуациях. Так жеумелоиразносторонне действует всложной обстановке Ф . Ш айнуров (3-е место, класс 500 см 3 ). О н часто выходит победителемвострой борьбе, но уфимцу не хватает хладнокровияивыдержки . Его столкновение сЛ . Д робязко стоило ему очень важных очков . На протяжении всего сезона лично япридерживался тактики «малой дорож ­ ки», то есть старался проходить виражипоминимальному радиусу. Такая техника езды сложна, т ребуетбольшойтре ­ н ировки , у мения правильно выбрать мо ­ мент для резкого наклона мотоцикла, но в то жевремя она очень эффективна. М не удалось победить в трех заездах серпуховчанина В. Землянова иза ­ воевать золотую медаль в классе 175 см3 . П рогрессирующий от состязания к состязанию В. Земляное выступал на мощноммотоцикле ЦКЭБ, но неуме ­ ние преодолевать вираж по малому радиусу лишало егопреимущества . Превосходство малого радиуса стало очевидно для большинства гонщиков . М ногие ведущие ледовики , в том числе С. Старых и Е. Константинов, также стремятся теперь идти по малой дорож ­ к е . К слову сказать, оба эти спортсме ­ на (они заняли вторые места в классах 350 и 500 см 8 ), х орошо освоившие технику езды , грешат прямолинейной тактикой, о днообразнымпочерком . П рошедшиегонки на ледяной дорож ­ к е показали, что спортсмены ищут но ­ вые пути в совершенствовании мастер ­ ства. О тличным гонщиком в классе12 И ТОГИфДОМИНИРУЮТУ ФИМЦЫфДВЕПОБПобедители первенства страны по мотогонкам на льду совершили традиционный круг почета на... автомобиле. За рулем дважды чемпион СССР Б. Самородов. Фото Л . РЕЙСФЕЛЬДА. 175 смзарекомендовал себя Н. Васильев из Новосибирска , ставший чемпион ом РСФСР и выигравший первый этап первенства страны. К сожалению , из-за беспорядкавпарке , г де находились мо ­ т оциклы , о н лишился возможности усп ешно завершить борьбу . Х орошовы ­ ступали курянин В. Ш ушманов , эстонец Ю . Рандла, занявший третье место, у фимец Г. К адыров . Новые имена уви ­ 3 делимыив классе 350 см . Тревогу вызывает лишь положениев самом перспективном (международн ом ) классе 500 см3 , г де выступают восновномуфимцы . Я нисколько не хочу умалить их успехи, но разве можно считать нормальным , что вНовосибир ­ с ке , С вердловске , И ркутске , Хабаровс ке , г деспортсменовв десять раз больш е , ч емв Уфе, нет ни одной машины этого класса. П ридальнейшемраспре ­ делении мотоциклов этот недостаток нео бходимо устранить. Большой интерес представляет мото ­ циклетная техника, показанная на сорев ­ нованиях. Она свидетельствует о плод отворных творческих поисках наших спортсменов. Наиболее разнообразную технику мы увидели влегкойкубатуре . Как яуже писал, самая мощная машина ( 2 2 — 23 л. с ) , с проектированнаяв ЦКЭБ мотоциклостроенияконструктором Б. К армановым , была у В. Землянова. Н едо ­ с татком ее является большой вес (80 кг против 65 у «Ковровца»), Несколько гонщиков выступало на перспективных мотоциклахсзолотниковыми двухтактн ыми двигателями: л енинградецА . З и ­ м ин — на МЦ-125, б елорусскийгонщик В. К лизо — на опытной машинеминско ­ г о завода, В. К атомин — на мотоциклеконструкции В. Костина и Н. Михайлова, к оторая вызвала наибольший интерес у участников. Д вуммеханикам удалось создать современный двигатель (рис. 1 ) — н адежный , м ощныйс плавной характери ­ стикой. Показательно, что все три названные мотоцикла , входя в класс 125 см3 , тем не менее стартовали в классе до 175 см3 . К сожалению , недостаточный опытгонщиков не Позволил выявить воз ­ м ожности этих мотоциклов . Основная масса участников в классе 175 см3 выступала на «Ковровцах». Разница вмощности двигателей была здесь минимальной. Поэтому на результаты, наряду с мастерством спортсменов, б ольшое влияние оказывала конструкция ходовой части и характер шиповки . Рис. 1. На машине мастера спорта В. Катомина был установлен двигатель с золотниковым газораспределением.3Как показали заезды, ходовая часть К-125 вполне пригодна для гонок на льду. Укорачивание рам , более низкое расположение двигателя, уменьшение угла выноса вилки ничего, к роме вреда, не приносит. О днако руль должен быть обязательно вынесен вперед и значительно опущен вниз для большей за ­ г рузкипереднего колеса. Полностью оправдали себя резьбовые шипы ( с м . № 4 журнала «За рулем» за 1960 год ) с диаметром7мм (выступающая часть их 24—26 мм ) . Д ля шипов гонщики применяли различные маркин остьюдо 35 л. с. Но высокая ходовая часть, неправильный подбор давления в шинах не позволили ему занять место в первой пятерке . 3 В классе 500 см все гонщики выступали на двигателях ЭСО . М оторы работали на метаноле. О сновной жиклер — 290—310. О пережениезажигания составляло 42—43°, а степень сжатия была 14—16. Показательно, что сходы по при ­ чине неисправности двигателя были ред ­ к остью , и в этом большая заслуга наших механиков игонщиков . О собо надо сказать ошиповкетяже -Рис. 2. Так шипует колесо мастер спорта Николай Чернов,Рис. 3. Отлично зарекомендовала себя гидравлическая вилка с дополнительным жестким бугелем на мотоцикле мастера спорта С. Нерытова.Рис. 5. Мотоцикл, на котором выступал мастер спорта Г. Плешаков.стали, н о не нижечем ст-45. Рисунок шиповкипереднегоизаднего колес одинаков и очень напоминает изображ енную на рис. 2 шиповкумотоцикла3 класса 500 см . О динряд — в иражный , д ругой — стартовый, расстояние между шайбами ввиражномряду 25—30 мм , в стартовом — 40—60 мм . По мнению большинства тренеров игонщиков , р а ­ нее применявшиеся шипы Закревского свой век отжили . В классе 350 см3 были представлены машины двух марок — ЭСО-350, с оз ­ данные на базе гаревых ЭСО-500, и ИЖи . М ощныймотори легкая ходовая часть давали преимущество гонщикам, выступавшим на ЭСО . Д аже такие сильные мотоспортсмены , к акЮ . Д удорини В. Ильинский, стартовавшие на ИЖах, не могли претендовать на классное ме ­ сто. И сключение составил Б. А гапитов . Его ИЖ был снабжен экспериментальн ымтрехцилиндровым двигателем мощ -лых мотоциклов . Резьбовые шипы типа шведских, к оторые дали несомненное преимущество « К овровцам » , здесь, на мой взгляд, себя не оправдали. Не случайно, все трипризера первенства — Б. С амородов , Е. Константинов, Ф . Ш ай нуров отказались от резьбовых шипов и вернулись кклепанным . Я вовсе не отрицаю ряда преимуществ шипов типа шведских, н опреждечем их рекомен ­ довать, н ужна серьезная эксперимен ­ тальная проверка . Наиболее целесообразноерасположе ­ ние шипов изображено на рис. 2, г де показана шиповказаднего колеса мото ­ цикла мастера спорта Н. Чернова. О дин виражный ряд, симметрично ему второй ( п озволяющий ставить покрышкуидру ­ гой стороной ) и стартовые шипы, расп оложенныеелочкой . Так же зашиповано и переднее колесо. Не оправдал себя и развод шипов ввиражном ряду, так какв этом случае13На зимних трассах