Не устарела программа ?лиДА, УСТАРЕЛА,ГОВОРЯТ ЧИТАТЕЛИПосле опубликования в 12 номере журнала «За рулем» статьи инженеров Беспалько и Гельбурта «Не устарела ли программа?» в редакцию поступили десятки писем от преподавателей автомотоклубов ДОСААФ, работников автохозяйств, от многих шоферов-профессионалов. Во всех этих письмах содержится одобрение основного положения статьи о том, что программу пора пересмотреть. Читатели вносят много ценных предложений, направленных на дальнейшее улучшение подготовки и переподготовки водительских кадров. Ниже публикуется часть этих писем.может быть принят на курсы подготовки шофера I класса. Что касается пересмотра программы обучения будущих шоферов, то в ней, на наш взгляд, необходимо предусмотреть значительно большую практическую подготовку. Для этого надо увеличить количество часов на работы по разборке и сборке двигателя, систем питания, зажигания и других агрегатов.П. ЛУКЬЯНЦЕВ, преподаватель машиноведения и автодела.Слуцк.СУЗИТЬ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЙ При повыщении квалификации шофера на I класс надо готовить водителей по двум специальностям: шофер-дизелист и шофер по бензиновым автомобилям. Это даст возможность более детально изучить материальную часть, эксплуатацию и особенности ухода каждого типа автомобилей. В дальнейшем водители I класса должны специализироваться или в области эксплуатации дизельных, или бензиновых двигателей. Лодейное поле.Ю. МАЛОФЕЕВ, шофер-экскаваторщик.СИСТЕМУ ТРЕХ КЛАССОВ НАДО ОСТАВИТЬ Мне кажется, что изменять систему присвоения классности нет никакой необходимости. Гораздо важнее найти пути для того, чтобы присвоение каждого очередного класса не становилось пустой формальностью. Можно привести сравнение с присвоением спортивных разрядов. Спортсмен добивается каждого разряда на соревнованиях, выполняя нормы по данному виду спорта. Присвоение же разрядов шоферу, основная работа которого — вождение автомобиля, происходит без всякого учета его умения управлять машинами различных марок в сложных условиях. Вот и получается, что шофер III класса, имеющий среднее образование и стаж 2—3 года работы, иногда грамотнее подходит к вопросам эксплуатации автомобиля, лучше управляет им, чем шофер I класса. Я считаю, что было бы неплохо на курсах по повышению классности, кроме теории, проходить вождение автомобилей нескольких марок, в том числе, тяжелых дизелей и специальных легковых автомобилей. И еще одно предложение. Не надо забывать о шоферах-любителях. Они ведь тоже хотят повышать свое мастерство. На мой взгляд, было бы полезно, если бы шоферы-любители через определенное время получали бы право сдавать экзамен на звание водителя-профессионала. Ярославль.Б. ЖЕНИЛОВ, инструктор учебной езды.шают наезды и т. д. Поэтому, на мой взгляд, в будущей программе подготовки шофера-профессионала особое внимание следует уделить вопросам маневрирования, въезда в ворота и выезда из них, подачи автомобиля задним ходом и т. д. Обязательно надо ввести вождение автомобилей с прицепом, на что ныне, как правило, не обращают внимания. На мой взгляд, категорию шоферов II класса следует оставить. Дело в том, что к этой категории относится большое количество водителей, и она, таким образом, является как бы переходной к вершинам водительского мастерства. Следует только в программе подготовки шоферов II класса предусмотреть более глубокое теоретическое изучение автомобиля, вопросов технического обслуживания и эксплуатации. Программу же подготовки шоферов I класса надо составить, опираясь на практический опыт работы новаторов, передовиков производства, членов бригад Коммунистического труда.Н. СТАРОБАКИН, начальник 2-го грузового автохозяйства.ГЛУБЖЕ ИЗУЧАТЬ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ Современная техника становится все сложнее и сложнее. Но при этом, что греха таить, с обслуживанием автомобиля в пути у нас пока еще не все ладно. И часто бывает так, что водитель, недостаточно изучивший свой автомобиль, из-за незначительной поломки часами простаивает в пути. Этого, по моему мнению, можно было бы избежать, если бы при подготовке шоферов-профессионалов больше внимания уделялось устройству автомобиля, уходу за ним, устранению различных технических неисправностей. Вождение автомобиля освоить несложно. А вот устройство требует глубокой теоретической подготовки.Н. ИВАНОВ, слесарь.Томск.УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ, А НЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Я не совсем согласен с авторами статьи, которые утверждают, что настало время специализировать водителей по типам автомобилей, ссылаясь на то, что из-за сложности техники современный водитель не в состоянии быть одновременно механиком, электриком, слесарем и т. п. На мой взгляд, авторы забывают о том большом резерве, который появился у нас после опубликования закона об укреплении связи школы с жизнью. В самом деле, выпускник средней школы с производственным обучением умеет теперь читать чертежи, пользоваться технической литературой, знает электротехнику и т. д. А это значит, что и все вопросы эксплуатации автомобиля освоить ему будет несложно.Н. ОЛЕЙНИК.УСИЛИТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ШОФЕРОВ Полностью согласен с авторами статьи «Не устарела ли программа?». При обучении водителей и повышении их мастерства, на наш взгляд, следует ввести две категории: шофер-профессионал и шофер I класса. Эти категории должны присваиваться следующим образом. Шофер-профессионал получает квалификацию в результате обучения в автомотоклубах ДОСААФ, учебных комбинатах или на курсах. После трех-пятилетней практической работы и при наличии образования не ниже 10 классов по рекомендации руководителей своего предприятия и профсоюзной организации он 8ЛУЧШЕ УЧИТЬ ВОЖДЕНИЮ Практика показала, что лица, окончившие автошколы, приходят в хозяйство зачастую с недостаточными навыками вождения автомобиля. Нередко при первых же попытках самостоятельной работы они разбивают автомобили, соверНаши дискуссии,Йошкар-Ола.