26
27
ТАКТИКА в тот Оновая техника езды — все это изменило характер кросса, превратило его, по существу, в скоростное соревнование. Теперь гонщики не растягиваются на многие километры, как это было раньше, а идут «кучно», группой, борясь за каждую секунду, за каждый метр. В новых условиях следует по-иному взглянуть и на тактику мотокроссмена. Тактика в кроссе до последнего времени сводилась в основном к сравнению возможностей своей машины и машин противников, тщательному ознакомлению с трассой (выбор самых удобных проездов — «срезок», мест обгона, выходов на препятствие), обдумыванию стартовых вариантов. Иными словами, вся тактическая подготовка проходила до начала соревнования. Развитию же тактического мышления в процессе самой гонки не уделялось внимания, так как на длинной трассе в этом не было особой необходимости. Ныне же на передний план выдвигается тактическая и психологическая подготовка кроссмена, умение его бороться в большой группе равных по силе спортсменов с помощью разнообразных тактических приемов. Какие же особенности имеет тактика в современном кроссе? В ходе борьбы спортсмен довольно часто «нападает», стараясь обойти впереди идущего, или «обороняется» —• препятствует обгону. В первом случае, кроссмен хорошо видит соперника. При определенном навыке и развитом спортивном мышлении он в состоянии предугадать его замыслы. Идя на колесе У противника, он может присмотреться к тому, как тот берет препятствия, подметить у него ошибки, неточности и, используя их, на одном из кругов выйти вперед. Сложнее действовать в обороне, так как противника не видно, и угадывать его намерение приходится интуитивно. Но ив этих условиях можно проводить эффективные приемы. Оборонительная тактика позволяет сконцентрировать силы к определенному моменту, чтобы быстро оторваться от соперника. Действия в обороне сложны своей гибкостью. Каждый круг надо стремиться идти поиному, не повторять одних и тех же приемов, чтобы противник не мог предугадать ваших намерений. Пока что большинство наших мотоспортсменов (даже ведущих) еще уступает в тактическом мастерстве лучшим зарубежным гонщикам. Объясняется это, в частности, малым количеством соревнований на современных трассах. Для освоения в короткий срок опыта ведения тактической борьбы — выработки умения мгновенно оценивать обстановку и принимать правильные решения целесообразно проводить специальные тренировки по тактике. Они, как показала практика, разнообразят тренировочный процесс, в значительной степени повышают к нему интерес гонщиков, а главное — быстро дают желаемый эффект. КАК ОБУЧАТЬСЯ ТАКТИКЕ Разминка. Обычно считают, что разминка нужна мотоспортсмену только для подготовки организма к повышенным нагрузкам. На самом деле она необходима и для подготовки к ведению тактической борьбы, так как сумма несложных упражнений повышает возбудимость центральной нервной системы и быстроту реакции, помогает бороться с отрицательными эмоциями, в частности, с чрезмерным волнением на старте. Разминку мы начинаем с небольшой (2—3 минуты) пробежки, а затем выполняем несколько упражнений для рук и плечевого пояса (отжимание от земли, мах руками, вращение корпуса, наклоны в стороны). Особое внимание уделяется кистям рук, так как на них в заездах падает большая нагрузка. Очень полезно сделать самомассаж кистей, а также наклоны головы в разные стороны. Для гонщиков подвижных, легко возбудимых разминка должна быть непродолжительной и не очень интенсивной. Для медлительных и флегматичных по натуре спортсменов необходима более длительная и интенсивная разминка. В среднем же она должна продолжаться 10 минут и заканчиваться к началу прогрева двигателя, за 15 минут до старта. Мы практикуем разминки как перед тренировками, так и перед выступлением на соревнованиях. Старт — самый волнующий момент гонок. Удачное начало соревнования способствует подъему спортивного духа, вселяет уверенность в успех. Поэтому отработке старта надо уделять серьезное внимание. До того, как станет известно стартовое положение гонщика, нужно оценить различные точки стартовой линии по отношению к первому повороту (тумбе) и мысленно попробовать выйти к нему из различных стартовых положений, по различным радиусам — внутренним и наружным. Необходимо продумать действия после команды «марш» как при задержке, так и при удачном старте. Если старт взят плохо, не следует «атаковать» тумбу в группе — нужно стараться идти по большому радиусу, чтобы иметь возможность маневрировать. У тумбы возможен завал, кроме того, вся группа движется по малому радиусу, что снижает ее скорость, поэтому, идя с заходом (в стороне от основной группы), можно даже выиграть во времени и сразу же обойти многих участников. Чтобы быстрее набрать скорость, можно на старте слегка поднять машину на заднее колесо и таким образом уменьшить его буксование. Умение маневрировать среди стартующих позволяет уже в начале гонки обеспечить место в группе лидеров. Различные стартовые ситуации изучаются нами на тренировках следующим образом. На ровной площадке флажка-тренировочный круг для отработки старта: 2 — «идеальная линия». обеспечивающая максимальную скорость на поворотах; 3. 4, 5 — варианты I. II, Ш (№ 1 «обороняющийся», № 2 «нападающий»); 6 (а и б) — разметка площадки для обучения тактике на поворотах: 7одна из практических задач по выработке тактического мышления: 8 — схема тренировочной трассы.НЕ СИЛОЙ, А УМОМ «В кроссах берут не силой, а умом». Эти слова хорошо знакомы спортсменам-мотоциклистам. Но подлинный смысл их становится понятен именно сейчас, когда мотокросс претерпел большие изменения. Короткая трасса (2—2,5 км), до предела насыщенная поворотами и препятствиями, мощные и легкие мотоциклы,26 КРОССЕЮ. ТРОФИМЕЦ, мастер спорта, тренер.м и обозначается круг (рис. 1) диаметр ом 20—30 м , г рупповые старты (7—10 за тренировку ) даются при заведенных двигателях с использованием стартовой резинки . В этих условиях сразу возникает борьба за лидерство. На ко ­ р откомкруге вырабатывается чувство пространства и стартовая резкость , к о ­ т орой так часто недостает кроссовик ам . Малый круг , к рометого , заставляет идти сзаносомзаднего колеса на пово ­ роте, что, на наш взгляд, н ужношире внедрять вкросс . Стартовая резинкапомогает вырабатывать хорошуюреакцию . Заезды мыпроводимс «правым» и «левым» к ру ­ гом.ся в месте пересечения раньше стем , чтобы избежать возможногостолкнове ­ ния. Во времяобгона на поворотелюбого радиуса могут возникать различные си ­ туации. Н ижехарактеризуются наиболее типичные случаи. Вариант I (рис. 3). Обороняющийся на высокой скорости близко подходит к поворотному флажку. Нападающий в этом случае должен сместиться в сторону от флажка и сохранить малую дистанцию, но достаточную, чтобы избежать столкновения при пересечении. Так как нападающий раньше подаст газ, то при выходе из поворота или же к концу следующей прямой он сможет оказаться впереди. Вариант II (рис. 4) Обороняющийся подходит к повороту по линии нападающего в первом варианте. Последний в этом случае старается вклиниться между флажком и обороняющимся, чтобы заставить его сбавить скорость, а самому выйти вперед. Главная задача здесь заключается в том. чтобы оказаться на пересечении раньше обороняющегося. Это достигается использованием максимальной скорости на прямой и близким подходом к флажку (тормозить надо как можно позже и резче). Вариант III (рис. 5) Обороняющийся выходит к повороту по малому радиусу на малой скорости. Нападающий должен идти большим радиусом (по «идеальной линии») и на высокой скорости обходить соперника.Повороты. О сновнымместомобгона являются повороты . И менно здесь иза ­ вязывается основная борьба за выход вперед . С точкизрения тактики, п ово ­ рот можно проходить свободно ( к огда нет противника) в нападении ивоборо ­ не. Свободные повороты преодолеваются на максимальнойскорости . Д ля этого на тренировкахопределяют «идеальн уюлинию » д вижения (рис. 2). Эта ли ­ ния, образованная пришироком заходе, как бы срезает вершину поворота и позволяет выйти кпротивоположной стор онедорожки . «Идеальная линия» о бес ­ печивает наивысшуюскоростьи дает возможность пройти поворотбезлиш ­ Используя тот или иной вариант, н уж ­ него переключенияпередач . но учитывать положение препятствий до входа вповорот , длину прямой посДействуя в нападении, н ужноизбе ­ ле него и характер следующего препятгать ездыследом за противником , п о ­ ствия. В нападении сериюповоротовстому что это затрудняет торможение, малыми радиусами целесообразнее маневринеизбежно влечет за собой проходить попервому или второму вап роигрыш . В том случае, если напариантам. На поворотежесбольшимра ­ дающий движется в стороне от сопернид иусом , к огдадои после него слека, о нможет маневрировать итормо ­ дует длинная прямая , в ыгоднееприме ­ зить в наиболее близкойкповороту нять третий вариант обгона ( о собенно точке, обеспечивая «плотный» выход к он эффективен, к акуже указывалось, на нему на высокойскорости . О т нападаюп ервом стартовом повороте ) . щ его требуется очень тонкое чувство дистанции. Сохраняя ее минимальной , Действия обороняющегося во всех необходимо обеспечить свободу дейстслучаях сводятся ктому , чтобы, сохравий при пересечении (скрещивании) п у ­ няя высокуюскоростьпрохожденияпо ­ ти, то есть возможность быстро пере ­ воротов, обеспечить себе лидирующее меститься влево или вправо от линии положение. езды противника. При скрещивании пуКак же строить тренировки , чтобы тей обороняющийся старается оказатьразвивать тактическое мышление? Натравяной площадке ставят двеповорот ­ ные тумбы (флажки) на расстоянии 40—50 метровдруготдруга , к акэтопоказано на рис. 6а. Г онщики разделяются на группыпо3 человека икаждый из них получает ин ­ дивидуальное задание. П риведем прим ер (рис. 7). Г онщик № 1 получает за ­ дачу действовать воборонепопервому варианту и делать поворот у самого флажка . Гонщик № 2 должен входить вповорот «с заходом » так, чтобы на пе ­ р есечении обогнать гонщика № 1. П е ­ р едгонщиком № 3 стоит задача обой ­ ти гонщика № 2, действуя повторому варианту (включиться междуфлажкоми гонщиком). Получив задание, г онщикитеоретиче ­ с киразбирают все возможные варианты, а затем примерно десять разповто ­ р яют их практически . После этогопро ­ водятся тренировочныезаездыбезин ­ д ивидуального задания, чтобы выяснить, н асколько усвоены тактические приемы . После того , к акспортсмен усвоил тактику прохождениякрутыхповоротов на малой скорости ( в округ двух флаж ­ ков), следует увеличить радиус поворо ­ та, ставя на каждом из них ещепофлажку (рис. 66). Так, варьируя радиусами, и зменяютскорость на поворотеи отрабатывают тактические навыки. Заключительный этап тренировки — заезд по специальной тренировочной трассе (рис. 8), р асположенной на ров ­ ной травяной площадке , и включающей самые различные повороты — о тострого (вокруг одного флажка) д о диаметром в 50 м . В заезде участвует вся груп ­ па спортсменов , дистанция — 2 круга , старт — о бщий . Прямые участки. Задача кроссовика на прямых участках — улучшить или со ­ хранить свое положение . Достигается это тактическимманеврированием : з а ­ хват в начале прямойвыгодногоположе ­ ния для взятия следующего поворота, выход на наветренную сторону на пыльных участках, в ыбор наиболее твердого грунта для уменьшения буксировки и т. д . Финиш. Э торешающий этап гонки . Здесь очень важно сохранить спокойст -27