22
23
Если же пользоваться одометром, то нужно обязательно вносить поправки на отклонения его показаний от расстояния, определяемого километровыми указателями. Очевидно, что, располагая только параметром «средняя скорость», нельзя составить точного расписания прибытия на все пункты КВ. Можно лишь рассчитать примерный график прохождения ориентиров — километровых указателей, перекрестков, населенных пунктов, — расстояния до которых точно известны, и то только на ближайший отрезок пути. Впоследствии после каждого пункта KB необходимо вносить коррективы или даже заново составлять расписание для последующих этапов. Располагая параметром «средняя скорость», участник, приблизившись к очередному пункту KB, должен точно определить его местонахождение на дистанции, т. е. расстояние от предыдущего пункта KB или от старта. Затем, исходя из заданной средней скорости, надо вычислить норму времени движения до этого пункта KB и астрономическое время прибытия по основному расписанию. Когда фактическое время прибытия совпадает с расчетным, участник проезжает желтый флаг и сдает судьям свою контрольную карту для отметки. Если он опоздал, то также сдает карту для отметки, и в дальнейшем, в зависимости от принципа ралли, вносит поправку либо в расписание (ПС, ДР), либо в режим движения (ДР, ПР), стремясь на возможно коротком расстоянии войти в основное расписание. Конечно, на секретном пункте KB спортсмен должен сделать отметку в контрольной карте независимо от опережения расписания. Но после этого требуется задержаться на время опережения, чтобы войти в основное расписание. Очевидно также, что допущенная однажды ошибка в определении расстояния, а следовательно и астрономического времени основного расписания, не может быть впоследствии исправлена. Не выявленное участником отклонение сохранится на всем протяжении ралли, вызывая начисление штрафных очков на каждом пункте КВ. В большинстве ралли 1961 года параметры «время на расстояние» и «средняя скорость» перемежались. Причем параметр «средняя скорость» чаще всего совпадал с принципом «постоянства скорости», хотя это отнюдь не было правилом. В ралли, трасса которого состоит из нескольких участков, в маршрутные карты можно вписывать данные о протяженности каждого участка и норму времени на его прохождение. Таким образом, участники получают возможность заранее составить расписание прибытия на замыкающий пункт KB каждого участка и корректировать рабочее расписание. Благодаря этому устраняется влияние сделанных на одном участке ошибок на движение по другому участку. Сведения о расстояниях, не указанных в маршрутной карте, могут объявляться и по прибытии участников с трассы очередного участка. Проведение ралли по комбинированной системе в сочетании с ориентировкой по карте будет способствовать повышению штурманского мастерства наших раллистов и послужит дальнейшему совершенствованию организационно-тактических форм соревнований.мотоциклисттак, исполнилось ваше заветное желание: сданы экзамены в Госавтоинспекции, в кармане лежит новенькая книжечка — удостоверение водителя мотоцикла. Вам известно, как нужно трогать машину с места, как тормозить, где нельзя стоять, а где — даже останавливаться; как надо поворачивать, разворачиваться. Уверенные в своих силах, вы смело направляете послушный мотоцикл по оживленной улице родного города и... сталкиваетесь с первыми трудностями. На улице вы не один. Это особенно ощущается в тот момент, когда мимо вас, ускоряя и замедляя стремительный ход, маневрируя и останавливаясь, проносится лавина разнообразных машин. Сразу же выясняется, что одной пары глаз, отпущенных вам природой, явно мало, что от вашего внимания не должно ускользать очень много различных явлений, а вся обстановка не имеет ничего общего с изъезженной вдоль и поперек учебной площадкой, где вам хорошо знакома каждая щербинка на асфальте. Как же быть? На чем следует сосредоточиться, чтобы езда на мотоцикле была безопасной для вас и для окружающих? Давайте проедемся вместе по городу. Вы — за рулем, я — на пассажирском седле. Вы, конечно, прежде чем выехать на трассу, внимательно проверили техническое состояние машины, обратив особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, а также на состояние шин. Номерной знак у вас чистый, документы в кармане, а в ящике лежит комплект инструмента. Кажется, все? Нет. Раз вы едете с пассажиром, обязаны проинструктировать его. Пассажир должен знать, что на виражах и поворотах надо наклонять корпус в ту же сторону, куда наклоняется водитель, а на остановках ставить на землю ту же ногу, которую опускает водитель. Длинное пальто, платье или юбку пассажир должен подобрать, чтобы они случайно не попали в спицы заднего колеса. Машина заведена. Вы сели сами и затем пригласили пассажира, предупредив, чтобы при посадке он не пользовался подножкой как стременем, а сначала перекинул правую ногу через седло и потом уже, когда мотоциклИтронется, быстро поставил обе ноги на подножки. Сами же вы перед тем, как тронуться с места, уже выполнили одно из важнейших правил безопасности — посмотрели назад и пропустили быстро едущий транспорт. На первых порах не следует ехать со скоростью более 35—40 км/час. Вы так и поступаете. Смотрим на спидометр, стрелка его подрагивает на цифре 40. Как будто все в порядке. Но вдруг слева вы видите недовольное лицо обгоняющего вас водителя такси. Левые колеса его «Волги» почти касаются осевой линии. Ясно. Вы уже нарушили одно из главнейших правил безопасности: «Не пользоваться левыми рядами, когда свободны правые ряды», и невольно помешали другим. Никогда в дальнейшем не забывайте об этом! Однако едем дальше. Впереди большой перекресток. Здесь улица, по которой мы движемся, пересекается с магистралью. Сразу же внимательно осмотрите перекресток. Во-первых, обратите внимание на тип светофора и его сигналы. Затем ваше внимание должно быть обращено на дорожно-сигнальные знаки и указатели, которые наверняка здесь имеются. Разделительные линии гостеприимно приглашают вас занять нужный вам ряд. Но что это? Сзади резко скрипнули тормоза автомобиля. Вы невольно оглядываетесь. В опасной близости от вас стоит самосвал. Оказывается, вы забыли подать сигнал — знак перестроения в рядах и чуть не угодили под колеса МАЗа. Вот вторая серьезная ошибка. Учтите! Почти касаясь линии «Стоп», вы стоите перед перекрестком в ожидании разрешающего движение сигнала. Зеленый свет. Вперед! Пусть скорее останется позади «опасный» перекресток. Уже пересечены обе его границы. Еще газку! Но тут вам самому приходится с силой нажимать на оба тормоза. Хорошо, что инструктор приучил вас пользоваться обоими тормозами. Иначе вы сами, забыв обратить внимание или попросту не заметив сигналов водителя, машина которого перестраивалась в левый ряд, врезались бы в ее задний бампер. Вот видите, сколько ошибок вы уже сделали. А проехали по городу всего лишь 700—800 метров. И заметьте, что22 Советы молодомуводителюНА УЛИЦАХ ГОРОДАво всех этих случаях аварийную обстановку создавали вы сами, так сказать, без «помощи» других водителей. А ведь очень часто бывает, что некоторые, еще неопытные водители, подобно вам, тоже создают опасную обстановку на проезжей части. Вот вы, например, заметили, что У едущей впереди машины замигал правый указатель поворота и она замедлила ход. Из правил движения вам известно, что нельзя обгонять впереди едущий транспорт, если его водитель подал сигнал остановки или поворота. Но ведь обгон производится с левой стороны, а машина, как об этом свидетельствует указатель, явно собирается повернуть' направо. «Обгоню!» — решаете вы и резко увеличиваете скорость, чтобы... сейчас же услышать визг собственных тормозов. Что случилось? Почему вы были вынуждены резко затормозить? А потому, что едущий впереди водитель включил правую мигалку по ошибке. Эту возможность учли составители правил, запретив в подобных случаях обгон до полного выяснения намерений обгоняемого водителя, а вы — не учли... Еще пример. Вы едете в свободном правом ряду и вдруг у впереди едущей машины, находящейся в левом от вас ряду, загорается стоп-сигнал. Здесь надо немедленно тормозить, так как не исключено, что машина сразу метнется вправо к тротуару, лишь на мгновение сверкнув указателем поворота. У грузовиков некоторых марок указателей поворота нет вообще. Необходимо помнить, что их водители сигнализируют о поворотах и остановках рукой или открыванием дверцы кабины. Многие мотоциклисты делают и такую ошибку. На большой скорости «протискиваются» между автомобилями, стоящими у перекрестка, чтобы очутиться как можно ближе к стоп-линий. Ну, а что, если в этот момент, в силу тех или иных причин, откроется дверца у одного из стоящих автомобилей? Правила движения рекомендуют оставлять между машинами интервал не менее метра ив движении, и на остановках. Во время первых поездок не следует без крайней необходимости выезжать за пунктирную осевую линию при обгоне или объезде, хотя правила и разрешают это. Не надо также обгонять крупногабаритный транспорт: троллейбус, автобус или большой самосвал. Следует с предельной осторожностью проезжать мимо стоящих автобусов и троллейбусов, заглядывая при этом под кузов: не видны ли ноги идущего человека. Если мостовая суха и протектор шин не изношен, даже малоопытный водитель может довольно быстро остановить мотоцикл. Иное дело, когда дорожное покрытие увлажнено или (еще хуже!) покрыто ледяной коркой. В этих случаях торможение с выключением сцепления нередко приводит к боковому скольжению заднего колесазаносу. Чтобы его избежать, останавливайте свой мотоцикл, нажимая на оба тормоза с обязательным опережением на тормоз заднего колеса и не выключайте муфты сцепления. Если занос все же начался, немедленно прекращайте торможение и слегка поверните руль в сторону заноса. И лишь когда машина снова пойдет прямо, — тормозите эпять. Вообще на скользких дорогах надо особенно осторожно пользоваться и тормозами, и ручкой газа. Гораздо надежнее правильно рассчитывать расстояние и уменьшать скорость при приближении к местам остановки, повороту и т. п. Однако для первой поездки довольно: над городом сгущаются сумерки. Теперь от вас потребуется особая осторожность, в особенности, если ваш путь пролегает по незнакомым и недостаточно освещенным улицам. В ряде городов пользование дальним светом запрещено, а ближний свет освещает дорогу впереди на сравнительно небольшое расстояние (30—40 метров). Следовательно, видимость сильно ухудшается. Вообще ночью, даже на хорошо освещенных улицах, не следует развивать скорость, которой обычно пользуются в дневное время, и производить обгон без крайней к тому необходимости. Самое лучшее — принять за правило при езде ночью сокращение скорости на 25—30 процентов против дневного времени. Лучше выбирать маршруты, проходящие по хорошо изученным улицам: это хоть и дольше, но безопаснее. Ночью избегайте подозрительных пятен на мостовой, наезд на масляное пятно может вызвать падение, а люк открытого колодца приведет к тяжелой аварии. Если вас ослепит встречный транспорт, немедленно подайте знак перестроения правой рукой и осторожно приблизьтесь к тротуару. Заглушите двигатель и немного подождите, пока не отдохнут глаза. Вообще при появлении усталости глаз продолжать движение не следует. Защитные очки необходимы водителю мотоцикла всегда, но особенно нужны они при езде в непогоду. Не пренебрегайте очками! Несколько слов о вождении мотоцикла с боковой коляской. У таких машин отсутствует маневренность, которая присуща одиночкам. Поэтому особую осторожность надо проявлять на поворотах и главным образом на поворотах в сторону коляски, так как на таком повороте, проходимом с большой скоростью, коляска может оторваться от земли, опрокидываясь вместе с мотоциклом. В заключение хочется сказать, что можно и нужно уметь управлять всякими мотоциклами, но делать это надо с полной и высокой ответственностью перед самим собой и перед вашими пассажирами, доверившими вам свою жизнь. Твердое знание правил уличного движения и неуклонное их соблюдение, точная и быстрая оценка складывающейся в каждый отдельный момент уличной обстановки, основательное знакомство со своей машиной и тщательный уход за ней — вот те три пункта, которые смогут гарантировать вам безопасность в пользовании таким прекрасным транспортным средством, как современный мотоцикл. Д. АБЕЗЬЯНИН,преподаватель, спортсмен 1-го разряда.Рисунки Р. Казакова.23