ВМЕСТО КРОССА ПРОВОДИТЬ ДРУГИЕСОРЕВНОВАНИЯПеред участниками автомобильного кросса, к ак известно, ставится задача — пройти заданный маршрутвкратчайшее время, сохранив в хорошем состоянии автомобиль И перевозимый на нем груз. Однако при судействе этих соревнований мне часто приходилось наблюдать, как автомобили сходили из-за поломок с дистанции или финишировалисперекошенными рамами, сломанными рессорами и кузовами. Часть из них естественно требовала капитального ремонта. В связи с этим у меня часто возникал вопрос, нужен ли автомобильный кросс? Статья «Спорт или не спорт?» не оставляет сомнений на этот счет. Автор прав ив том, что скоростной хар актер кроссовых соревнований укорачиваетжизнь машин, и в том, что они отрываются от выполнения хоз яйственных задач. Как не поддержать его обоснованное предложение — полож ить конец автомобильным кроссам. Пора решить этот вопрос рази навсегда. В то же время нельзя согласиться с В. Кузнецовым в том, что не следует «вовлекать в орбиту спорта грузов ые автомобили». Водителям таких машин есть чем заняться в спорте, причем с пользой для своей професл7^епортаили НЕ СПОРТ?•сии. Взять, например, соревнования на мастерство вождения в городских условиях или состязания по фигурному вождению. Это очень пол езные соревнования, на которых не может быть никаких поломок автомобилей, а расход топлива измеряется иногда граммами. На мой взгляд, целесообразно проводить соревнования ив условиях нормальной эксплуатации автомобилей: по выполнению планов перевозок, экономии топлива и шин. повышению производительности машин. Соревноваться могут между собой шоферы , колонны, автохозяйства. При проведении таких соревнований можно будет отк азаться от кроссов. В. Б ЕРЕЗКИН , судья всесоюзной категории, член президиумавсесоюзнойколлегии судей ФАМС .ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, КАК ОРГАНИЗОВАНЫ СОСТЯЗАНИЯ Вопрос оразвитии автомобильного спорта широко обсуждался недавно общественностью Центрального автомотоклуба работников автотранспорта Латвийской ССР (ДСО «Даугава»). Этот вид спорта еще очень молод в нашей республике, желающих заниматься им много. На какой базе он должен развиваться? Гоночные и спортивные автомобили пок ау нас промышленностью не выпускаются . Надеяться на индивидуальных владельцев машин нельзя. Опыт показывает, что даже в ралли регулярно участвуют лишь немногие из них. Основная масса любителей автомобильного спорта — это работники автобаз, и выступать в соревнованиях они могут, к ак правило, па серийных, повседневно эксплуатируемых автомобилях. В прошедшем году, развернув работу только в двух легковых таксомоторных парках Риги, мы добились неплохих результатов. Спортсмены приняли участие в 11 соревнованиях. Было подготовлено 74 разрядника и6 мастеров спорта СССР. Но в столице республики имеется еще 18 автохозяйств, в основном грузовых, где работает около 10 тысяч человек. Как же вовлечь их в ряды спортсменов, на чем им соревноваться? В какой-то мере решить этот вопрос позволит картинг. Но если речь идет о массовости спорта, то тут без грузовых автомобилей не обойтись. Эта истина вряд ли требует доказательств. Другое дело, выбор вида соревнований, их организация. Возьмем автомобильные кроссы. Они часто проводятся непродуманно: подбираются трудные. почти непроходимые трассы, у станавливаются чрезмерно длинные дистанции. В результате большое число автомобилей сходит по техническим причинам. Некоторые руководители автохозяйств выставляют на соревнования автомобили, ко- • торые скоро должны стать на капитальный ремонт. При этом рассуждают примерно так: все равно, мол. они не «делают» план. И когда так ие ' автомобили выбывают из соревнований, считают. что в этом повинен сам кросс. Кроссы оправдывают себя, если они правильно и умело организованы. Об этом надо вести речь, а не о ликвидации их. Мы поддерживаем решение Московского городского автомотоклуба о привлечении шоферов грузовых автомобилей к участию в ралли. Польза от них будет большая, особенно для молодежи, тем более, что темп движения на дальних рейсах соответствует заданным скоростям . в соревнованиях. Лучшие спортсмены могут впоследствии пересесть на специально подготовленные для спорта машины . Мы считаем необходимым использовать все возможности для массового вовлечения шофероввзанятия автомобильным спортом. Во всяком случае, сейчас преждевременно отказываться от соревнований на грузовиках. Наоборот, такие соревнования должны проводиться вшироких масштабах. Э. КИОППЕ, ст. и нструктор Центрального автомотоклуба работников автотранспорта Латвийской ССР.ДА, СПОРТСтатья Б. Кузнецова «Спорт или не спорт?» меня очень удивила. Автомобильный кросс — у влекательный , популярный и нужный вид спорта. Хочу ответить на вопрос, что побуждает соревноваться на грузовых автомобилях. Во-первых, они — самое распространенноеи доступное транспортное средство. Во-вторых, автомобильные кроссы позволяют шоферамвыработатьв себе такое ценное качество, к ак навыки в преодолении труднопроходимых участков пути. В том, что кроссы надо развивать , у меня нет сомнений. А. ШОРНИКОВ.Москва.НА БАЗЕ СПОРТИВНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Прочитав статью тов. Кузнецова вжурнале «За рулем», решил поделиться своими ' соображениями по данному вопросу. Я шофер II класса, ударник коммунистического труда, участвовал в кроссе на первенство города Юрмала. Соревнования проводились на Рижском взморье по пересеченной местности, трасса была тяжелой. В результате многие автомобили пришлось потом ремонтировать. У одной машины было погнуто крыло, у другой появился стук в двигателе. у третьей поломались подкузовные брусья и т. д. Изза этого целый рабочий день автомобили простояли вгараже . Больше того, было затрачено немало времени и средств на их восстановление. Поэтому я вполне согласен с тов. Кузнецовым, что кроссы должны развиваться на базе спортивного автомобилестроения, а грузовые автомобили следует использ овать по их прямому назначению. А. МАРЧЕНКО, шофер II класса.СОРЕВНОВАНИЯ НА ГРУЗОВИКАХ НУЖНЫ«Нет никаких оснований для вовлечения грузовиков в орбиту спорта», — утверж дает автор статьи «Спорт или не спорт?». Согласиться с таким утверждением не могу. Все зависит от того. к ак организовать соревнов ания . Конечно, если проводить автомобильный кросс на непроходимых участках, то это ничего, кроме поломок машин и других неприятностей, не даст. Другое дело, когда соревнования организованы умело, интересно. Они привлекают много участников, позволяют выявить недостатки конструкции автомобилей. Наш Криворожский автотрест каждый год устраивает состязания на грузовых автомобилях по дорогам области. Перед их участниками ставится задача: как можно быстрее с грузом преодолеть дистанцию без нарушенийправил движения. Польза от таких соревнований большая. Если же их проводить не один, а два-три раза в год, то эффект будет еще разительней. Для подготовки к ним не потребуется снимать автомобили с линии, т аккакшоферы могут тренироваться в процессе работы. Это будет массовый автомобильный спорт, тесно связанный с производственной жизнью автохозяйств. И в том. что такие соревнования нужны, нет сомнения. С. Х РИПУНОВ , шофер I класса.НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ Организаторы кроссов поступают неправильно, используя грузовые автомобили, к ак гоночные средства. К участникам кросса следует предъявлять строгие требования. При езде спортсмен должен строго соблюдать правила безопасности движения, умело, не «коверкая» м ашины , проходить препятствия. Короче, грамотное вождение автомобиля, а не лихачество — вот условие, при соблюдении которого можно устраивать автомобильные кроссы. Е. ТИХОНОВ Сталинабад.Кривой Рог17