/ЧЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ\Zmi\i\jr л С. ГРисунки Г. Возлинского.Н а начальных этапах овладения навыками управления ••автомобилем курсант обычно допускает много ошибок. Они вредно отражаются на материальной части учебного автомобиля, а иногда вызывают даже поломку его узлов и деталей. Поэтому такие занятия, к ак правило, проводят не на самих автомобилях, а на тренажерах . Тренажеры, используемые автошколами в настоящее время, страдают одним весьма существенным недостатком — они не воспроизводят действительную дорожную обстановку. А ведь в основном она и определяет выбор и порядок тех или иных приемов управления автомобилем. Нам удалось устранить этот недостаток, создав учебный автомобиль-тренажер (см. фото). Для этого в автомобиле ГАЗ-51 мы удлинили кабину стаким расчетом, чтобы в ней можно было установить второй ряд сидений. Для лучшей видимости он поднят на 15 — 2 0 см относительно первого. Перед ним смонтированы два тренажерных управления. В тренажерное управление входит все, что имеется на рабочем месте шофера: рулевое колесо с колонкой, щ иток приборов, педали сцепления, тормоза, стартера и управления дроссельной заслонкой, рычаги ручного тормоза и переключения коробки передач. Контрольно-измерительные приборы включены в цепь и являются действующими. Механизмы тренажер ного управления имеют нагрузочные пружинные устройства и при работе требуют такихже усилий, к акив реальной обстановке. На контрольном щитке 1, установленном перед инструктором, имеются лампочки 2, которые загораются при включении того или иного органа тренажерного управления. Автоматическое включение лампочек происходит следующим образом. Токовый провод (плюсовой) подведен к изолированному от массы контактному устройству 3. При работе сцепления контактное устройство через педаль 4 соединяется с массой, з амыкая электрическую цепь. Головка контактного устройства благодаря пружине перемещается перпендикулярно площадке педали, что обеспечивает плотный контакти не нарушает ее работу. В головке контактного устройства имеется регулировочный болт, которым можно устанавливать момент контакта устройства с педалью. Подобным образом работает и педаль тормоза 5. Три контактных устройства под педалью газа б отрегулированы таким образом, что при положении педали, соответствующем малым оборотам коленчатого вала, на контрольном щитке горит только одна лампочка. При дальнейшем перемещ ении педали Средние обороты) она достигает второго контактного устройства — и на контрольном щитке загорается вторая лампочка. На максимальных оборотах горят все три лампочки. При помощи подобных контактных устройств, приводимых в действие ползунами крышки коробки передач 8и рычагом переключения 9, загораются лампочки, сигнализирующие о включении определенной передачи. Рычаг ручного тормоза связан со скользящим контактом. Предлагаемый автомобиль-тренажер имеет ряд преимуществ и перед обычными учебными автомобилями. Он обеспечивает одновременное обучение 2-3 человек вместо одного, позволяет увеличить время, непосредственно проведенное курсантом за рулем автомобиля. Это даст возможность лучше подготовить будущих шоферов к практической работе в народном хозяйстве. Н. КОМИССАРОВ.Опыт лучших — всем АМН