яяаЮь wmОБ ОДНОМ МЕСТНОМ СОРЕВНОВАНИИ СПАРТАКИАДЫо дно из воскресений обычно пустынный холм на северной окраи не Саратова преобразился. П оло щутся по ветру стяги, возле спортсме нов толпятся празднично одетые люди и всюду, куда ни взглянешь, — м отоцик лы. На гул моторов с раннего утра потянулись к вершине холма любители спорта. О тсюдадолжны начать свой путь участники первой в Саратове мотоцик летной однодневки, к отораяоткроетго р одскую спартакиаду по техническим видам спорта. Н емало сил было положено , чтобы вывести на старт команды от всех райо нов и крупных предприятий города. Председатель городского комитета ДОСААФ (он же главный судья соревнований) А. Киселев, оба тренера автом отоклуба — В. М едведеви П. Аристов в последние дни не досыпали, сами вычертили 70 маршрутных карт, работали за машинисток, готовя документа цию. И, к ажется , потрудились не зря . Пятьдесят мотоциклистов стоят гото вые кбою . С реди них и бывалые спортсмены, и совсем еще новички, н е давно надевшие мотошлемы . Кое-кто стартует на личных машинах. Над холмомкружит самолет Саратовс кого аэроклуба. В этом клубе впервые сел за штурвал пионеркосмосаЮрий Гагарин. М олодые пилоты приветствуют участников соревнований. Да, именно такой многолюдной, праздничной и представлялась намго родская спартакиада. Н опоспешимк нулевому KB, чтобы не пропустить начало стартов.ВПЕРЕДСТАРТОМсменяется булыжником , затем короткийотрезок накатанной грунтовой дороги , а дальше — проселок с рытвинами, ухабами, колдобинами. Д орога особенно тяжела на участке Аткарск — Петровск. Чтобы уложиться в график, н ужно идти на максимальной скорости. П о тому, к ак настойчиво продвигаются участники от одного пункта KB кдруго му, чувствуется, что энтузиазма и спортивного задорау них хоть отбавляй. Вот на высокой скорости идет предсе датель первичной организацииДОСААФодного из предприятий Б. Гитлин. О н сменил проколотуюкамеруи пытается наверстать упущенное время. Н е оставляя трассы, трижды ремонтируетв пути свою машину студент техникума Е. Тверское. М ожно восхищаться настойчивостью и волей этих ребят. И темобиднее видеть, к ак незнание правил соревнований сводит на нет их усилия. Несколько спортсменов заблудилось, так как ни разу не заглянули вмаршрутную карту. Н ередкогонщики нарушали пра вила движения , п роезжая под закрытый шлагбаум, п реждевременно подъезжали к пункту KB и совершали другиеошиб ки. Д ело доходило до печальных курье зов. Четверо участников, прекративших соревнования, вернулись не к месту старта, а домой . Судьи же сбились с ног, разыскивая их врайоне250 - к илометро вой трассы. Во всех этих прогрешениях нельзя винить только спортсменов. По-видимому, при подготовке соревнований они не могли получить квалифицированныйсовет и деловые указания работников автомотоклуба, тренеров, судей. П озже мы убедились, что это действительно так.ГДЕ СТОЯТЬ ФЛАГАМУчастникам многодневок известны флаги, которые предупреждаютопри б лижении пунктов контроля времени. В основных условиях ив Правилах соревнований по этому поводу сказано : «За 200 мдо KB устанавливается белый флаг, а за 20 м — желтый». На трассе саратовской однодневки все это выглядело по-иному. Н аодном из пунктов KB желтый флаг (кстати, вместо него использовался красный) находился за судейским столом, на дру г ом — у стола, а на третьемегозаме нял маленький флажок , едва различимый с мотоцикла. Л егко себе представить, к акуюнеразбериху внесло такое «оборудование» KB, к аконо путало спортсменов, впервые стартовавших в соревнованиях на регулярность движе ния. Гонщики, принявшие старт первыми, не обнаружилив поселке Октябрьском пункта контроля времени. Н е было его ни на въезде, н ина главной улице, ни на выезде из поселка. Такое моглооза дачить не только неопытных спортсме нов. К счастью, и м все-таки удалось найти судью. Из-за отсутствия службы связи ислужбы дистанции его не преду предили отом , что соревнования начались на час раньше, ч емпредполага лось. Казалось, н е только участники, н ои непосредственные организаторысорев нования — работники АМК — имеют весьма смутное представление ободно дневке. Несомненно, к аждого обрадовало по явление на трассе новичков, да еще на собственных мотоциклах. И нужно было позаботиться, чтобы первый старт не оказался для них последним. Д ля этого не следовало ставить «дебютантов» на одну доску с перворазрядниками. Д аже трасса средней трудности была им не по плечу. И некоторымновичкам соревнование принесло не удовлетворение, а чувство досады — не могли же они тягаться с обладателями спортивных машин . Здравый смысл требовал, чтобы безразрядникам , выступавшим на дорожных мотоциклах, хотя бы вза ключительной гонке дали фору (гандикап), но этого сделано не было. Большинство просчетов возникало не от недобросовестности, а от незнания и отсутствия опыта. О рганизаторы позаботились о встрече участников в населенных пунктах. Ю ные регулиров-КОГДАНЕ ЗНАЮТ АЗОВВремя приближается к девяти. Л ю ди, столпившиеся у старта, ж дутпер вого гонщика . И вдруг в наступившей тишине где-то сзади раздается дробный рокотмотора . С портсмен В. Токарев, н о м еркоторого выкрикнул судья при участниках, вместо того чтобы подвести ма ш инук стартовой линии, минуя KB, устремляется вниз. П о существу, о нуже выбыл из соревнований, о днако никто не останавливает его . С тартующий за нимперворазрядникСморчков , нарушая правила, запускает двигатель с ходу. С овершаетошибкуи третий участник. С минутным интервал ом спускаются с холма мотоциклисты, и кривая нарушений ползет вверх. Вслед за первой группой спортсменов выезжаем на трассу. Промытый во мно гих местах весенними водами грейдерНекоторые участники однодневки подъезжалик месту стартас заведенными двигателями , не зная , что это запрещено правилами .6 щики в пионерских галстуках стояли на всем пути следования гонщиков по Аткарску, Татищеву, Петровску. А вот разметить трассу указательными знаками организаторы не догадались, и буквально с первых же минут для спортсменов начались загадки. Промахи в проведении саратовской однодневки заставляют о многом задуматься, и прежде всего о подготовке кадров спортивных работников для автомотоклубов. Тренер Саратовского АМК В. Д. Морозов, сам в прошлом мотоспортсмен, с горечью говорит: — Отстал. Дни уходят на составление бумажек. На больших соревнованиях почти не бываем. Варимся в собственном соку. Наверное, с ним согласятся сотни тренеров из других городов. Мотоспорт непрерывно развивается, Возникают новые виды соревнований, изменяются старые. Где увидеть, где узнать обо всем новом? Помочь могут курсы по повышению тренерской квалификации, специальная литература. Но таких курсов нигде нет, как нет на местах нуж-рядник В. Буров помогал завести мотоцикл с ходу. Однако этого было достаточно, чтобы вынести суровый приговор и снять Грабовского за «постороннюю помощь». Но судья В. Сергеев, присутствовавший при этом, остался безучастным — он не знал, что такие действия запрещены правилами. На старте судьи также не зарегистрировали ни одного нарушения. Даже гонщик Токарев, миновавший выходной KB, оказался в числе закончивших соревнования «на нулях». Чаще всего судьи допускали ошибки по незнанию, но случалось, и по недобросовестности. Об этом стоит сказать особо. Честность, беспристрастность и объективность должны отличать арбитров. В Саратове же мы видели судей, которые делали то, что судье делать строго противопоказано. Из многих примеров приведем лишь один. На пятом пункте KB судьи Б. Сергеев и ф. Латышев поставили отметку гонщику Пономареву о своевременном прибытии, хотя он имел значительное опоздание. Недостатки в судействе однодневки свидетельствуют о том, что на местах не налажена подготовка судей. Организаторам буквально до самого начала соревнований пришлось подыскивать главного секретаря, начальника дистанции, судей на КВ. Поиски не увенчались успехом, и главному оудье (в городе коллегии судей нет) пришлось назначать судьями инструкторов автодела, инструкторов райкома ДОСААФ — людей не знакомых с мотоспортом. Стоит ли после этого удивляться ошибкам в их работе? Проблема подготовки на местах судейских кадров злободневна. Не только в Саратове — во всем Поволжье годами не видят квалифицированных московских арбитров, которые поделились бы опытом, организовали семинары, провели показательное судейство. В городе не помнят случая, когда бы саратовского судью пригласили для участия в судействе больших соревнований. Такая командировка не потребует больших затрат, а пользу принесет большую. Много еще можно сделать. Мы имеем в виду сборы судей, творческие дискуссии, разбор соревнований. Без всего этого немыслимо воспитание судейских кадров, а следовательно, и настоящее развитие мотоспорта. КОМУ ПО ШТАТУ ПОЛОЖЕНОн а старте заключительной скоростной гонки в классе 175 см 3 . никое. Но эти возможности слабо используются. Актив созрел для того, чтобы ему доверяли такие дела, как организация городских соревнований. Спортивная жизнь Саратова дает тому немало примеров. Смог, скажем, техник Б. Гиндин создать на заводе отличную команду, которая, кстати, стала победительницей в однодневке. Смог кандидат философских наук Ю. Фатуев воспитать перворазрядников и мастера спорта в секции Саратовского университета. И, конечно, смогли бы они, как и десятки других товарищей, хорошо и правильно провести однодневные соревнования. В Саратове сейчас возможности для развития мотоспорта стали куда шире, чем раньше. Руководители областного комитета ДОСААФ — его председатель Г. Калининский и заместитель В. Олескевич — проявляют большую заботу о мотоспортсменах. Мотосекции предприятий и учебных заведений получили новую спортивную технику, в городе все чаще проходят мотоциклетные соревнования. И успех дела — рост массовости и мастерства, повышение культуры соревнований — будет в конечном счете зависеть от того, насколько умело и полно будет использована инициатива и самодеятельность местных любителей мотоспорта. И последнее. Итоги однодневки в Саратове со всей очевидностью говорят о том, что мотоциклетный комитет ФАМС должен обратить внимание на проведение местных соревнований и оказать помощь организациям ДОСААФ городов и областей РСФСР, где нет ни республиканского клуба, ни Федерации автомотоспорта. М ТИЛЕВИЧ, наш спец. корр. Саратов.У спортсменов Ленинского района А. Константинова (слева) и Б. Гитлина хорошее настроение: их команда заняла первое место. Фото А. ДЕМИДОВА ных книг и брошюр по мотоспорту. И этим во многом объясняется низкая культура организации и проведения соревнований. АРБИТРЫ НЕ ЗАМЕЧАЮТ... Итоговый протокол однодневки — это документ, рассказывающий о множестве судейских ошибок, исказивших результаты соревнования. Трудно поверить глазам, читая, скажем, о том, что 25 спортсменов из 30 стартовавших в классе 350 см 3 не имеют штрафных очков. Среди них, между прочим, значится и Ю. Грабовский, которому перворазСерьезные недостатки в организации, судействе и подготовке соревнований были допущены еще и потому, что соревнования готовил узкий круг людей — штатные работники клуба и горкома ДОСААФ. Они пытались сделать сами все, начиная от мелкой технической работы и кончая судейством. И, конечно, многое упустили. Видимо, до тех пор, пока в организации соревнований будут участвовать только те, кому это «по штату положено», «акладки и неудачи неизбежны. Между тем в Саратове огромное количество энтузиастов мотоспорта. Не десятки — сотни общественных судей, организаторов, инструкторов можно найти в городе. Демобилизованные офицеры Советской Армии — танкисты и автомобилисты, преподаватели вузов и техникумов, студенты — вот тот источник, откуда можно черпать кадры обществен